Фракция щебня: Щебень — Википедия – Фракции щебня для бетона разных марок и соотношение

Содержание

Классификация и виды щебня его отличия, применение и происхождение

В списке постоянно используемых строительных материалов — щебень занимает первые позиции. Без него вряд ли можно найти какую-то стройку или строительство дороги, моста.
Его применение весьма обширно, в основном это наполнитель бетонной массы, которую используют для различных целей.
Щебень иногда даже окрашивают в ландшафтных работах, из ярких цветных камешков делают красивые панно.
Несмотря на свою популярность, многие не знают — что такое щебень и чем же он хорош.
Имеет различные способы добычи, от которых в основном, зависят его технические характеристики. Их немного, но, на стадии планирования строительных работ, их обязательно учитывают.

Классификация щебня по назначению

Характеристики щебня

Перечислим основные показатели, которые присущи всем видам щебня:

  • плотность;
  • морозостойкость;
  • радиоактивность;
  • фракция;
  • лещадность;
  • прочность.

Показатели, на которые всегда обращают внимание — фракция, прочность и морозостойкость.
Фракция — размер зерна, именно этот показатель является часто ключевым при выборе строительного щебня.
Фракции бывают:

фракции щебня 5-20

фракции щебня 40-70

В процессе производства щебня, его сортируют методом просева через специальные сита по размеру камешков. Таким образом, происходит отбор и разделение щебня по фракциям.
Морозостойкость — важный фактор, который зависит от способа происхождения исходного материала — это может быть морская галька, скальные гранитные породы или известняковый карьер. Щебень имеет шероховатую поверхность, поры, в которую попадает влага. С приходом минусовых температур, влага пытается порвать камень, а это чревато последствиями. Чем больше пор, тем больше вероятность построенного объекта.
Самый высокий показатель у гранитного щебня, количество циклов заморозки и оттаивания у него максимально допустимы. Объект, с его применением простоит многие лета без особых влияний агрессивной внешней среды.
Радиоактивность — показатель, который учитывают при строительстве жилья, особое внимание больницам и детским учреждениям. Если исходные породы камня залегали на большой глубине, там всегда особый вид газа, который при замерах, показывает радиоактивности щебня. В некоторых случаях, щебню необходимо какое-то время отлежаться, чтобы снизить вредное излучение. Предельные показатели у гранитной разновидности щебня.
Лещадность — по сути — форма камешков, которая влияет на насыпную плотность и крепость возводимых конструкций.
Форма камешков бывает — кубовидной, игольчатой, закругленной, плоской. Кубовидный щебень наиболее востребован на всех работах, у него наивысшая насыпная плотность не зависимо от фракции и вида щебня.
Остальные формы щебня не обеспечивают плотность бетонной массы, внутри ее образуются пустоты, которые негативно сказываются на прочности возводимого объекта. В числовом обозначении — чем меньше число, тем лучше лещадность, т.е. заполнение.
Прочность — важный показатель, который зависит от способа добычи исходного материала и его происхождению. Гранитные скалы и щебень обладают наивысшими показателями прочности. Известняковый материал обладает наименьшей прочностью, но также повсеместно применяется на различных строительных работах. Мир знает старинные строения из известняковых пород камня, которые привлекают туристов по сегодняшний день.

Основные виды щебня

В списке основных видов щебня всегда рассматривают три вида:

  • гранитный;
  • гравийный;
  • известняковый.

Рассмотрим кратко каждый вид строительного щебня.

Гранитный — при дроблении скальных пород и последующей обработкой, получают фракции от 0 до 120 мм. Наиболее востребованными являются 5-10 и 5-20 мм — их используют в производстве асфальта и товарного бетона. Изделия с гранитным материалом обладают высокой прочностью и долговечностью.
Также гранитный щебень используют в производстве железобетонных конструкций, аэродромных покрытий, тротуаров, стоянок, автобанов. Именно в местах повышенных нагрузок применяют гранитный щебень.
Единственным минусом считается его радиоактивность поэтому его не используют для детских площадок, больниц, жилых помещений, за исключением фундаментов.
Разновидностью гранитного щебня есть бутовый камень — бут. Его большие размеры — до 150 мм, нашли особое применение не только в строительной сфере. Его используют особенно широко — бетонные массы для фундаментов, декорирование фонтанов, бассейнов, парковых зон, участков. В частных домовладениях им обкладывают клумбы, цветники, беседки. Из него строители научились возводить надежные помпезные заборы и ограды, которые при желании заказчика могут покрасить. На выходе получается забор — произведение искусства, который точно переживет своих хозяев.
Стоимость гранитного щебня любой фракции самая высокая, так как на его производство уходят большие энергоресурсы.
Гравийный — не менее популярная разновидность. Основные технические показатели несколько хуже предыдущего, но ввиду меньшей стоимости, имеет высокий спрос у населения. Важным плюсом данного вида, является меньший показатель радиоактивности, поэтому имеет повсеместное применение в возведении любых видов жилья, детских площадок, садиков. В возведении объектов с последующей высокой физической нагрузкой не применяется ввиду невысоких показателей прочности.

Основные виды щебня

По фракциям имеет различное применение:

  • 0-5 мм — отсев, используют при гололеде, в ландшафтных работах, для замещения песка в бетонных растворах;
  • 5 -10 – 20 мм — бетон, фундамент, ландшафтный дизайн;
  • 20 – 40 мм — изделия из бетона, фундаменты строений;
  • 70 – 90 мм — декорирование различных объектов, фундаменты, строительство дорог, железнодорожных насыпей;
  • 150 мм и больше — бутовый камень — декоративные работы.

Некоторые строительные компании закупают именно гравийный бутовый камень для последующего дробления на более мелкие фракции, они обладают своим оборудованием для этих целей.
Известняковый щебень — ввиду своей довольно низкой стоимости, имеет высокий спрос у населения. Для нужд частного сектора вполне можно обойтись данной разновидностью щебня. Ремонтные работы, декорирование клумб, дорожек, альпийских горок, фонтанов — здесь не уместно применять дорогостоящий гранитный материал.
Имеет также несколько рабочих фракций: 5-10, 5-20, 20-40, 40-70 мм. Применяют для заливки фундаментов легких строений, для внутренних работ, участвует в производстве соды, стекла, востребован в производстве портландцемента, в полиграфии. По цвету может быть с красным оттенком, бурым, желтым – в зависимости от примесей.
Показатели прочности и морозостойкости имеет самые низкие, поэтому в местах высоких физических нагрузок не используется.
Отсев – в производстве всех видов щебня, при дроблении,получаются отходах — отсев, размер 0-5 мм. По сути — это пыль, песок, которые также имеет широкое применение в народном хозяйстве. Имеет самую низкую цену, используется для замещения более дорогого песка в растворах для снижения себестоимости. Применяется для множества декоративных работ в частном секторе, парках отдыха, пансионатах, детских площадках.

Заключение

Проанализировав статью, можно сделать выводы — какой вид щебня в каких работах применяется:

  • гранитный — места, где на возводимый объект, в дальнейшей эксплуатации, будут высокие физические нагрузки — давление, истирание, агрессивная среда;
  • гравийный — ввиду нулевого радиоактивного фона, повсеместно применяется в строительстве жилых объектов;
  • известняковый — обладая самыми низкими показателями, не применяется в строительстве государственного жилья, используется в местах низких физических нагрузок на возводимый объект.

