Русский Фахверк: что такое русский фахверк?..
Фахверковое строительство медленно, но верно становится модным трендом:
- эту тему активно обсуждают на различных форумах;
- появились всевозможные общества, союзы и объединения фахверковедов, фахверколюбов и фахверкоробов;
- проходят конференции, посвященные фахверковому строительству;
- существует несколько фирм с той или иной долей успеха и уверенности строящих фахверковые дома, и количество этих компаний увеличивается;
- растет армия приверженцев, ценителей и любителей фахверка;
- формируется специфический заказчик, который хочет строить себе фахверковый дом.
Так что же это такое Русский Фахверк? Считаю, что настало самое время определиться.
Мы используем это понятие исключительно в концептуальном, технологическом, а также маркетинговом смысле. Поэтому отличать русский фахверк от нерусского только по территориальному принципу — мол, построено в России — значит русский — считаем принципиально неправильным подходом. Поэтому появление этого термина на сайтах строителей стеклянных фахверков из клееного бруса считаем лишь стремлением не пропустить модную струю, а вместе с ней и значительный поток заказчиков. Хотя, по большому счету, ничего нового или особенно русского они в своих проектах не предлагают: как были аквариумы, напичканные электроникой, так и остались.Концепция
Нет, пожалуй, ни одной страны в мире, где в национальном строительстве не применялись бы деревянные каркасы или хотя бы их элементы. Даже в Африке имеются прекрасные образцы несущей части каркасов с использованием круглых, кривеньких и не очень толстых стволов деревьев и стенкой из смеси глины, соломы, тростника и навоза.
В России фахверк в классическом виде строили очень мало. Однако в народной традиции домостроения каркасные элементы: столбы, ригели и укосины с характерными замками и врубками довольно широко использовались в гульбищах, галереях, дворах и т.п.
На наш взгляд, строить у нас немецкий фахверк, или французский коломбаж, или английский халф-тимбер, или американский тимбер-фрейм, или пост-энд-бим, или японскую минку — не имеет большого смысла. Необходима интеграция и рождение собственного каркасного стиля, характерного для России. Это задача не одного года и даже не одного десятилетия. Вот что такое Русский Фахверк! Так что нам еще работать и работать. В наших проектах мы уже начали этот процесс, когда стали внедрять классические русские элементы в кровлю, входные группы, балконы, галереи и террасы. Но это только начало.
Технология
Фахверк, каким мы привыкли любоваться в Европе, отличается от настоящих капитальных русских срубов, образцы которых еще можно увидеть на Севере России, большей модульностью и относительной дешевизной строения. Также в фахверке отсутствует такое традиционное деревянное неудобство как усадка стены. Однако стенка классического фахверкового дома выполнена не для нашего сурового климата. Задача Русского Фахверка создать технологию изготовления стены адекватную нашим историко-культурным и климатическим условиям.
Пористый материал Руфалит на гипсовой основе, с которым мы сейчас активно работаем и экспериментируем — всего лишь один шаг в эту сторону. Возможно в будущем мы придем к более интересным, энергоэффективным и экономически выгодным решениям.
Маркетинг
Мы не ставим перед собой задачу строить то, что и без того все строят. Мы ищем особенную характерную русскость в Русском Фахверке, чтобы он не был чужеродным стилем для нашей страны, а наоборот, органично вписавшись в нашу культуру, стал насущной потребностью определенных слоев людей.
Свои архитектурные, инженерные и технологические решения мы предлагаем рынку и продвигаем под торговыми марками «Русский Фахверк» и «Руфалит», которые зарегистрированы в ФИПС РФ и защищены.
…
Русский Фахверк: классический фахверк, или имитация?
Рынок не стоит на месте, а постоянно развивается и корректирует наши творческие замыслы, диктуя определенные условия. Так случилось и с имитацией фахверка.Коттедж «Франсуа». Архитектор Дмитрий Иванов
Все, наверное, помнят, что еще два года назад мы были противниками декорирования домов под фахверк. Однако нас так часто просят об этом, что мы решили пересмотреть свою маркетинговую стратегию и открыли новое направление – строительство бюджетных домов с имитацией фахверка, а также дизан-проектирование и изготовление экстерьеров и интерьеров под фахверк в уже имеющихся коттеджах.Для начала необходимо отметить, что в современной ситуации сосуществуют два принципиально разных подхода к пониманию фахверка. Во-первых, фахверк – это определенная строительная технология, где несущие функции в здании выполняет деревянный каркас. Во-вторых, – это ярко выраженный архитектурный стиль, в котором на первый план выступает эстетика контрастного ритмического рисунка из темных балок и светлых ячеек стены. Вот здесь и нашло свою нишу декорирование фасадов зданий под фахверк.