 

применение щебня

Что такое фракция щебня

Содержание статьи:

Щебень – это один из самых крупных и популярных бетонных заполнителей, который позволяет минимизировать усадку раствора в процессе его застывания, что в свою очередь благоприятно отражается на прочности созданной конструкции.

Под фракцией щебня специалисты подразумевают граничные размеры составляющий частиц этого материала.

Требования государственных стандартов

Щебень, что производится из горной породы, подпадает под соответствующие нормы государственных стандартов, которым он обязательно должен соответствовать. Этот материал, согласно действующему законодательству страну, должен иметь сыпучую структуру, неорганическую по своему происхождению. При этом величина всех его составляющих должна превышать 5 мм.

В соответствие с действующими нормами, щебень является наполнителем для тяжелых бетонов, плотность которых составляет около от 2-3 г/см3. Использоваться этот материал для отделочных работ не может.

Производится щебень посредством двумя способами:

  • дроблением горных пород;
  • специальной обработкой минеральных веществ на предприятиях.

Разделение щебня на различные по своей величине фракции происходит посредством использования специальных сит с разной величиной ячеек – от 5-10 до 70 мм.

Виды щебня

Щебень может производится нескольких видов. Это напрямую зависит от типа используемых горных пород. На рынке строительных материалов на сегодняшний момент спросом пользуются такие типы щебенки, как:

  1. Известняковый щебень. Эксплуатационные качества этого материала являются одними из самых плохих. Прочность такого щебня не превышает 600-800 кг/м3. Его преимущества заключается в стойкости к перепадам температуры и практически полном отсутствии каких-либо примесей.
  2. Гранитный щебень. Он считается одним из наиболее ценных. Основные его особенности – высокая прочность, долговечность и значительная стоимость. Этот материал способен выдерживать нагрузку при сжатии до 250-270 МПа. Он имеет повышенную устойчивость к низким температурам, имея морозостойкость на уровне Ф300-Ф450.
  3. Гравийный щебень. Этот материал отличается не очень значительной прочностью. Вместе с тем ее вполне достаточно, чтобы получить в итоге довольно крепкий бетон. К преимуществам этого щебня специалисты относят низкую стоимость, экологичность и широкую сферу использования.
  4. Шлаковый щебень. Это один из наиболее распространенных типов строительных материалов. Его прочность, как правило, не превышает 1000 кг/м3.

Вышеперечисленные виды щебня пользуются значительным спросом.

Типы фракций щебня и их применение

В настоящее время существует 5 различных фракций щебня. Каждая из них имеет свои технические характеристики и способы использования. На них обязательно стоит обратить внимание, прежде чем начать процесс покупки материала:

Тип фракцииОсобенности использования
Фракция 3-20 ммМатериал такого типа используется для производства бетонных и железобетонных конструкций. Он применяется для создания элементов искусственных построений, которые возводятся через какие-либо препятствия (реки, озера, болота или проливы).
Фракция 20-40 и 40-80 ммМатериал с составными частицами такой величины применяется при возведении фундаментов зданий и сооружений. К тому же он используется в процессе строительства промышленных объектов и производстве изделий из бетона. Используется щебень данной фракции еще и в случаях необходимости создания «подушки» при прокладке дорог и автомагистралей.
Комбинированная фракция с частицами величиной 20-70 ммИспользование данного типа материала преимущественно ограничено лишь возведением крупных промышленных объектов, для которых необходимы высокие технические характеристики бетона, способные выдержать значительные нагрузки.
Фракция свыше 150 ммС применением этого материала возводятся сооружения достаточно мощных основ. К тому же щебень такого типа может быть использован для возведения промышленных объектов. Отдельным способов применения материала, фракция которого превышает 150 мм, является ландшафтный дизайн. Большие камни могут красиво украсить искусственные водоемы или же городские парки.

Таким образом, фракция щебня напрямую влияет на возможность его использования в тех или иных целях. Именно поэтому приобретать данный материал необходимо в соответствие с тем, какое конкретно здание возводится, каково будет его предназначение и способ эксплуатации.

Выбор необходимой фракции

Для того чтобы подобрать наиболее корректную фракцию для изготовления тех или иных изделий, необходимо пользоваться следующими правилами:

  1. Для сооружения железобетонных конструкций необходимо подобрать щебень, максимальная величина которого не превышает 2/3 наименьшего расстояния между арматурными балками.
  2. Для изготовления плит нужно использовать щебень, величина которого меньше ½ или 1/3 наименьшей толщины конкретного изделия.

Если материал будет использоваться для разных типов работ, лучше всего отдавать предпочтение средней фракции.

Щебень для асфальта: фракции и как выбрать

Главная > Часто задаваемые вопросы > Применение щебня > Щебень для дорожных работ > Щебень для асфальта

Щебень – один из основных компонентов асфальтобетона. От него зависят прочность и долговечность дорог. Кроме того, материал отвечает за то, насколько прочно шины автомобилей сцепляются с покрытием, а значит – и за безопасность трасс. Поэтому требования к щебню в этом случае предъявляются высокие.

В компании Грунтовозов вы можете купить щебень для асфальта с доставкой до вашего объекта по минимальной цене.

По процентному содержанию щебня асфальт делится на типы:

  • А – 50-60%
  • Б – 40-50%
  • В – 30-40%

В усовершенствованном щебеночно-мастичном асфальтобетоне количество щебня повышено до 70-80%. Такое покрытие отличается высокой упругостью и устойчивостью к расслоению.

В следующей части статьи вы узнаете, на что следует ориентироваться при выборе материала.

Как выбрать щебень для асфальта

Поверхность асфальта должна выдерживать множество нагрузок. По ней ходят люди, проезжают тысячи автомобилей. Оказывают негативное влияние и атмосферные факторы – перепады температур, осадки. Поэтому для изготовления асфальтобетона следует выбирать особый щебень. Требования к нему достаточно высокие.

При выборе следует обратить внимание на следующие свойства щебня:

  • Вид
  • Фракцию
  • Лещадность
  • Адгезию
  • Прочность
  • Истираемость
  • Морозостойкость
  • Содержание зерен слабых пород
  • Содержание пылевидных частиц и комков глины
  • Водопоглощение
  • Насыпную плотность
  • Радиоактивность

Большинство характеристик регулируется ГОСТами 9128-2013 (для асфальтобетонных смесей) и 8267-93 (для щебня в строительных работах). Подробное описание каждого свойства с его нормативными показателями вы найдете ниже.

Вид

Для изготовления асфальтобетона рекомендуют брать щебень из пород магматического происхождения.

Среди них:

Они обладают достаточной прочностью, износоустойчивостью, высокой морозостойкостью и могут переносить большие нагрузки.

Неплохими характеристиками обладают некоторые метаморфические породы:

По прочности и морозостойкости они не уступают популярным граниту или габбро. Амфиболит может даже превосходить некоторые магматические разновидности. Его часто используют при изготовлении асфальта на взлетных полосах.

Щебень из осадочных пород (известняка, доломита, песчаника, брекчии) в дорожном строительстве используют редко. Но он широко применяется при изготовлении асфальта для дворов, пешеходных дорожек, тротуаров, дорог низких категорий. Ведь цена у этого продукта ниже. Но для ответственных работ следует выбирать разновидности с высокими показателями прочности и морозостойкости.

Фракция

Согласно ГОСТу, в состав асфальтобетона должны входить частицы с размерами 40 мм, 20 мм, 15 мм, 10 мм и 5 мм. Процентное соотношение частиц зависит от разновидности.

Оптимальный состав асфальта могут обеспечить следующие фракции щебня:

Среди перечисленных видов есть стандартные (5-10, 5-20, 10-20, 20-40) и нестандартные (5-15, 10-15, 15-20). С помощью нестандартных фракций можно лучше регулировать зерновой состав асфальтобетонной смеси. Но они есть не на всех предприятиях, так как для получения нужно иметь сита с определенным размером ячеек.

По зерновому составу асфальтобетон разделяют на:

  • Асфальт с крупным щебнем (или крупнозернистый) с максимальным размером частиц 40 мм
    Для его изготовления чаще всего используется фракция 20-40. Более мелкий щебень (5-10, 5-20, 10-20) добавляется для увеличения плотности.
  • Асфальт с мелким щебнем (он же мелкозернистый, до 20 мм)
    Основу составляют фракции 5-20 и 10-20. Также для улучшения зернового состава добавляют 5-15, 10-15, 15-20.

Крупнозернистые смеси используются для создания нижних слоев асфальтового покрытия. Они обеспечивают прочность и упругость. Сверху полотно заливают мелкозернистым асфальтобетоном, чтобы покрытие было ровным, а нагрузка одинаково распределялась по всей площади.

Лещадность

Оптимальная форма щебня для асфальта – кубическая и тетраэдрическая. Такие камни хорошо трамбуются и уплотняются. Но в процессе дробления породы могут образовываться игловидные и плоские частицы. Их называют лещадными.

Государственные стандарты строго прописывают, сколько этих зерен может быть в асфальтобетоне:

  • До 15% для типа А (I и II группы по лещадности)
  • До 25% для типа Б (III группа)
  • До 35% для типа В (IV группа)

Чем меньше лещадность, тем плотнее и прочнее получается асфальт. Поэтому для автомагистралей с интенсивным трафиком рекомендуют брать материал первой группы. Для покрытия двора или дорожек вполне подойдет щебень со средней лещадностью. Он стоит дешевле.

Адгезия

Щебень хорошо сцепляется с поверхностью битума благодаря шероховатой поверхности и разницы электрических потенциалов камня и вяжущего вещества. Это свойство называют адгезией. У разных видов она может отличаться.

Для проверки образец обрабатывают битумом, а после высыхания опускают в кипящую воду на 30 минут. От щебня с хорошими адгезивными свойствами вяжущий компонент не отлипает. Если поверхность камня оголяется наполовину, адгезия считается удовлетворительной. Такой материал можно использовать для асфальтирования пешеходных зон, дорог с невысоким трафиком. Если битум отстает больше, чем на 50%, такой щебень для асфальта не годится.

Прочность

Щебень испытывается на прочность путем механического (раздавливающего) действия. Делают это в лаборатории. Для этого образец сжимают в цилиндре с определенной силой.

После этого определяют 2 параметра:

  • Давление, которое необходимо приложить для разрушения зерен
  • Потерю массы после отсеивания мелких частиц (марку по дробимости)

Прочность при сжатии магматических и метаморфических пород должна быть не меньше 100-120 МПа. Для осадочных допускаются цифры 80-100 МПа. Эти разновидности щебня используют для покрытий с меньшей нагрузкой. Кроме того, осадочные породы лучше сцепляются с битумом, что само по себе обеспечивает прочность асфальта.

Марку по дробимости выбирают в зависимости от вида асфальта:

  • А – от М1200
  • Б – от М1200 (для осадочных пород от М1000)
  • Бх (холодный асфальт) – от М1000 (для осадочных – от М800)
  • В – от М800 (для осадочных от М600)

Если взять щебень со слишком низкой маркой по дробимости, он быстро разрушится под давлением транспорта. На асфальте появятся небольшие дефекты, которые со временем превратятся в ямы. Прочность влияет и на другие показатели, о которых мы поговорим дальше.

Истираемость

Асфальтовое покрытие постоянно подвергается динамическим нагрузкам, ведь по нему ездят автомобили, двухколесный транспорт, ходят сотни людей. Устойчивость к таким воздействиям определяется маркой по истираемости. Испытания щебня проводят в барабанах, прокручивая образцы с металлическими шариками. Затем подсчитывают потерю массы и по ее проценту присваивают марку.

Щебень по этому показателю тоже выбирают в зависимости от типа асфальтобетона:

  • А – И1 (до 25% потери массы)
  • Б – И1 или И2 (25-35%) для осадочных пород
  • Бх – И2
  • В – И3 (35-45%)

На истираемость влияет прочность щебня. Показатель всегда выше у гранита, базальта, амфиболита, ниже у серпентинита, известняка.

Морозостойкость

Вы, наверное, не раз замечали, как после зимы асфальт на дорогах трескается или просто сползает. Почему это происходит?

Температура в холодное время года зачастую опускается ниже нуля. При этом в мелких трещинах и порах замерзает вода, которая попадает в них вместе с осадками, превращаясь в лед. Он расширяется и постепенно разрушает покрытие. Чем меньше таких пустот, тем дольше прослужат дорога или тротуар.

В первую очередь устойчивость к морозам зависит от щебня. Чем он прочнее, тем меньше реагирует на перепады температур. Выбирать материал стоит в зависимости от региона. Для строительства в тропической, субтропической и умеренной зонах морозостойкость щебня должна быть не ниже F50 (наш регион также расположен в умеренной). Это значит, что материал должен выдерживать до 50 циклов заморозки и оттаивания. Хотя для дорожного строительства часто берут камни с более высокими показателями.

Морозостойкость во многом зависит от прочности щебня. Например, у магматических и метаморфических пород она в среднем F200-F300, у осадочных бывает больше F100-F150.

Содержание зерен слабых пород

В щебне почти всегда есть примеси других, более слабых пород. Чем прочнее исходный материал, тем меньше таких включений. Например, согласно ГОСТу, если прочность материала М1000-М1400, в нем должно содержаться не больше 5% зерен слабых пород (от общей массы), а при М400-М800 – до 10%.

Слабые зерна разрушаются под воздействием ударов и давления, что ведет к нарушению целостности асфальтового покрытия. Поэтому их содержание не должно превышать нормы, прописанные в ГОСТе.

Содержание пылевидных частиц и комков глины

Глиной щебень загрязняется во время добычи. Пылевидные частицы могут также попадать в материал из карьеров или образовываться в процессе дробления. Если таких примесей много, повышается водопоглощение щебня, ухудшается его сцепление с битумом. В результате снижаются морозостойкость и прочность асфальтобетона.

Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне для асфальта не должно превышать 0,5%. Если их больше, материал промывают. Но такая процедура несет дополнительные затраты. Поэтому лучше сразу покупать чистый продукт, в котором количество примесей не превышает нормы. Меньше всего их в щебне из прочных магматических пород (гранитном, диоритовом, габбро).