Удивительно, но имитаций фахвека в объемах строящихся зданий в настоящее время намного больше, чем фахверка классического. И даже современный стеклянный фахверк из клееного бруса здесь сильно отстает. При этом в подавляющем большинстве случаев мы сталкиваемся с малопрофессиональными работами, которые неубедительны, а зачастую просто уродливы.
Ведь, когда мы говорим об имитации, речь идет в первую очередь об эстетике. Но эстетика должна отвечать технологическим моментам. А это значит, что нельзя делать декоративную раскладку из темных досок на стене здания абы как, но исключительно в соответствии с технологическими правилами устройства каркаса, чтобы внешне это не выглядело глупо и некрасиво, словно дом обклеили спичками в произвольном порядке.
Это наша принципиальная позиция. Мы предлагаем такой декор, что даже специалист не сразу обнаружит, что в нашем исполнении он имеет дело всего лишь с имитацией фахверка
Да и на подсознательном уровне заказчику всегда приятнее ощущать незыблемость и правильность декора своего дома, поскольку наша имитация фахверка полностью соответствует технологическим принципам построения несущего каркаса: столбы, ригели, обвязки и укосины – все эти элементы находятся в тех местах и имеют ту форму, которая должна быть, если бы этот дом на самом деле был классическим фахверком.
К чести имитаторов фахверка, попадаются и вполне приличные работы. Однако удивляет тот факт, что в процентном соотношении – это скорее всего исключение. Да и в таких работах трудно встретить 100% правдоподобный фахверк. Безвкусица, пошлость и поверхностный подход правят бал!
Все-таки раскосы хорошо бы было вести не от подоконного ригеля, а с закладного бруса нижней обвязки
А вот этот проект с точки зрения соответствия технологии близок к идеальному!
В этом проекте удачно проделана имитация выноса второго этажа,
а также неплохо показаны консоли, поддерживающие вылет крыши
Рассмотрим основные ошибки в имитации фахверка на примерах уже построенных коттеджей. Что делают горе-имитаторы?
По большому счету этих ошибок две
1. Балки располагаются на стене неправильно.
Достаточно мысленно убрать толщу стены и оставить этот якобы каркас оголенным, как он тут же перекосится или просто завалится.
Перекрытие второго этажа не имеет опоры в каркасе первого этажа.
Такой дом, будь он на самом деле фахверковым, со временем начал бы проседать в середине фронтона.
В этих двух домах второй этаж висит над первым не держась ни на чем.
Такое невозможно с точки зрения физики. К тому же здесь отсутствуют элементы жесткости: раскосы в углах здания
Это происходит потому, что дизайнеров, работающих над декорированием коттеджа, не интересует фахверковая конструкция как таковая, поэтому они действуют поверхностно, не заботясь о глубинном психологическом восприятии объекта.
Здесь вообще непонятно, что на чем держится…
Закладывая в декоре стены технологическую неправду (или даже полную чушь), они непроизвольно создают подсознательное настроение неуверенности, а значит хозяина дома, его домочадцев и гостей все время будет мучить какое-то непонятное ощущение неуютности и неуклюжести его дома.
2. Балки слишком тонкие.
Помимо того, что балки тонковаты в этом проекте удивляют раскосы, идущие на полтора этажа,
да еще и повернутые в другую сторону. Центральный ман выглядит вполне убедительно…
В этом проекте все более-менее гармонично, однако толщина балок оставляет желать лучшего…
Приятный проект. Очень хорошо проработана соломенная кровля. Хорошие пропорции.
на манер Станиславского: » Не верю!»
По всей видимости это делается из-за экономии средств, или по уже указанной причине, поскольку дизайнеры не знают принципов построения фахверка. Выглядит же это неэстетично, а порой и просто нелепо, так как нарушена гармония в соотношении массы темных балок и светлой стены.
Элементы классического фахверка
Для того, чтобы читатели нашего блога могли сформировать более полное представление о том, как должна выглядеть раскладка балок на самом деле, рассмотрим некоторые основные элементы фахверкового каркаса. Это поможет многим самостоятельно сделать эскизный проект правдоподобного декора своего дома.
Схема основных фахверковых элементов.