Водопоглощение

Способность поглощать воду свойственна любой горной породе. Больше всего жидкости впитывают в себя разновидности с высокой пористостью (туф, известняк, песчаник), намного меньше – плотные магматические породы.

При высоком показателе водопоглощения падает прочность материала и снижается его морозостойкость. Для снижения параметра иногда щебень сразу после дробления обрабатывают кремнийорганическими жидкостями, жидким битумом, отработанным машинным маслом. Такая методика применяется в тех случаях, когда нужно получить материал с очень низким водопоглощением. Например, это практикуют при создании покрытий на взлетных полосах и автомагистралях в регионах с высоким уровнем годовых осадков или на заболоченной местности.

Насыпная плотность

Насыпная плотность показывает, какой объем будет занимать определенная масса щебня при свободной засыпке в траншею или в кузов автомобиля. Показатель важно знать, чтобы правильно рассчитать количество транспорта для перевозки, перевести кубометры в килограммы и наоборот. Подробнее о том, как это делается, вы можете прочитать в разделе Калькулятор.

Показатель зависит от вида щебня и фракции. В среднем он равен 1500 кг/м3, но для точных расчетов лучше проверить цифры по сертификату. Они могут изменяться от 1300 кг/м3 до 1600 кг/м3.

Подробнее об этом показателе читайте в разделе Насыпная плотность сыпучих материалов, а также на странице Насыпная плотность щебня.

Радиоактивность

Некоторые магматические породы (в первую очередь гранит) имеют природную радиоактивность. В редких случаях щебень может загрязнятся техногенным путем. Для безопасности следует проверить показатель перед использованием материала для асфальтобетона.

Существует несколько классов радиоактивности. Они регулируются ГОСТом.

Породу с определенным фоном используют для разных целей:

  • До 370 Бк/кг – ее можно применять для любого асфальтобетона
  • До 740 Бк/кг – ее не желательно использовать для дорог в пределах жилой зоны
  • До 1500 Бк/кг – она подходит для асфальтирования дорог вне жилых массивов, городов и сел

Щебень с более высокими показателями можно применять лишь по согласованию с СЭС. Но в природе очень редко встречаются породы с такой естественной радиоактивностью.

Какой щебень подойдет для асфальтобетона

Итак, подведем итог всему выше сказанному.

Оптимальным выбором для создания асфальтобетона будут следующие разновидности щебня:

Дальше мы расскажем, какой материал не подходит для производства асфальта.

Какой щебень не подойдет для асфальтобетона

Далеко не весь щебень годится для производства асфальтобетона. Как мы уже сказали выше, к материалу предъявляются особые требования. Если их не учитывать, покрытия получатся слабыми, быстро испортятся, поэтому придется тратить дополнительные средства на их ремонт.

Для асфальтобетона не стоит использовать следующие разновидности:

  • Известняк с высокой пористостью и низкой прочностью (ниже М600)
    В пористом материале будет накапливаться влага, он будет быстрее разрушаться под воздействием низких температур. Кроме того, карбонатные породы содержат растворимые соли, что ведет к низкой водостойкости. Это в большей мере касается известнякового щебня с примесями гипса.
  • Песчаник, ракушечник и туф
    Это слабые осадочные породы, которые не выдерживают больших нагрузок. Ракушечник и туф – высокопористые материалы, поэтому они совсем не подходят для асфальта.
  • Мрамор
    Этот материал не слишком прочный, имеет низкую морозостойкость. Кроме того, он доступен не во всех регионах, иногда стоит дорого.
  • Кварц
    Минерал достаточно прочный, но встречается редко. Он ценится, в первую очередь, за свой красивый внешний вид. К тому же, его цена всегда высокая, поэтому добавлять кварцевый щебень в асфальт нерационально.
  • Гравий
    Он образуется вследствие природного выветривания скальных пород. Гравийный щебень не подходит для трасс с интенсивным движением. Для асфальта во дворах и пешеходной зоне он вполне годится, но перед закупкой следует внимательно проверять его характеристики.

Если вы решили асфальтировать двор, дорожки в саду, подъезд к участку или гаражу, не стоит покупать все компоненты отдельно и делать смесь самостоятельно. Это повлечет дополнительные затраты. Без качественного оборудования и опыта у вас вряд ли получится сделать прочное покрытие. Лучше приобрести готовый асфальт. Только учтите, что сам по себе этот материал дорогой. Поэтому использовать его не всегда логично. Дешевле обойдется срезка асфальта. Это недорогая и качественная альтернатива асфальтобетону. Подробнее об этом материале, его свойствах и сферах применения читайте на странице Срезка асфальта.

Хотите узнать больше?

Читайте статью Щебень. Там вы найдете подробное описание этого материала, его разновидностей и свойств.

Подробно о том, что такое асфальт, какие у него есть разновидности и характеристики, читайте на странице Асфальт.

В рубриках Все о щебне, Применение щебня и Щебень для дорожных работ содержатся другие полезные статьи и советы по материалу.

Рекомендуем также ознакомиться с другими способами применения этого материала:

Щебень для дорожного строительства – характеристики и цены

Главная > Часто задаваемые вопросы > Применение щебня > Щебень для дорожных работ

Щебень для дорожных работ – это материал, к которому предъявляются повышенные требования. Ведь от его качества будет зависеть безопасность автомобилистов и затраты на ремонт дороги. Почти половина стоимости любого дорожного полотна приходится на щебень. Без этого материала невозможно построить качественное покрытие.

В компании Грунтовозов вы можете купить щебень для дорожных работ с доставкой до вашего объекта по минимальной цене.

В этой статье мы расскажем вам о том, как используется щебень в строительстве и ремонте дорог. Вы узнаете, какими характеристиками он должен обладать и на что следует обращать внимание при выборе конкретной разновидности.

Применение щебня в дорожном строительстве

Для начала скажем, что у этого материала есть несколько названий:

  • Дорожный щебень
  • Щебень для дорог
  • Щебень дорожной фракции
  • Дорожная щебенка

Щебень используется на всех этапах дорожного строительства и для любого типа покрытий. Он обеспечивает прочность полотна, его устойчивость к износу. Также материал необходим для ремонтных работ.

Вот основные сферы его применения:

Далее мы расскажем о том, какими свойствами должен обладать данный материал.

Как выбрать щебень для дорожных работ

Любая дорога испытывает нагрузки под воздействием движущихся по ней транспортных средств. Интенсивность таких нагрузок может быть разной. Возьмем для примера федеральную трассу, по которой ежедневно проезжают сотни многотонных грузовиков. Представьте, что будет, если весь этот трафик пустить по обычной дороге. Ее покрытие быстро придет в негодность – продавится, покроется трещинами и ямами.

Поэтому для каждого типа дорог существуют свои эксплуатационные нормативы. От них зависит стоимость устройства дорожного полотна. Под эти нормативы подбираются материалы соответствующего качества. В том числе – и щебень. Порода, фракция, прочность, морозостойкость и другие параметры – все это играет важную роль при выборе конкретной разновидности.

Но для начала нужно определиться, о каком типе дороги идет речь:

  • Грунтовой
  • Асфальтированной
  • Железной

Ниже вы узнаете, какой щебень подойдет для каждого из этих типов дорог.

Для грунтовых дорог

Так называемые грунтовки оборудуют в сельской местности, для подъездов на стройки, к карьерам, лесоповалам, между частными домами городской застройки. Они хороши в том случае, когда строительство и дальнейшее содержание полноценного асфальтового покрытия является нецелесообразным. Например, вдали от населенных пунктов проще обустроить грунтовку: она не будет требовать частого ремонта, в отличие от обычного шоссе.

Грунтовые дороги принадлежат к 4 и 5 категориям. Это значит, что трафик на них не превышает 100-200 машин в сутки.

Главными недостатками данного типа дорог являются их низкая прочность и зависимость от погодных условий. Так, если по грунтовому покрытию будут двигаться тяжелые грузовики, на нем появятся глубокие колеи, что осложнит проезд для легковых автомобилей. Кроме того, каждую осень и весну, а также после дождей верхний слой грунтовок превращается в грязную кашу. Доходит до того, что по таким дорогам становится вообще невозможно проехать.

Эти проблемы решаются только путем укрепления покрытия. И вот здесь необходим щебень. Притом не просто щебень, а для каждого вида работ – конкретные его разновидности.

Всего для грунтовых дорог используется 7 пород или 17 фракций этого материала. Какие из них и для чего подходят, мы показали в следующей таблице.

Применение щебня для строительства и ремонта грунтовых дорог

Применение щебня для строительства и ремонта грунтовых дорогПрименение щебня для строительства и ремонта грунтовых дорог

Универсальными являются фракции 20-70 и 20-80. Они содержат зерна от 20 до 40 мм, а также от 40 до 80 мм. Это позволяет использовать их одновременно для устройства верхних слоев дороги без дополнительной расклинцовки.

Важно понимать, что грунтовые дороги бывают разными. К примеру, если вы делаете въезд во двор частного дома, то основание, скорее всего, не будет испытывать серьезных нагрузок. В некоторых случаях можно обойтись вообще без щебня. Другое дело – когда речь идет о проезде на какую-нибудь стройку или промышленную территорию. Там часто будут двигаться тяжелые грузовики, поэтому дорожное покрытие должно быть достаточно прочным.

В связи с этим, все вышеуказанные виды щебня можно разделить на две категории:

  1. Предназначенные для больших нагрузок
    Это гранит, габбро, амфиболит, диорит и серпентинит. Они подойдут для дорог, которые будут испытывать значительные нагрузки. Это самые качественные разновидности, позволяющие использовать дорожное полотно для движения грузовиков. Стоят такие материалы достаточно дорого.
  2. Не предназначенные для больших нагрузок
    Известняковая и мраморная разновидности обладают меньшей прочностью. И в таблице выше указано, что они тоже подходят для обустройства грунтовых дорог, но с ограничениями. Из щебня этих пород можно делать грунтовки, рассчитанные только на движение легковых автомобилей. Стоимость у известняка и мрамора значительно ниже, чем у более прочных разновидностей.

Хотите построить грунтовую дорогу из щебня своими руками?

О том, как это сделать, читайте на странице Щебень для грунтовых дорог.

Для асфальтированных дорог

Асфальтированные дороги – это сложные конструкции, состоящие из нескольких слоев. И если грунтовое покрытие еще как-то можно оборудовать без щебня, то здесь этот материал является основным. Он используется для устройства нижних и верхних слоев полотна, а также для ремонта дорог.

То есть, без этого материала в принципе невозможно создать полноценную асфальтированную дорогу. Как и в предыдущем случае, здесь используется несколько пород и фракций – для каждого этапа работ.

Применение щебня для строительства и ремонта асфальтированных дорог

Применение щебня для строительства и ремонта асфальтированных дорогПрименение щебня для строительства и ремонта асфальтированных дорог

Несмотря на то, что в таблице выше представлено целых 6 пород и 21 фракция, на практике чаще всего дороги строят только из гранитной разновидности. Известняковая порода обладает низкой прочностью, поэтому ее можно использовать исключительно для дорог с малой нагрузкой (например, во дворах многоэтажных домов). По той же причине для устройства трасс и больших шоссе не применяют диоритовую разновидность (хотя она подходит для ремонта отдельных участков полотна).

Щебень габбро, а также амфиболитовой и серпентинитовой разновидностей, хоть и обладает высоким качеством, однако не так распространен, как гранитный.

В отличие от предыдущей таблицы, здесь мы не видим мраморной породы. Дело в том, что из нее строить асфальтированное покрытие нецелесообразно. Низкие показатели прочности и морозостойкости, а также большое количество зерен игловатой и пластинчатой формы не позволяют использовать данную разновидность для ответственных работ.

Кроме того, что щебень идет на устройство слоев будущей дороги, он также является главным компонентом в производстве асфальта. Здесь уже не такой широкий выбор фракций, потому что крупные зерна не подходят для приготовления смеси.

Применение щебня для производства асфальта

Применение щебня для производства асфальтаПрименение щебня для производства асфальта

Основными фракциями для изготовления асфальтобетонной смеси являются 5-10, 5-20 и 20-40 из гранита. Можно также использовать габбро, но он менее популярен. Серпентинит же обладает высокой лещадностью, так что его в смесь добавляют редко.

Подробнее о технологии устройства такого типа дорог вы можете прочитать на странице Щебень для асфальтированных дорог.

А о том, как готовится смесь для асфальтобетона, читайте на странице Щебень для асфальта.

Также рекомендуем изучить статью Асфальт. В ней вы узнаете о том, что это за материал, какими видами и свойствами он обладает.

Для железных дорог

Железнодорожное полотно подвергается значительным динамическим воздействиям. По нему на высокой скорости передвигаются тяжелые составы. Они создают сильную вибрацию, которая имеет большую разрушающую силу, чем обычные статические нагрузки.

Для стабилизации рельсов под ними создается балластный слой из щебня. Основная задача такой подушки – равномерно распределять динамическую нагрузку и удерживать рельсы от проседания. Очень важно, чтобы камень обладал низкой электропроводимостью, и сигнальные импульсы проходили исключительно по рельсам.

К щебню для железнодорожного строительства предъявляются особые требования. Он должен быть высокопрочным, морозостойким, а также иметь низкую истираемость и лещадность.

В этой области применяются всего две специфические фракции:

  • 25-60 (гранит) — лучше всего распределяет вибрацию и нагрузку по всему железнодорожному полотну
  • 40-120 (амфиболит) – такой размер зерен оптимален для устройства насыпей для железной дороги.

Обе породы магматические. Они обладают высокой прочностью, выдерживают значительные статические и динамические нагрузки, не разрушаются при перепадах температур.

О том, каким образом используется щебень при строительстве путей, читайте в статье Щебень для железных дорог.

Что еще важно при выборе щебня

Как видите, в дорожном строительстве используется много разновидностей щебня. Они отличаются между собой ценой и рядом характеристик. Перед выбором следует хорошо просчитать, где можно сэкономить, а где лучше потратить деньги и купить надежный и долговечный материал. Ведь для временных подъездов существуют одни требования, а для трасс с большим трафиком – совсем другие.

При выборе щебня следует учитывать следующие характеристики:

  • Прочность
  • Истираемость
  • Морозостойкость
  • Форму зерен (лещадность)
  • Содержание зерен слабых пород
  • Содержание глинистых частиц

Дальше вы узнаете подробнее, как выбирать щебень, ориентируясь на его свойства.