1 – закладной брус (нижняя обвязка) | нем. Grundschwelle, 2 – угловой полу-ман | нем. Eckpfosten,
3 – центральный вильдерман | нем. Wildermann, 4 – угловой ман | нем. Mann,
5 – верхняя обвязка | нем. Rahmholz, 6 – балки перекрытия (лаги),
7 – нижняя обвязка второго этажа | нем. Brustschwelle, 8 – ригель | нем. Riegel (Zwischenriegel),
9 – подкос (раскос) | нем. Band, Fussband, Kopfband, Riegelkreuze, Bug,
10 – подоконный ригель | нем. Fensterriegel (Unterfensterriegel, Brustriegel),
11 – надоконный ригель | нем. Oberfensterriegel, 12 – винкель | нем. Winkel,
13 – подпор | нем. Stütze, 14 – андреевский крест, 15 – консоль | нем. Konsole,
16 – укосина | нем. Strebe, 17 – мауэрлат | нем. Mauerlatte, 18 – прогон,
19 – подконьковый брус, 20 – стропила | нем. Dachsparren, Dachstuhl,
21 – стойка | нем. Pfost, 22 – нагель | нем. Nagel
В первую очередь следует обратить внимание на угловые столбы – основу фахверковой решетки. Они должны быть достаточно мощными и жестко скрепленными с закладным брусом при помощи раскосов во избежание подвижек каркаса. Таким образом, раскосы как правило стягивают закладной брус по углам здания с угловым вертикальным столбом. Такая конструкция называется угловой ман. Аналогичная конструкция – центральный ман – нередко применяется в середине стены, особенно если расстояние между углами более 6-8 метров.
Низ здания опоясывает сплошной брус, который называется закладным или обвязочным. На нем при помощи специального шипо-пазового соединения устанавливаются все вертикальные элементы каркаса. Также у фахверкового дома всегда есть верхняя обвязка – закрывающий стойки брус, на котором покоятся лаги или балки перекрытия второго этажа здания. Соответственно, второй этаж также начинается обвязочным брусом, прижимающим лаги перекрытия. Визуально переход от первого этажа ко второму выглядит как массивная связка двух, трех, а то и четырех горизонтальных балок.
Нередко в фахверковых домах практикуется вынос второго этажа над первым. В имитации фахверка этот вынос можно обозначить карнизом между первым и вторым этажом коттеджа.
Горизонтальные балки фахверковой конструкции бывают сплошными по периметру здания – обвязки, или небольшими, локально соединяющими столбы, – ригели. Так или иначе горизонтальные балки всегда пронизывают вертикальные стойки, словно стежки вышивки. Ригели обязательно присутствуют над дверными и оконными проемами – надоконные ригели, а также под оконными проемами – подоконные ригели.
Укосины, перекрестия (андреевский крест), раскосы (подкосы), подпоры, консоли
каким должен быть русский фахверк
Как мы уже выяснили, в массовом порядке фахверк пока не прижился в России, однако следы его можно наблюдать практически повсеместно в европейской части страны.Рассмотрим сперва вопрос, каким был русский фахверк в прошлом.
Ища ответ на этот вопрос, набрел я в сети на любопытный материал по истории Гатчины. Автор статьи Алексей Зотов приводит интересные материалы по интеграции стилистики европейских каркасных построек с методами классического русского деревянного строительства. Посмотрим некоторые фотографии.
В общем, довольно интересно, особенно, если учесть, что в Гатчине, как и в самом Петербурге и его ближайших окрестностях, на рубеже XIX-XX веков трудились такие архитекторы как: Иероним Севастьянович Китнер (1839-1929), Андрей Леонтьевич Гун (1841-1924), Давид Иванович Гримм (1823-1898) и его сын Герман Давидович (1865-1942), Роман Федорович (Роберт Фридрих) Мельцер (1860-1943), Василий Александрович Кенель (1834-1893), Максимилиан Георгиевич (Егорович) Месмахер (1842-1906), Виктор Александрович Шретер (1839-1929), Людовик Яковлевич Урлауб (1851-1897) и многие другие. Прошу обратить особое внимание на немецкие фамилии этих мастеров.
Есть пара любопытных фахверковых домиков и на территории усадьбы художника Поленова в Подмосковье.
Вообще стилизаций под фахверк в России довольно много: есть удачные, а есть и не очень. Началось все, как водится, с царя Петра Великого. Его первый дом в Санкт-Петербурге был срублен из лафета и при жизни хозяина был выкрашен белой краской с намалеванными сверху черными столбами, ригелями и укосинами. В том виде, в каком этот дом показывают туристам сейчас, от западных веяний в нем остались только великолепные огромные голландские окна, абсолютно нетипичные для русских изб.
А вот дом Петра I в Лиепае — это уже совсем другое дело 😉 тем более, что это даже и не дом, специально выстроенный для государя, а обычная гостиница, где Петр останавливался со своим посольством.