Прочность

Чем прочнее материал, тем дороже он стоит. Но во время строительства автомагистралей, мостов, путепроводов экономить не следует. Для таких работ рекомендуется брать щебень с маркой по дробимости М1200-М1400. Показателю соответствуют гранит, амфиболит и габбро (хотя последний встречается реже). Похожие характеристики имеет серпентинит, но в нем попадается больше лещадных зерен, и он доступен не во всех регионах.

Для обычной дороги со средним трафиком подойдет материал с прочностью М800-М1000. Он выдерживает достаточно большие нагрузки и стоит меньше. Грунтовые дороги и обочины можно смело засыпать щебнем с показателем М600-М1000 (диорит, известняк и мрамор). Он также подойдет для обустройства временных подъездов. Если предусматривается, что по таким дорогам будет ездить тяжелая техника, стоит искать более прочный материал.

Истираемость

Под этой характеристикой понимают устойчивость материала к динамическим нагрузкам. Она очень важна для щебня, используемого в асфальте. Чем меньше истираемость, тем дольше прослужит покрытие.

Для верхних слоев дорог, трасс с интенсивным трафиком, железнодорожного балласта следует покупать материал с истираемостью И1. Такой показатель имеют гранит, амфиболит, некоторые сорта диорита и серпентинита.

Для оснований дорог 3-5 категории, с невысоким трафиком, можно взять материал с истираемостью И2-И3. Такой показатель у известняка, мрамора. Щебень из этих пород стоит не очень дорого и хорошо подойдет для засыпки обочин, грунтовых дорог в сельской местности.

Морозостойкость

Все замечали, что после зимы дорожное полотно просто «сползает». На нем появляются широкие трещины и ямы. Это связано с использованием материалов (включая щебень) с низкой морозостойкостью. При замерзании вода расширяется и разрушает покрытие. Не менее важен показатель и для балласта на железной дороге. Если он разрушится под воздействием низких температур, то перестанет выполнять свою функцию.

Чтобы не тратить лишние деньги на ремонт, следует применять материал с показателем не ниже F100. Он сможет выдержать до 100 циклов замораживания и размораживания. Еще лучше брать щебень с морозостойкостью F300-400. Такими свойствами обладают гранит, диорит, серпентинит.

Форма зерен (лещадность)

Лучшими характеристиками обладает кубовидный щебень. Он хорошо уплотняется, между отдельными частицами почти не остается промежутков. Идеально кубических зерен не бывает – в процессе дробления породы получаются куски разных форм. Кубовидной фракцией называют те зерна, которые имеют примерно равную длину и ширину. При покупке следует обращать внимание, нет ли в щебне большого количества плоских или игловидных зерен. Они называются лещадными, снижают прочность и плотность.

Для оснований трасс, железнодорожного балласта содержание плоских частиц не должно превышать 10-15% (первая и вторая группа). Если этот показатель будет выше, то зерна в процессе эксплуатации дороги уплотнятся, что повлечет за собой деформацию верхних слоев – вплоть до разрушения дорожного полотна.

Содержание зерен слабых пород

В щебне часто попадаются частицы с меньшей прочностью (слишком тонкие или примеси других пород). Они будут легко разрушаться под воздействием статических и динамических нагрузок. Это сократит сроки эксплуатации покрытий и железнодорожного балласта.

По нормам количество зерен слабых пород не должно превышать 5%. На этот показатель следует обращать особое внимание при строительстве шоссе с высоким трафиком. Если вы собираетесь засыпать грунтовую дорогу, можете немного сэкономить. Ведь материал с высоким содержанием слабых частиц стоит дешевле. Но и слишком гнаться за дешевизной тоже не нужно. Грунтовку придется ремонтировать через пару лет, что понесет дополнительные затраты.

Содержание глинистых и пылевидных частиц

Во время добычи щебень может засоряться глиной. В процессе дробления образуется каменная пыль, покрывающая готовый камень. Содержание этих примесей не должно превышать нормативы ГОСТа: не более 1% для магматических пород и не более 3% — для осадочных и метаморфических. Если их больше, это скажется на качестве построенной дороги.

Щебень с пылью плохо слипается с битумом. Перед применением его следует промыть, что несет дополнительные затраты времени и денег. Но для подушки под дорожным полотном такой материал вполне подойдет. Если это мелкая фракция, то ее можно использовать для расклинцовки.

В заключение скажем, что если вы собираетесь строить дорогу, не стоит на ней экономить. При использовании щебня, не соответствующего стандартам, полотно быстро испортится. Затраты на ремонт превысят средства, которые вы могли бы сберечь. Лучше выбирайте качественный материал. Это положительно повлияет на срок службы вашей дороги.

Есть вопросы по щебню для дорожного строительства? Обратитесь к нам! Мы поможем!

Заказать консультацию

В компании Грунтовозов вы можете купить щебень для дорожных работ по выгодной цене. Мы предлагаем широкий ассортимент разновидностей с доставкой по Екатеринбургу и ближайшим городам-спутникам.

Хотите знать больше?

Читайте раздел Щебень. Там вы найдете все разновидности и свойства этого материала, а также узнаете, как он производится.

В рубриках Все о щебне и Применение щебня содержатся другие полезные статьи и советы по этому материалу.

Также рекомендуем познакомиться с информационными статьями о щебне:

«Технология получения щебня узких фракций кубовидной формы»

Технология получения щебня узких фракций кубовидной формы

В.М. Юмашев, к.т.н., А.А. Матросов, к.т.н.,

Последние годы остро стоит вопрос о резком изменении сложившейся практики выбора материала и технологии строительства асфальтобетонных покрытий, особенно верхнего слоя. Это вызвано чрезвычайно напряженной интенсивностью движения (более 50 тыс. авт./сутки), большим содержанием в составе потока большегрузных тяжелых транспортных средств (более 30%), высокими средними скоростями как легковых, так и грузовых автомобилей (более 80 км/ч), суровыми климатическими условиями эксплуатации дороги в зимнее время (низкие температуры, ниже минус 25° С). Именно от состояния верхнего слоя зависит постоянство главного экономического показателя дороги — средней скорости транспортного потока, возросшей уже с 30 км/час до 80 км/час и более, т.е. более чем в 2,5-3 раза.

К верхнему слою предъявляются следующие требования по:

— шероховатости поверхности;

— коэффициенту сцепления с колесом автомобиля;

— ровности поверхности;

— сдвигоустойчивости;

— температурной трещиностойкости;

— однородности структуры поверхности.

Для достижения этих свойств на требуемом уровне в течение строительства и в процессе эксплуатации автомобильной дороги СоюздорНИИ разработаны требования, технология получения и контроль качества щебня узких фракций кубовидной формы из изверженных пород, который готовят с помощью специальных дробильно-сортировочных установок (стационарных и передвижных), расположенных на промбазах дорожного строительства и предприятиях нерудной промышленности.

Щебень выпускают в виде следующих раздельных фракций 2-5; 5-10; 10-15, 15-20; 20-30 и 30-40 мм (фр. 2-5 мм получают из отсевов дробления, которые создаются при переработке изверженных горных пород в объеме до 30% и более). Подготовка фракции 2-5 мм из отсевов дробления ведется на предприятии (карьер, щебзавод) нерудных строительных материалов, где осуществляется переработка изверженных горных пород, или на промбазе дорожного строительства. Для этой цели могут быть использованы различные способы получения фр. 2-5 мм из отсевов дробления.

Щебень предназначен для приготовления горячих высокоплотных и плотных мелкозернистых и крупнозернистых асфальтобетонных смесей, а также для устройства поверхностной обработки слоев износа и изолирующих слоев из других типов смесей («Сларри сил», битумоминеральные открытые смеси и т.д.) в соответствии с ГОСТ 9128 и щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей по ГОСТ 31015.

Традиционно в технологии приготовления асфальтобетона для верхнего слоя использовали щебень фракции 5-20 мм с содержанием зерен лещадной формы в количестве 25-35% и более (при норме не более 15%). Асфальтобетонные смеси из такого щебня имеют неоднородную структуру, что отрицательно отражается на плотности слоя, ровности поверхности покрытия и его фрикционных свойствах. Зерна же лещадной формы разрушаются при укатке смесей, образуя очаги для разрушения асфальтобетона при воздействии воды и отрицательных температур.

По предложению СоюздорНИИ для повышения шероховатости поверхности покрытия, исключающей аквапланирование (проскальзывание) автомобиля на мокрой поверхности, приданию покрытию необходимого коэффициента сцепления и устойчивости против образования волн и колейности (сдвигоустойчивости), приготовление асфальтобетонных смесей осуществляли на щебне узких фракций кубовидной формы. Дозирование щебня по узким фракциям позволяет управлять структурой материала, а кубовидность формы создает плотный (сдвигоустойчивый) каркас слоя.

Для производства щебня узких фракций кубовидной формы необходимо использовать в качестве исходного материала щебень фр. 20-40; 0-70; 40-70; 25-60 мм или 70-120 мм из изверженных (магматических) горных пород (гранит, габбро, габбро-диабаз и др.). Исходный материал по своим физико-механическим свойствам должен соответствовать требованиям

Кубовидный, диабазовый и декоративный щебень

Практически во всех областях современного строительства востребован такой материал, как щебень. Что такое щебень? Это плотный и каменистый продукт, источником которого являются горные породы неорганического происхождения. После добычи он проходит дробление и просеивание на специализированном оборудовании, получая необходимую форму и свойства.Выбор щебня

Выбрать и купить щебень, можно на странице сайта компании МСК-Регион.

В процессе выбора щебня важное значение имеет фракция:

ЩебеньКроме этого, опытные строители всегда обращают внимание на свойства выбираемого щебня. Так по прочности различают щебень разных марок, где М200 – материал низкой прочности, а самый высокий показатель имеет значение М1200-1400. Важным параметром в процессе выбора является лещадность, которая определяет форму зерен, а именно – отсутствие в составе щебня пластинчатых и игловатых частиц, снижающих сцепление с поверхностью. Самым качественным считается материал с лещадностью не более 10%. Следует также учитывать содержание пылевидных и глинистых примесей, от количества которых зависит качество используемого щебня.

Среди других свойств этого популярного материала – особенности зернового состава, радиоактивность и морозостойкость. Отдельное внимание в подготовке щебня для строительства уделяют таким критериям, как водонепроницаемость, влагоотдача, водо-поглощение и гигроскопичность. Имеет значение адгезия, пористость и теплопроводность.

Из чего получают щебень?

По происхождению материал бывает: гранитным, известняковым и гравийным, а также шлаковым и вторичным. Наиболее прочным является щебень гранитного типа, так как в его составе содержится полевой шпати кварц. Гравий получают из горных породили скал, его подразделяют на речной, озерный, горный, морской и ледниковый. Данный материал характеризуется хорошей адгезией и оптимальным радиационным фоном. Известняковый щебень содержит в себе карбонат кальция, поэтому способен выдерживать резкие перепады температур.

Шлаковый щебень добывают путем дробления отвалов металлургического шлака. Что же касается вторичного, то его получают из строительных отходов: бетона, асфальта, кирпича и прочее. Он считается недорогим, но в перед использованием обязательно проверяется на прочность.Получение щебня

Что такое гравий и щебень – в чем различия?

Несмотря на то, что материалы имеют почти одинаковое происхождение, они разливаются по нескольким параметрам. Отвечая на вопрос, что такое гравий и щебень, стоит отметить что они чаще всего применяются для приготовления бетонных смесей в качестве крупнозернистой добавки, а также в процессе возведения дорог. Щебень характеризуется кубовидной формой, а гранит – округлой, с гладкой поверхностью.

Что прочней гравий или щебень? Как говорилось выше, щебень производят методом дробления доломита, известняка или гранита. А гравий – это материал природного происхождения. Что же качается прочности сцепления, то щебень лучше, так как имеет более шероховатую поверхность и форму в виде куба. Кроме того, в процессе дробления материал неоднократно промывается, поэтому в нем нет глины и других посторонних частиц.

Что такое гравий и щебень – в чем различия

Щебень отсев – что это?

Во многих строительных работах в качестве замены карьерного песка применяется щебневый отсев – продукт, полученный в результате измельчения пород горного происхождения. Что такое отсев щебня? Он получается, проходя просеивание – для этого применяют сита разного диаметра, но не более 5 мм. Отсев разделяют на песок, крупный, среднего размера и мелкий. Материал сохраняет полезные особенности щебня, а его цвет зависит от вида используемой породы.
По материалу происхождения щебневый отсев бывает:

  • • Гранитный – в нем содержание примесей не превышает 0,4%, а максимальная плотность насыпная составляет 1340 кг/м3. Степень укладки определяется лещадностью, не превышающей 14,5%. Что же касается такого важного параметра, как прочность на сжатие, то он соответствует М1200.
  • • Гравийный – характеризуется размером частиц до 2,5 мм, но не меньше 0,16 мм, а показатель плотности в процессе насыпи составляет 1400 кг/м3. Содержание примесей в составе отсева не превышает 0,6%. Что же касается лещадности, то она должна быть не выше 17%.
  • • Известняковый – в нем встречаются зерна размером 2-5 мм, поэтому максимальная прочность соответствует М800. Насыпная плотность такого щебня составляет 1300 кг/м3, а небольшое содержание примесей (2%) определяет оптимальный уровень лещадности – 12%.

Отвечая на вопрос, что такое щебень отсев, можно сделать вывод – это мелкий и прочный материал, который способен заменить в строительстве дорогой песок.Щебень отсев

Диабазовый щебень – что это?

Многим строителям интересно: диабазовый щебень – что это такое?Данный материал считается самым высококачественным видом щебня. Дело в том, что он добывается из излившихся горных пород, характеризующихся прочностью 4000 кгс/см2. В составе исходного сырья содержится биотит, кварц и прочие частицы, а по своему составу порода похожа на базальт.

Зачастую данный вид щебня получают в процессе разработки морских шельфов. В месторождениях иногда находят залежи серебра, меди, титана и даже радиоактивный уран. На строительном рынке диабазовый щебень считается самым прочным и дорогостоящим.Диабазовый щебень

Кубовидный щебень – что это?