Ну вот, короткий экскурс в историю завершен. Остается решить вопрос, каким станет русский фахверк в будущем. Но об этом в следующих постах.
читайте продолжение статьи >>>
Русский Фахверк: фахверк. что это такое?
Познакомьтесь со статьей художника декоратора Бориса Симкина, который занимается исследованием фахверка как архитектурного стиля и технологии.Хэлф-тимбер (half-timber) – это фахверк по-английски, коломбаж (colombage) – французское название фахверка, по-немецки это звучит как фахверкхаус (Fachwerkhaus). Швейцарские шале, американские брусовые дома (timber frame) – это тоже фахверк. Они отличаются друг от друга внешним видом, но имеют одно сходство – конструкцию.
Фахверк (нем. Fachwerk от Fach – панель, секция, и Werk – сооружение) представляет собой каркас, образованный системой горизонтальных, вертикальных элементов и раскосов из деревянного бруса. Промежутки между брусьями заполняются саманом, кирпичом, камнем или любым другим находящимся под рукой материалом.
Прелесть внешнего вида фахверкового дома в том, что конструктивные элементы стеновых панелей открыты снаружи дома и балочные конструкции образуют красивый декоративный ритм, создающий неповторимый узор каждого дома. Такой прием позволяет следить за техническим состоянием фахверка и возможно во многом поэтому фахверковые дома стоят по пятьсот лет и очень хорошо себя чувствуют.
Благодаря теплому климату фахверковые дома получили широкое распространение в средневековой Западной Европе. Из фахверковых конструкций строили не только жилые дома, но и хозяйственные помещения, склады, цеха торговых гильдий. Мастера-строители из поколения в поколение совершенствовали своё искусство. Результат не заставил себя ждать – мы до сих пор любуемся этими творениями рук человеческих.
…
Русский Фахверк: фахверковый дом: гульбище вдоль северного фасада
К концу года темпы работ на фахверковом доме под Сходней немного снизились, и тем не менее можно с радостью отметить, что на северном фасаде здания наконец оформилось широкое гульбище или галерея, которая будет находиться под одной крышей со всем коттеджем.На фото хорошо видны и столбы нижнего яруса с укосинами, на которых галерея держится, и перила с балясинами, служащими не только украшением гульбища, но и конструктивным элементом жесткости, и мауэрлат – мощный горизонтальный брус, на котором будут закреплены стропила северной вальмы крыши.
Для удобства работ на галерее сделан временный дощатый настил. Теперь хорошо видно, насколько уютно организовано пространство.
Пространство под гульбищем также оформилось очень интересно, особенно с учетом перепада высот в рельефе участка.
Отдельного внимания заслуживают угловые столбы, поддерживающие мауэрлат.
Параллельно растет стропильная система, так что со стороны дом уже приобрел очертания настоящего жилища.
Предыдущую страницу смотрите ЗДЕСЬ >>>
Продолжение смотрите ЗДЕСЬ >>>
каким должен быть русский фахверк (продолжение)
Порассуждаем дальше на тему русского фахверка (начало статьи здесь >>>)Итак, зададим себе вопрос, каким должен быть русский фахверк? Каким мы его хотим видеть? Будет ли это стилизация, когда архитекторы привинчивают крашеные доски к бетонным или кирпичным стенам, или приделывают фахверковые элементы к русским избам, а то и купеческим домам? Или мы найдем свой путь, и в конце концов органично впишем фахверк в нашу культуру, как были вписаны в свое время варяжские срубы, византийские храмы, или итальянские кремли и палаты?
Я лично считаю, что надо изучать, постигать и трансформировать классику. Конструктив фахверка настолько прост и аскетически изящен, что переделывать его, выдумывая что-то новое, нет никакого смысла. Зачем изобретать велосипед? Нужно только адаптировать технологию фахверка к нашим климатическим условиям и строительно-сырьевой базе. Остается только решить как это будет выглядеть…
Мы уже говорили немного о внешних стилизациях. Думаю, что это не совсем верный путь. И поскольку настоящий фахверк — это абсолютно экологичное жилье, разве мы захотим ради внешнего сходства терять те прелести и качество жизни, которые нам теперь так дороги и ценны? То есть мы строим фахверк и именно фахверк, а не что-то похожее на фахверк, и размышляем при этом о том, что мы все-таки строим Русский Фахверк!
Рассмотрим несколько проектов домов, опубликованных на сайте Биофорум.
Архитекторы поработали над общим гештальтом или обликом здания. Если прищуриться и посмотреть как бы на силуэт картинки, то видно, что этот дом принадлежит русской культуре зодчества. Открываем глаза пошире и видим, что спальный этаж постройки каркасно-кирпичный. На мой взгляд вполне удачное решение — для начала.
Есть над чем поразмыслить, жаль только, что это все-таки стилизация, а не настоящий фахверк. Авторы проектов так прямо и говорят в сопроводительных статьях. А это не наш путь…
Теперь поговорим немного о современном фахверке: великолепных аквариумах из клееного бруса и стекла, напичканных электроникой и всеми радостями умного дома. Дорого, но очень круто и красиво, а главное решительно и современно.
В любом случае надо вжиться в эту традицию и ассимилировать ее, проработать и освоить, то есть сделать своей!
Работа в этой области только началась, а значит продолжение следует…
Русский Фахверк: фахверк. конструкция и материалы
Художник декоратор Борис Симкин рассказывает о конструктивных особенностях классического немецкого фахверка.Основой объёмно-пространственной конструкции фахверкового дома является каркас из деревянного бруса, собранного в различные комбинации из конструктивных элементов. За долгую историю существования фахверка сложилась стройная и разнообразная система элементов конструкции со своими названиями и функциями. Можно с большой уверенностью сказать, что это – народная архитектура. А народное творчество всегда лаконично, конструктивно и при всём этом имеет яркий декоративный окрас. Ведь даже название основного вертикального несущего элемента – Человек (Mann – нем. «человек» ).
Внутренние горизонтальные несущие балки перекрытий называются прогоны. А основу конструкции каркасной фахверковой стены образуют верхние и нижние балки обвязки, соединённые вертикальными стойками – манами. Между стойками находятся короткие горизонтальные балки – ригели. Ригели служат для усиления конструкции и возможности врезки в панель стены дверей и окон. Они имеют названия: подоконный ригель, крестовая перемычка, промежуточный ригель. Крепятся конструктивные элементы при помощи различных пазов и деревянных гвоздей-нагелей. Всё чётко, ясно, без излишеств.
Элементы фахверковой конструкции предназначены для придания каркасной стене жесткости и устойчивости. Фигура ман обычно устанавливается в центре каркасной стены, угловые маны укрепляют углы строения. Андреевский крест, можно увидеть в пространстве между нижней обвязкой и подоконным ригелем, а также во фронтоне. Раскосы несут функцию распорок, соединяя нижнюю и верхнюю обвязки. Подкосы служат подпорками для стоек.Обратные подкосы, уголки-подпорки, поддерживают висячие балки и их выступающие части.
Мастера-строители в своей вековой практике разработали разнообразные комбинации вертикальных, горизонтальных и наклонных элементов стенового каркаса. Каждый из них имеет свое название и назначение и представляет собой составляющую определенного фахверкового стиля. Появилось даже понятие «декоративно-конструктивный элемент» фахверка, который выполняет две функции, соответствующие своему названию.
Дома строили из очень прочного и долговечного дуба. Нередко использовали хвойные породы дерева. Стены в ячейках каркаса заполняли саманом (глиной, смешанной с соломой или камышом, чтобы она не распадалась на отдельные куски). Чтобы саман держался в стене и не выпадал, под него готовили плетеное основание из тонких веток, которые вставляли в заранее сделанные пазы внутри фахверковых полей. Однако в результате высыхания глины образовывались щели между заполнением и элементами каркаса. Эти щели в старину заделывали шерстью, смешанной с известью. Затем поверхность самана штукатурили известковым раствором и окрашивали.
Иногда каркас заполняли глиняным кирпичом, как обожженным, так и сырцом, кирпич-сырец обязательно штукатурили. Применяли обычную или декоративную кладки. Старый способ крепления кирпича к каркасу заключался в использовании трехгранных реек, прикрепленных к внутренним поверхностям каркаса. В крайних кирпичах под рейку вырезался паз.
Часто конструктивные элементы фахверковых строений украшали резьбой, иногда довольно скромной, иногда богато орнаментированной – здесь все зависело от содержимого кошелька владельца дома. На угловые маны нередко помещали резные деревянные скульптуры.
Зачастую постройку фахверкового дома сравнивают с изготовлением мебели, только большого размера. И это недалеко от истины, ведь дома, построенные по этой технологии, исключительно качественные, технически совершенные сооружения.
О фахверковых домах я знаю не понаслышке и, понимая многие их недостатки (в этом подлунном мире не существует совершенства), хочу в заключении сказать, что философия архитектуры этого рукотворного чуда-чудесного вызывает великое уважение, заставляет снять шляпу и низко поклониться.
…