В соответствии с ГОСТ, к первой группе щебня с показателем лещадности не более 10% относится кубовидный щебень. Кубовидный щебень для чего применяется? Как правило, он необходим для приготовления асфальтобетонных смесей и производства бетона. Получают данный тип щебня, используя следующее оборудование:

  • • конусные дробилки – недорогой и удобный способ, снижающий наличие зерен лещадной формы;
  • • ударным способом – это специальные дробилки, которые отличаются большим выходом отсева.

Кубовидный щебень отличает низкая лещадность, что позволяет его плотнее утрамбовывать в процессе дорожного строительства и обеспечивать бетонным смесям высокую надежность. Марка прочности материала составляет М1200-1400. Этот вид щебня отличают хорошие адгезионные свойства, низкое водо-поглощение, оптимальный класс радиоактивности и морозостойкость.Кубовидный щебень

Где применяют декоративный щебень?

В ландшафтном дизайне, для украшения газонов и клумб, в производстве тротуарных плит, для мозаичных полов, внешней и внутренней отделки зданий, оформления заборов, ограждений, памятников и надгробий применяют декоративный щебень. Он характеризуется оптимальной прочностью, устойчивостью к негативным факторам и морозостойкостью. Что такое декоративный щебень? Это обычный щебень, только разноцветный, что позволяет использовать его в различных дизайнерских целях.

Исходным материалом чаще всего выступает гранитный гравий, реже – мраморная крошка. Декоративный щебень чем красят? Для этого используют акриловые или полимерные водостойкие краски. Изготовить такой щебень можно самостоятельно из тщательно промытого и очищенного сырья. В процессе приготовления необходима бетономешалка, а также решетка для просеивания и просушки щебня после его окрашивания.

Применение декоративного щебня

Читайте также:

Грунты в строительстве и благоустройстве;

Технологии строительства домов;

Как положить песчаник?;

Техническая соль для таянья льда;

Характеристики и применение щебней фр. 20-40.

Самый распространенный тип крупного наполнителя в строительстве – щебень фракции 20-40. Его получают при добыче и дроблении нерудных горных пород методом измельчения в барабанных установках с последующим отсеиванием. Расскажем, где применяется щебенка такой крупности и как ее используют.

Подробнее о добыче

Как уже было сказано, щебень – это побочный продукт добычи нерудных ископаемых, преимущественно твердых гонных пород: гранита, скального массива, известняка. При снятии основных пластов и выемки из массива глыб разного объёма от основной породы откалываются фрагменты, которые собирают и сортируют на фракции через сита с разными размерами ячейки. При необходимости камни дробят до нужного размера.

Кроме того, щебенка получается в результате переработки материалов в металлургической промышленности (шлаковый щебень) или дробления отслуживших железобетонных изделий и кирпича, строительных блоков.

Означает фракция щебня размер камней преимущественного объема партии, для 20…40 это фрагменты выпуклой формы с шириной или длиной от 20 до 40 миллиметров включительно.

Разновидности

Прочность и плотность щебня фракции 20-40 зависят от типа породы, из которого получены камни.

Для строительных целей используют щебенку немногих пород:

  • Гранитный щебень самый прочный и дорогой. Он обладает самыми высокими техническими показателями прочности, водостойкости, морозоустойчивости. Однако, удельный вес гранитного щебня фракции 20-40 не самый большой в группе.
  • Гравийный получают из основной породы, слагающей скалы и горы. Камни обладают оптимальными для строительства характеристиками, несколько уступающими гранитному представителю. Гравийный щебень добывают в руслах рек, на ледниковых отложениях, побережьях различных водоёмов, что определяет состав и технические характеристики породы.
  • Известняковая дробь не отличается плотностью, но применяется в случаях, когда нет необходимости в обустройстве конструкций и насыпей с высокой несущей способностью. Камни состоят преимущественно из соединений кальция и некоторых минеральных примесей, придающих породам различные оттенки, за что ее так любят дизайнеры ландшафтов и интерьеров.
  • Шлаковый – продукт металлургической промышлености. Это щебень с высокими показателями прочности и долговечности. Он отличается от других способностью выдерживать высокие температуры, что делает его востребованным в определенной сфере.
  • Вторичный – это измельченные кирпичи, старые или отбракованные железобетонные конструкции. Прочность и надежность такого материала зависит от состояния исходного изделия.

Технические характеристики

Сколько весит куб строительного щебня зависит напрямую от породы и определяет, сколько будет весить бетонный раствор для изготовления конструкций. Знание массы также необходимо при выборе техники для перевозки груза к объекту.

Показатели прочности, морозостойкости, лещадности и водопоглощения и других свойств определяет ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительства», действительный на сегодняшний день. Для наглядности все данные по видам пород представляем в одной таблице:

Свой­ствоТип щеб­ня фрак­ции 20-40
Гра­нит­ныйГра­вий­ныйИз­вест­ня­ко­выйШла­ко­вый
Проч­ность, МПаМ1000…М1400 (М1600)М800…М1200М600…М800*М1000…М1600
Плот­ность, кг на 1 м3 щеб­ня1350…14001400…170015501100…1200
Ле­щад­ность, %Не бо­лее 5Не бо­лее 2510-1212
Во­до­пог­ло­ще­ние, %0,50,50,71-5
Мо­ро­зо­стой­костьF300…F400F300F150F15

*меняется в зависимости от состава и структуры известняка.

Сколько тонн в кубе щебня фракции 20-40 определить точно сложно из-за сыпучего состояния материала и лещадности. Плоские фрагменты заполняют пространство более плотно, чем выпуклые, поэтому их содержание обязательно регламентируется. Чем меньше содержание плоских камней в партии, тем меньше будет расход цемента на кубометр раствора.

Удельный вес 1 м3 щебня вторичного зависит от происхождения материала. Как правило, разрушенный железобетон и кирпичи меняют структуру относительно первоначального состояния, поэтому перед использованием щебня необходимо провести его испытания в лабораторных условиях. Также следует проверить прочность и остальные характеристики.

Применение

Гранитный щебень фракции 20-40 используют для приготовления прочных бетонных смесей для строительства фундаментов, возведения конструкций и создания сборных железобетонных элементов. Он подходит для засыпки автомобильных стоянок и укладки верхних слоев дорожного покрытия. В виду высокой износоустойчивости такое покрытие будет служить не одно десятилетие. Удельный вес гранитного щебня фракции 20-40 может меняться в зависимости от преимущественного количества зерен разных фракций, что повлияет на массу конструкций.

Известняковый щебень фракции 20-40 обладает низкой прочностью, но подходит для приготовления бетонов низких марок М150, М200. Также камни перемалывают для получения извести, удобрений и других кальцийсодержащих веществ.

Гравийная щебенка 20-40 – это наполнитель для бетонных растворов общего назначения, используемых в строительстве. Вес щебня фракции 20-40 делает готовый бетон тяжелым и прочным.

Шлаковый щебень подходит для замеса бетонов, которые будут использованы для общих строительных работ или для создания конструкций/строительных элементов, предназначенных для службы в условиях высоких температур. Средняя плотность зерен щебня из шлака ниже гранитного, поэтому изделия получаются более легкими, но не менее прочными.

Вторичный щебень используют преимущественно для засыпки дорог, обустройства дренажных систем грунтов, подсыпки под фундаменты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *