Саморегулирование организации – 3. /

Что такое саморегулиремые организации (СРО). Функции и разновидности

В 2010 году была упразднена система государственного лицензирования. Ранее распространялась она на направления деятельности, которые могут нанести вред жизни и здоровью человека, объектам. Однако полного упразднения лицензирования не произошло. Соответствующие функции были переданы саморегулируемым организациям.

Основные понятия

Сейчас допуск на занятие определенной деятельностью предоставляется специальными комитетами. При выдаче допуска проверяется репутация фирмы-соискателя, ее потенциал. Проверка осуществляется довольно строго, так как саморегулируемые организации (СРО) коллегиально отвечают за каждого из участников. Это и есть принцип самостоятельного регулирования. Организациям предоставляются соответствующие полномочия, однако проверка не является бесконтрольной. Если СРО примет неправильное решение, ее участники будут нести ответственность за это.

Получение допуска от СРО отличается рядом преимуществ. Рассмотрим их:

  • Нужен минимальный пакет документов.
  • Бумаги не нужно заверять у нотариуса.
  • Оформление выполняется в сжатые сроки.
  • Оперативное получение допуска во второй раз.
  • Отсутствие бюрократии.
  • Фирма несет больше ответственности за свою деятельность.

СРО были созданы для того, чтобы наделить контрольными и надзорными функциями самих представителей рыночной системы. То есть нагрузка с государственных органов снимается. В итоге государственные субъекты следят только за итогами работы фирм, а не за самой их деятельностью. Это удобное решение как для государственных структур, так и для участников рынка.

Саморегулируемой может стать далеко не каждая организация. Компания должна отвечать ряду требований. В частности, статусом СРО наделяют фирмы, работающие на основании некоммерческого партнерства. Также деятельность таких компаний должна соответствовать ряду требований. Перечень их дан в Градостроительном кодексе (ГК).

Нормативная база

В 2007 году издан ФЗ №315 «О СРО». Создан он в целях защиты интересов предпринимателей, уменьшения государственного контроля за рыночными отношениями. В ФЗ указано, что с конца 2007 года организации могут вступать в СРО добровольно. Позже в нормативный акт были внесены изменения. Они установили необходимость вступления в СРО фирм, занимающихся строительной, проектировочной, а также изыскательной деятельностью. Также в июле 2008 года был издан ФЗ №148, который внес изменения в ГК и прочие акты, касающиеся сферы строительства.

Цели деятельности СРО

Цели работы СРО указаны в главе 6.1 статье 55.1 ГК. Рассмотрим их подробнее:

  • Превентивные меры, направленные на профилактику возникновения опасности для окружающей среды, жизни и здоровья людей, целостности государственной и муниципальной собственности, объектов с исторической и культурной ценностью.
  • Увеличение качества деятельности, которой занимаются компании: инженерные изыскания, ремонт и прочее.
  • Прозрачность работы фирм, которые несут потенциальный вред.
  • Улучшение координации государственных субъектов.

Институт саморегулируемых организаций продолжает свое становление. Предполагается, что в дальнейшем будет отменено лицензирование и на виды деятельности, пока не включенные в перечень.

Права организаций

В статье 55.1 главы 6.1 ГК указано содержание работы СРО. В частности, эти организации занимаются разработкой и утверждением бумаг, перечень которых есть в статье 55.5 ГК. Также СРО контролируют соблюдение фирмами требований, указанных в нормативных актах. Рассмотрим полномочия организаций:

  • Обжалование действий и актов. Обжалование производится в том случае, если действия или акты нарушают права участников.
  • Подача исков в суд для защиты участников. К примеру, это актуально, если участник организации признается банкротом.
  • Использование мер дисциплинарного воздействия по отношению к участникам СРО. Актуально это в отношении компаний, которые нарушают установленные требования. Мерами может быть дисциплинарная ответственность. Крайняя мера – исключение участника из состава организации.
  • Отстаивание интересов участников СРО перед судами, государственными структурами.

У саморегулируемых организаций также есть ряд обязательств. В частности, это организация системы, в которой содержится информация об участниках СРО. В перечень информации должны входить направления деятельности, которыми занимаются фирмы. Организация должна предоставлять доступ к этой системе.

Функции СРО

Приведем базовые функции СРО:

  • Формирование условий членства.
  • Использование дисциплинарных мер при обнаружении проступка.
  • Созыв третейских судов, нужных для решения споров между участниками.
  • Рассмотрение отчетов о деятельности, предоставляемых фирмами.
  • Анализ работы фирм на основании этих отчетов.
  • Отстаивание интересов фирм.
  • Проведение аттестации и сертификации участников.
  • Создание условий для профессионального обучения.
  • Публикация сведений о деятельности компаний.
  • Контроль над исполнением стандартов, установленных законодательством.
  • Ответ на жалобы участников.

СРО является посредником между представителями рынка и государством. Организация одновременно защищает интересы своих членов и частично осуществляет функции государственного регулирования работы.

Разновидности СРО

Существуют разные виды СРО. Организации подразделяются на виды в зависимости от того, какие направления деятельности они регулируют. Рассмотрим виды работ, которые контролируются СРО:

  • Строительство (в том числе капитальное).
  • Инженерные изыскания.
  • Пожарная безопасность.
  • Энергетические исследования.
  • Арбитражная работа.
  • Оценочная деятельность.
  • Аудит.
  • Реклама.
  • Работа с акциями.
  • Работа управляющих компаний.
  • Деятельность перевозчиков, коллекторов.
  • Медицинские услуги.
  • Пищевая и перерабатывающая промышленность.
  • Обеспечение промышленной безопасности.
  • Услуги патентных поверенных.
  • Работа кадастровых инженеров.
  • Деятельность кредитных кооперативов.
  • Работа медиаторов.
  • Услуги микрофинансовых организаций.
  • Работа операторов электронных площадок.
  • Обеспечение теплоснабжения.
  • Все эти направления деятельности отличаются повышенной ответственностью. Именно поэтому они подлежат проверке.
  • Используемые стандарты

Саморегулируемые организации конкурируют между собой. Если СРО использует строгие стандарты, считается, что качество услуг ее участников выше. Стандартизация выполняется на основании этих групп документов:

  • Для добровольного использования. Могут устанавливаться как государственными структурами, так и субъектами хозяйственной деятельности. Стандарты, устанавливаемые самими субъектами, не могут быть «мягче» норм для обязательного применения.
  • Для обязательного использования. Устанавливаются субъектами государственной власти. К примеру, это могут быть технические регламенты.

Стандарты касаются двух направлений деятельности: техническая (определенные нормы) и организационная (к примеру, порядок приема участников). К стандартам СРО предъявляются особые требования. В частности, они должны быть хорошо проработанными, детализированными. Организация устанавливает те стандарты, которые не установлены законом. Она также может делать требования строже.

assistentus.ru

Саморегулируемые организации | Банк России

Публикации

Информационное сообщение о формировании Комитета по стандартам сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» Банк России формирует Комитет по стандартам сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее – Комитет).

Основной функцией Комитета является выработка предложений о направлениях развития деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, а также согласование базовых стандартов, разработанных саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющих сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее – саморегулируемые организации).

В состав Комитета должны войти представители саморегулируемых организаций, представители Банка России, а также представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.

В этой связи просьба направить предложения о включении представителей саморегулируемой организации в состав Комитета в Департамент микрофинансового рынка.

Предложения о включении представителей саморегулируемых организаций в Комитет также нужно направлять на адрес электронной почты [email protected].

Начало приема заявок – 31 октября 2019 года. Окончание приема заявок – 8 ноября 2016 года.

При направлении саморегулируемой организацией предложений о представителях, планируемых к включению в состав Комитета, рекомендуем использовать следующую форму письма.

Вниманию саморегулируемых организаций!

Обновлена Программа-анкета подготовки электронных документов для саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов —

версия 2.16.3, сборка 1.2.95.7 от 26 декабря 2016 г. (далее — Программа-анкета).

В актуальную версию Программы-анкеты добавлена форма «Сведения о кредитных потребительских кооперативах (сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах) – членах саморегулируемой организации, число членов (общее число членов и ассоциированных членов) которых превысило три тысячи физических и (или) юридических лиц», предназначенная для представления сведений в соответствии с Указанием Банка России от 10.11.2016 № 4184-У «О порядке ведения Банком России государственного реестра кредитных потребительских кооперативов, государственного реестра сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, об установлении формы, сроков и порядка представления саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими кредитные потребительские кооперативы (сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы), сведений о своих членах — кредитных кооперативах, число членов (общее число членов и ассоциированных членов) которых превысило три тысячи физических и (или) юридических лиц».

Перед установкой новой версии необходимо удалить все ранее установленные версии программы-анкеты.

28.12.2016

Единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка 20.12.2019

С 11 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), который регулирует порядок получения статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (далее – СРО), требования к органам управления, базовым и внутренним стандартам деятельности СРО, а также отношения, возникающие между финансовыми организациями и СРО.

Согласно статье 26 Закона Банк России ведет единый реестр в сфере финансового рынка, который содержит наименование СРО, дату принятия решения о включении в реестр, виды деятельности, в отношении которых СРО осуществляет саморегулирование, ИНН, ОГРН, адрес, а также список членов СРО.

Согласно статье 33 Закона саморегулируемые организации, объединяющие кредитные потребительские кооперативы, были включены в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка со дня вступления в силу Закона с присвоением статуса СРО.

Законом предусмотрена обязанность для финансовых организаций, перечисленных в части 1 статьи 3 Закона, стать членом одной из саморегулируемых организаций в течение ста восьмидесяти дней со дня получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка в отношении вида деятельности, осуществляемого финансовой организацией.

Комитеты по стандартам

cbr.ru

Саморегулируемые организации и их цели

В настоящее время в сфере предпринимательства одним из актуальнейших вопросов является институт саморегулирования, ведь в последнее время все больше и больше сфер предпринимательства законодатели передают под действие саморегулирования. Институт саморегулирования призван ограничить вмешательство государства и чиновников во взаимоотношения между контрагентами.

Саморегулирование – такая деятельность субъектов предпринимательства и профессиональной деятельности, которая направлена главным образом на разработку и установление стандартов, правил деятельности определенной отрасли, а также контроль за их соблюдением.

Институт саморегулирования способствует развитию конкуренции в каждой регулируемой области предпринимательства, в том числе способствует повышению качества работ предпринимателей и их ответственности перед потребителями. Саморегулируемые организации (СРО) создаются в каждой отрасли деятельности в зависимости от ее специфики. В соответствии с законодательством, действующим на данный момент в некоторых сферах предпринимательства для субъектов является обязательным вступление в СРО и перечень таких сфер определен на законодательном уровне.

Любая СРО обладает следующими признаками:

  1. СРО – это исключительно некоммерческая организация;

  2. СРО – это организация, обязательно основанная на членстве;

  3. СРО всегда создается в целях, предусмотренных законом о СРО и других специальных законов;

  4. СРО объединяет субъектов только одной определенной сферы деятельности.

Организационно-правовая форма СРО

Среди организационно-правовых форм некоммерческих организаций такая форма как саморегулируемая организация в законодательстве не встречается, так как и не является формой НКО. Для СРО законодательством с 01.09.2014 г. предусмотрена такая ОПФ как ассоциация или союз. Ранее, до 01.09.2014 г., СРО создавались только в ОПФ некоммерческих партнерств (НП). Что касается саморегулируемых организаций, созданных до 01.09.2014 г. в форме НП, то законодатель определил, что сейчас к ним применяются нормы ГК РФ об ассоциациях и союзах. Наименования таких СРО, в том числе и ОПФ, включая и учредительные документы, подлежат приведению в полное соответствие с ГК РФ при первом же изменении учредительных документов.

Законодательство о СРО

Сфера саморегулирования насчитывает большое количество нормативно-правовых актов ее регулирующих:

  1. Гражданский кодекс РФ;

  2. ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

  3. ФЗ от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

  4. Градостроительный Кодекс РФ;

  5. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций»;

  6. Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;

  7. Постановление Правительства РФ от 24.03.2011 N 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов» и пр.

Однако стоит аккуратно использовать указанные нормативно-правовые акты. Ведь до момента приведения их в соответствие с ГК РФ, данные НПА действуют в части не противоречащей нормам ГК РФ.

Функции СРО и ее членов

Статья 6 Закона о СРО устанавливает функции, права и обязанности СРО и ее членов, общие для всех видов СРО. Вниманию подлежат обязательные для исполнения функции:

  1. каждой без исключения СРО, вне зависимости от сферы предпринимательства, необходимо разработать и установить в СРО условия членства субъектов сферы предпринимательства;

  2. применение мер дисциплинарного воздействия к своим членам. СРО наделены данной функцией для предотвращения членами СРО возможного намеренного причинения вреда своим контрагентам и третьим лицам под страхом применения к ним различных мер дисциплинарного воздействия, таких как принуждение к устранению нарушений, возмещение вреда и многое другое;

  3. анализ деятельности членов СРО. Для проведения саморегулируемой организацией анализа деятельности членов, каждый член в определенный промежуток времени с периодичностью представляет в СРО информацию (отчет, документацию) о своей деятельности;

  4. каждая СРО должна обеспечить информационную открытость всех своих членов, для этого информация публикуется на официальном сайте СРО. Информационный перечень, подлежащий публикации содержится в законе о СРО;

  5. всеми саморегулируемыми организациями должен осуществляться контроль за деятельностью своих членов по соблюдению условий членства в компании и требований правил и стандартов, установленных саморегулируемой организацией;

  6. каждая СРО обязана принимать жалобы от всех потерпевших от действий членов саморегулируемой организации. Данные жалобы подлежат рассмотрению саморегулируемой организацией, а также СРО рассматривает дела обо всех нарушениях членами условий членства и установленных организацией правил и стандартов.

  7. все саморегулируемые организации должны вести реестр своих членов, такой реестр ведется организацией по требованиям, установленным законом о СРО, и отражает те сведения, которые по закону должны найти обязательное отражение в реестре.

www.law-russia.ru

что такое? Саморегулируемые организации: виды, деятельность :: SYL.ru

В различных отраслях работают тысячи организаций. Эффективный централизованный контроль их деятельности является трудновыполнимой задачей. Более эффективно с ней справляются организации, называемые саморегулируемыми, которые объединяют в своем составе небольшое число членов. Для осуществления деятельности они вносятся в реестр-перечень. Что такое реестр СРО, рассмотрим ниже.

сертификат сро что это такое

Новая форма компании

Часто можно увидеть такую сокращенную форму названия предприятия, как СРО. Что такое подразумевает этот термин, узнаем из определения. Итак, СРО – это некоммерческие организации, в которые входят субъекты предпринимательской деятельности, работающие в конкретной области производства или консолидирующие субъектов профессиональных видов деятельности одного типа. Они контролируют соблюдение стандартов качества, регулируют отношения на рынке и оказывают взаимопомощь всем членам организации. Для того чтобы новая компания могла успешно работать и конкурировать на рынке, она должна стать членом соответствующего объединения и иметь от него допуск. Особенно такие жесткие требования касаются строительной сферы. Что такое СРО в строительстве, рассмотрим дальше.

сро что такое

Функции

Деятельность СРО включает исполнение таких функций:

  1. Разработку и установку правил для членства.
  2. Применение при нарушении требований мер дисциплинарных воздействий к своим участникам.
  3. Формирование третейского суда для решения конфликтов, возникающих между членами организации.
  4. Осуществление контроля и анализа работы своих участников на основании отчётов, которые они подают.
  5. СРО представляют интересы членов в отношениях с органами местной или государственной власти.
  6. Проведение аттестации работников и их профессионального обучения или сертификации продукции или работ.
  7. Обеспечение открытого информирования о деятельности своих членов.
что такое допуск сро в строительстве

Финансирование деятельности

Для деятельности любой организации необходимы средства. Не исключение в этом вопросе и саморегулируемые организации. Что такое источники формирования средств и каковы они? СРО получает средства таких видов для осуществления деятельности:

  1. Взносы своих членов — регулярные и единовременные.
  2. Добровольные имущественные пожертвования и взносы.
  3. Доходы от оказания информационных услуг.
  4. Доходы от оказания общеобразовательных услуг коммерческой направленности, а также связанных с предпринимательскими или профессиональными интересами объединения.
  5. Средства от продажи информационных материалов.
  6. Доходы, получаемые от вложения денежных средств на депозиты.
  7. Средства из других, не запрещённых законом источников.
что такое сро в строительстве

Виды организаций

Деятельность СРО регулируется соответствующими законами и нормативными актами. Поскольку они — некоммерческие организации, участвующие в деятельности многих сфер экономической жизни общества, выделяют такие их виды:

  • арбитражных управляющих;
  • проектные;
  • изыскательские;
  • пожарной безопасности;
  • СРО в энергетике;
  • строительные;
  • оценщиков;
  • актуариев;
  • в сфере рекламы;
  • профессиональные участники рынка ЦБ;
  • управляющих компаний;
  • организации перевозчиков;
  • аудиторов;
  • кредитных кооперативов;
  • коллекторов;
  • в области медицины;
  • пищевой и перерабатывающей промышленности;
  • промышленной безопасности;
  • СРО патентных поверенных;
  • кредитных кооперативов;
  • кадастровых инженеров.

Реестр

Для того чтобы саморегулируемое объединение осуществляло свою деятельность, оно должно быть внесено в реестр СРО. Что такое представляет собой этот реестр? Это список, в который внесены некоммерческие партнеры, получившие соответствующий статус. Такие партнеры должны присутствовать также и в Государственном реестре СРО. Ведение этих госреестров поручено уполномоченным исполнительным органам государственной власти во всех сферах, где применяется механизм саморегулирования. Такой список позволяет быстро найти необходимое саморегулируемое объединение, удостовериться в его статусе и полномочиях на выдачу свидетельств, дающих право на осуществление профессиональных видов деятельности членов СРО.

деятельность сро

Допуск

Для осуществления своей деятельности компании получают допуск СРО. Что такое допуск до СРО? Это справка-разрешение, которая выдается самой саморегулируемой организацией, внесенной в единый государственный реестр технадзора. Компания обязана иметь этот допуск, если она планирует осуществление деятельности, влияющей на безопасность объектов капстроительства. Что такое допуск СРО в строительстве? Список видов деятельности, для которых требуется этот документ, признан закрытым и не подлежит широкому разглашению. Получив допуск, компания может принимать участие в тендерных конкурсах и приступать к выполнению соответствующих строительных работ, заниматься подготовкой проектной документации и проведением инженерных изысканий, а также другими операциями в рамках списка, указанного в допуске. Строительные СРО выдают своим участникам свидетельства о допуске к конкретному виду или видам деятельности, которые заменяют строительную лицензию.

Для чего это нужно

Следует сказать о СРО, что такое объединение обладает некоторыми преимуществами саморегулирования по сравнению с регулированием государственным. Нормы саморегулирования обладают большей гибкостью, чем нормы государственные, легче приспосабливаются к изменениям обстоятельств. Кроме того, решение споров проходит для сторон быстрее и с меньшей затратой средств. В развитых странах, где данная форма существует уже не один год, механизмы саморегулирования и государственного регулирования являются конкурентами, которые совместными усилиями обеспечивают стабильность и порядок. Таким образом, государство осуществляет контроль в целом за СРО, а не за каждым конкретным участником рынка. А организация, в свою очередь, обеспечивает соблюдение своими участниками правил рынка.

сро что такое допуск до сро

Сертификация

Сертификаты ISO – это международные стандарты, цель которых лежит в обеспечении стабильности, правильности и эффективности оформления путем документирования СМК товаров. Эти документы дают возможность компаниям сделать более эффективной свою контролирующую систему, привести ее к соответствию международным нормам путем внедрения внутренних проверок и других необходимых мероприятий. Сертификация ISO 9000 повышает имидж компаний. Сертификат ИСО – непременное условие для тех предприятий, которые принимают участие в тендерах по госзаказам. Этот документ в обязательном порядке нужен и тем предприятиям, в планах которых стоит расширение своей деятельности, налаживание международного сотрудничества.

Сертификат СРО – что это такое? Это своего рода лицензия, которая выдается на выполнение конкретного вида работ. Те объединения проектировщиков, изыскателей и строителей, что используют действующую систему выдачи сертификатов, обязывают своих членов проходить процедуру, результатом которой является получение следующей документации:

  • Сертификаты ISO 14001:2004 – документы экологической СМ. Они являются аналогом ГОСТа Р ИСО14001-2004.
  • Сертификаты ICO 9001:2008 – документы СМК. Они полностью соответствуют ГОСТу Р ИСО 9001-2008.
  • Сертификаты OHSAS 18001:2007 – документы СМК безопасных и здоровых условий работы на производствах. Они подобны ГОСТу Р 12.0.006-2002.

Условия выдачи сертификатов ИСО

Что такое СРО в строительстве? После отмены лицензий на проведение строительной деятельности, предприятиям, работающим в этой сфере, необходимо оформлять допуск. В нем указываются все производимые компанией виды работ. Но для того чтобы получить этот документ, кандидат на вступление в члены саморегулируемой организации должен иметь сертификат ISO 9000 для СРО. Одним из главных критериев его выдачи является внедрение в компании кандидатом системы менеджмента качества (СМК). Многие соискатели для этого заново налаживают и перестраивают производственные процессы так, чтобы они пришли в соответствие международным стандартам, которое определяется конкретными условиями.

что такое реестр сро

Для того чтобы получить этот сертификат, кандидат должен:

  • дать четкое описание целей и задач СМК, определить пути их достижения и все правильно документировать;
  • наладить на производстве взаимосвязанные процессы, что должно значительно усовершенствовать СМК продукции;
  • осуществить подготовку пакета документов, которые регулируют процессы производства по СМК;
  • принять в штат предприятия сотрудников соответствующей квалификации и опыта.

Только после разработки программы начинают внедрение СМК в конкретной компании. Эти действия можно произвести самостоятельно, но будет лучше привлечь специальные юридические организации для гарантии качества результата.

www.syl.ru

понятие, виды, особенности правового статуса – тема научной статьи по праву читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

1 ‘2014

Пробелы в российском законодательстве

3.7. УЧАСТНИКИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА

Сунгатуллина Лилия Азатовна, аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права.

Место учебы: Казанский (Приволжский) федеральный Университет.

E-mail: [email protected]

Аннотация: Причины написания работы: совершенствование саморегулируемой системы управления экономикой требует комплексного исследования всех ее элементов, одним из которых, центральным и одним из наиболее значимых, являются участники саморегулируемых организаций. Эффективность работы саморегулирования невозможна без непротиворечивого и четкого определения основных понятий данной сферы, уяснения правового статуса и классификации участников саморегулируемых организаций, правового обеспечения баланса интересов субъектов саморегулирования.

Модель: в ходе исследования проведен анализ законодательства о саморегулировании, а также локальные нормативные акты отдельных саморегулируемых организаций. Выявлены критерии классификации их участников, прослежены изменения объема правового статуса участников, выделены признаки участников саморегулируемых организаций и дана дефиниция данного понятия.

Выводы: особенности взаимного влияния субъектов бизнеса на саморегулируемую организацию позволяют выделить внешний (дополнительный) и внутренний (управленческий) правовой статус участников СРО, разделить их на виды в зависимости от изменения объема компетенции и степени влияния на саморегулируемую организацию и систему саморегулирования в целом.

Ценность: комплексное научное исследование вопросов, связанных с участием в саморегулируемых организациях, поможет ликвидировать существующие несовершенства законодательства о саморегулировании и сделать систему управления экономикой, основанную на началах саморегулирования, действующей, эффективной и отвечающей требованиям к современному правовому регулированию предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: саморегулирование, участие в саморегулируемых организациях, взаимное влияние, компетенция, принцип добросовестности.

Sungatullina Lilia Azatovna, postgraduate student at civil and entrepreneurs’ law chair.

Place of study: Kazan (Volga region) federal University. E-mail: [email protected]

Annotation: The reasons for writing: improvement of the self-regulatory system of economic management requires a comprehensive research of all its elements, one of which is the Central and one of the most significant, are members of self-regulating organizations. Efficiency of selfregulation is impossible without consistent and clear definitions of basic concepts in this sphere, as the definition of the participants in the self-regulatory organizations, the

separation of their types and applications, bringing to the state of balance of rights, duties and responsibility of participants of the SRO.

Model: during the research the analysis of the legislation on self-regulation, as well as the local regulations of individual self-regulatory organizations was made. The criteria of classification of the SRO participants’ types are found, the changes in the scope of their legal status were traced, the signs of participants of the self-regulatory organizations were highlighted and a definition of this notion was given.

Conclusions: the peculiarities of the mutual influence of business entities on a self-regulating organization allow you to select the external (optional) and internal (management) legal status of participants of the SRO, divide them into types depending on changes in the volume of competence and degree of influence on the self-regulating organization and self-regulation system in General.

Value: scientific complex research of the issues connected with participation in self-regulating organizations will help eliminate the existing imperfections in the legislation on self-regulation and to make the system of economic management based on the principles of self-regulation, existing, effective and responsive to the requirements of the modern legal regulation of entrepreneurial activity. Keywords: self-regulation, participation in self-

regulatory organizations, mutual influence, the competence, the principle of good faith.

Система управления, при которой субъекты некоторых сфер экономики самостоятельно устанавливают правила и стандарты собственной деятельности и осуществляют контроль за их соблюдением, получила название саморегулирования. При широком подходе элементами данной системы являются и договорные отношения, и взаимное страхование, и добровольная сертификация, т.е., по сути, все правила, имеющие добровольный порядок применения и налагаемые на себя самими субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности. Отражение саморегулирования может и должно присутствовать во всех сферах предпринимательства, пронизывать систему государственного регулирования современной рыночной экономики и являться, по сути, принципом организации предпринимательской деятельности, ее основным началом.

Важнейшим и основополагающим элементом системы саморегулирования являются субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности, подлежащей саморегулированию. Они являются центром ответственности и инициативы, одновременно будучи контролируемыми и контролерами. В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 1 декабря 2007г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [5] (далее — ФЗ о СРО) саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (далее — СРО). Таким образом, можно сказать, что законодатель устанавливает лишь одну из возможных форм саморегулирования — объединение в СРО, выбирая тем самым более узкий подход к понятию саморегулирования.

Участие в саморегулируемой организации оказывает существенное влияние на правовой статус субъекта саморегулируемой сферы, но, в свою очередь, субъект предпринимательской и профессиональной деятельности влияет на СРО, способен принимать значимые для самой организации (и системы в целом) решения. Можно отметить взаимное влияние элементов саморе-

84

ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ СРО

Сунгатуллина Л.А.

гулирования друг на друга и два вида правового статуса участников СРО. При влиянии саморегулируемой организации на субъекта бизнеса (т.е. внешнем влиянии) у субъекта появляется так называемый дополнительный правовой статус. При обратном (внутреннем) влиянии субъекта предпринимательской и профессиональной деятельности на СРО — так называемый управленческий (внутренний) правовой статус.

Степень и глубина императивности внешнего влияния зависит от того, является ли для данного субъекта участие в саморегулируемой организации обязательным условием для осуществления выбранного им вида предпринимательской или профессиональной деятельности (деятельность арбитражных управляющих, строителей, проектировщиков, аудиторов и др.), или субъекты бизнеса объединяются и вступают в СРО на добровольной основе [Сунгатуллина, 2013, С.192]. В любом случае, участие в саморегулируемых организациях влечет для субъектов бизнеса дополнительные права, дополнительные обязанности, дополнительную ответственность.

Для субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, имеющей так называемую публичную значимость, членство в СРО становится допуском в профессию, обязательным условием осуществления заявленной деятельности. Их последующая предпринимательская и профессиональная деятельность связана с нахождением в составе саморегулируемой организации определенного вида, контролируется ее аппаратом, регламентируется общим законом о СРО, специальным законодательством, и локальными нормативными актами саморегулируемой организации, четко прописывающими особенности их деятельности и участия. Законодательством о саморегулировании устанавливаются санкции за нарушение стандартов и правил деятельности, и наиболее жесткие из них связаны с возможностью исключения из членов СРО, а значит, и прекращением предпринимательской и профессиональной деятельности в саморегулируемой сфере. Для участников СРО с добровольным членством стимулы и ограничения вступления в подобного вида организацию в основном связаны с усилением или ухудшением показателей деловой репутации, потерей льгот и преимуществ, предоставляемых структурой саморегулируемых организаций (как, например, защита своих членов, удобная система третейского разбирательства). Таким образом, по степени императивности средств воздействия системы саморегулирования на субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, можно выделить участников обязательных СРО и участников добровольных СРО.

Особенности целей создания СРО предполагают значимость участия в системе саморегулирования каждого субъекта саморегулируемой деятельности. Права, обязанности и ответственность участника, являющиеся элементами внутреннего (управленческого) правового статуса участника СРО, позволяют быть частью системы саморегулирования в целом, от каждого участника в той или иной мере зависит направление дальнейшего развития саморегулирования.

Саморегулируемые организации можно назвать юридическими лицами с корпоративной природой управления. Так, в соответствии с Федеральным законом о саморегулируемых организациях, саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в строго определенных законодательством целях, основанные на членстве, объе-

диняющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Законодатель использует термин «члены», а не участники. В целом, можно считать данные понятия равнозначными.

В субъектный состав саморегулируемых организаций, прежде всего, очевидно, следует включать субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, осуществляющих саморегулируемый вид деятельности. Кроме указанных субъектов, в организации деятельности СРО принимают участие сотрудники аппарата управления саморегулируемой организации, не являющиеся субъектами саморегулируемой деятельности (для некоторых из них законодательство прямо запрещает осуществлять предпринимательскую и профессиональную деятельность, являющуюся предметом саморегулирования, например, лицу, занимающему должность единоличного исполнительного органа СРО). Структура аппарата управления СРО и отнесение участников к тому или иному органу этой структуры является самостоятельным основанием классификации и заслуживает отдельного рассмотрения.

Законодатель выделяет два вида участников (членов) саморегулируемых организаций.

Субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности, отвечающие всем критериям, установленным для вступления в СРО и входящие в состав саморегулируемой организации на основе членства (т.н. участники-предприниматели, участники-профессионалы)

Субъекты, которые не связаны трудовыми отношениями с саморегулируемой организацией, ее членами — так называемые независимые члены.

Законодательство о саморегулировании не дает никаких уточнений по поводу того, кто должен являться независимым членом саморегулируемой организации. Возможно, наиболее удачным решением было бы установить, что независимыми членами должны стать специалисты в конкретной саморегулируемой отрасли экономики, подтверждением квалификации специалиста может быть либо наличие стажа работы в этой области, либо наличие ученой степени. Данный вопрос подробнее может быть урегулирован на локальном уровне саморегулируемых организаций, однако примерные критерии и объяснение должны быть указаны в законе.

Корпоративная природа саморегулируемых организаций, а также особенности целей их создания делает их внутриорганизационную систему управления неповторимой и отличающей их от всех иных правовых образований. Помимо аппарата управления, привычного для многих корпоративных юридических лиц, включающего общее собрание членов, коллегиальный орган управления, и исполнительный орган (единоличный или коллегиальный), в структуре СРО обязательно должны присутствовать так называемые специализированные органы — дисциплинарный комитет и контрольный комитет саморегулируемой организации. К компетенции данных органов относится проведение контроля за деятельностью членов СРО, и наложение дисциплинарной ответственности в случае выявления нарушений. Именно наличие специализированных органов дает основание некоторым ученым говорить о СРО как о юридическом лице с публично-

85

1 ‘2014

Пробелы в российском законодательстве

правовой природой. Так, по мнению Е.Б. Лаутс, безусловное наделение юридического лица государственновластными полномочиями, правами и обязанностями публичного характера позволяет рассматривать его в качестве юридического лица публичного права, жестко контролируемого государством и несущего публичноправовую ответственность [Лаутс, 2011, С.57].

По справедливому замечанию Д.А. Петрова, члены саморегулируемых организаций как субъекты экономической деятельности действуют не только в интересах извлечения прибыли, но и в целях удовлетворения общественных потребностей, осуществляя при этом публичные функции, не осуществляя при этом государственно-властных полномочий [Петров, 2013, С.16]. Можно лишь добавить, что осуществление публичных функций, таких, как создание стандартов деятельности, контроль за их соблюдением и применение санкций к нарушителям — важная, но не единственная функция СРО. Прежде всего, саморегулируемые организации — механизм частного права, и реализация функций по защите своих членов, создание собственной системы третейского разбирательства, создание механизма имущественной ответственности, формирование бонуса к деловой репутации участников должна являться не менее важной частью их деятельности. Вкрапление императивных методов правового регулирования не следует смешивать с публичноправовой природой. Скорее, это можно объяснить вхождением норм о саморегулировании в состав комплексного правового образования — предпринимательского права, характеризующегося смешением приемов диспозитивности и императивности.

Важнейшим аспектом управленческого (внутреннего) правового статуса участников саморегулируемых организаций является объем компетенции, связанный со вступлением в те или иные органы аппарата управления СРО. В данном срезе можно выделить субъектов, имеющих т.н. общую компетенцию, и субъектов, имеющих расширенную компетенцию. Общей компетенцией обладают все члены саморегулируемых организаций, формой ее выражения будет являться вхождение в общее собрание членов СРО. Расширенную компетенцию приобретают участники за счет увеличения объема полномочий и возможности влиять на работу саморегулируемой организации. Формой выражения расширенной компетенции станет вступление в остальные органы управления в СРО по мере предоставляемых возможностей такого вступления.

У каждого субъекта, вступающего в саморегулируемую организацию, появляется право участвовать в управлении делами организации. Любой член саморегулируемой организации автоматически становится участником общего собрания членов СРО — высшего органа управления организацией. Субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности, входящие в состав общего собрания членов, получают право решать вопросы, являющиеся основополагающими для организации деятельности СРО. Это, в частности, принятие устава, утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил, условий членства, определение приоритетных направлений деятельности СРО, распоряжение ее имуществом, и т.д. К полномочиям субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности — членов саморегулируемых организаций также относится формирование органов управления —

назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа СРО, досрочное освобождение такого лица от должности. Следует отметить, что, во избежание конфликта интересов, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не вправе являться членом органов управления саморегулируемой организации, их дочерних и зависимых обществ, являться работником, состоящим в штате указанных организаций.

Важной и ответственной функцией участников Общего собрания членов является избрание членов коллегиального органа управления СРО из состава своих участников. Кроме того, в его составе обязательно должны присутствовать независимые члены (лица, не связанных трудовыми отношениями с саморегулируемыми организациями и их членами — 1/3 часть членов коллегиального органа управления).

Субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности — члены коллегиального органа управления, получают дополнительный объем полномочий и расширенную правоспособность. Именно по их решению утверждаются стандарты и правила саморегулируемой организации, к их компетенции относится принятие решения о вступлении в члены саморегулируемой организации или об исключении из членов саморегулируемой организации по основаниям, предусмотренным уставом саморегулируемой организации. Специальными законами может быть предусмотрено ограничение на участие в коллегиальном органе управления. Так, например, федеральный закон от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [4] не позволяет членам коллегиального органа управления быть одновременно членами дисциплинарного комитета СРО во избежание конфликта интересов.

Одной из важнейших функций коллегиального органа управления является создание специализированных органов саморегулируемой организации, утверждение положений о них и правил осуществления ими деятельности. Участники СРО, входящие в состав специализированных органов, получают наибольший объем полномочий, поскольку особенностью правового статуса участников саморегулируемых организаций, назначенных в состав специализированного органа, становится наделение этих субъектов дополнительными властными полномочиями. Так, участники, входящие в орган, осуществляющий контроль за соблюдением требований стандартов и правил саморегулируемых организаций, проводят плановые и внеплановые проверки профессиональной и предпринимательской деятельности своих членов, направляя в случае выявления нарушений результаты проверки в дисциплинарный комитет СРО (орган по рассмотрению дел о применении дисциплинарного воздействия). По результатам проверки члены дисциплинарного комитета могут привлечь нарушившего правила саморегулируемого вида деятельности субъекта бизнеса к так называемой дисциплинарной ответственности. В частности, дисциплинарным комитетом может быть поставлен вопрос в коллегиальный орган управления об исключении из членов СРО недобросовестного субъекта бизнеса, что влечет прекращение предпринимательской и профессиональной деятельности для участников СРО с обязательным членством. Законодательство о саморегулировании не предусматривает строгих критериев возможности применения тех или иных мер за конкретные правонарушения. Закон о СРО говорит о двух видах возможных нарушений — ус-

86

ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ СРО

Сунгатуллина Л.А.

ловий членства и нарушение стандартов, не давая четкого понятия правонарушения, а также не дифференцируя последствия этих нарушений. Решение данных вопросов предоставлено на локальный уровень регулирования, позволяя прописывать эти вопросы во внутренних документах сРо. Следует отметить, что гарантией обеспечения прав контрагентов участников саморегулируемых организаций является компенсационный фонд, создание которого также является обязательным условием для получения статуса саморегулируемой организации. В случае причинения вреда пострадавшим от действий члена СРО выплаты солидарно осуществляются средствами компенсационного фонда, причем после осуществления таких выплат компенсационный фонд пополняется за счет средств всех участников. Ни один из членов СРО не заинтересован в осуществлении подобных выплат, и априори имеет место быть некий конфликт интересов.

Участие в органах управления СРО и повышение объема компетенции балансируется системой сдержек и противовесов внутри СРО. Так, например, наиболее значимые для деловой репутации СРО и способные повлечь ущерб контрагентам дела о нарушении стандартов и правил саморегулируемой деятельности проходит «полный круг» через весь аппарат саморегулируемой организации. Так, из контрольного комитета дело направляется в дисциплинарный комитет. При наличии оснований к исключению из членов СРО дело предоставляется в коллегиальный орган управления. Жалобы на неправомерное исключение из членов СРО рассматриваются общим собранием членов. Однако, несмотря на предусмотренные защитные механизмы внутри аппарата СРО, большинство вопросов остаются неурегулированными и решаются на основе доверия к компетентности и непредвзятости участников, обладающих дополнительными полномочиями. Увеличение объема компетенции участников предоставляет дополнительные преимущества в конкурентной борьбе. Вся система саморегулирования основана на принципе добросовестности, и данный принцип необходим и имеет свое наиболее яркое выражение в структуре аппарата саморегулируемых организаций и взаимодействии участников СРО в этом аппарате, для того, чтобы дополнительные преимущества не были реализованы.

Система саморегулирования должна стать эффективным механизмом регулирования деятельности предпринимательского и профессионального сообщества. Предполагается, что переход на такую систему возможен только для «зрелых» сфер бизнеса, что, главным образом, означает готовность участников действовать в соответствии с принципом добросовестности и с учетом сбалансированных частных, публичных и общественных интересов. Исходя из вышеизложенного, участниками саморегулируемых организаций можно назвать субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, входящих в состав саморегулируемой организации, а также независимых членов СРО, которые оказывают взаимное влияние на саморегулируемую организацию и действуют в соответствии с принципом добросовестности.

Список литературы:

1. Лаутс Е.Б. Юридическое лицо публичного права и публично-правовая компания // Банковское право. 2011. № 6. С. 57 — 58.

2. Петров Д.А. К вопросу о публично-правовой природе деятельности членов саморегулируемых организаций // Г ражданское право. 2013. №1. С.15-21

3. Сунгатуллина Л.А. Правовая природа саморегулирования в контексте теории межотраслевых и внутриотраслевых связей / Межсистемные и межотраслевые связи в правовой сфере: материалы VIII Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов.- Казань: Казан. ун-т, 2013.- Т.2.- С.190-192

4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998.-№31.- Ст.3813.

5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 1 декабря 2007г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2007.- №49.- Ст.6076.

Literature list:

1. Lauts E.B. Legal entity of public law and public law company [Yuridicheskoe litso publichnogo prava i publichno-pravovaya kompaniya]// Banking Law. 2011. №

6. 79 p.

2. Petrov D.A. On the question of public activity’s legal nature of self- regulatory’s organizations members [K voprosy o publichno-pravovoi prirode deiyatel’nosti chlenov samoreguliruemyh organizacii] // Civil law. 2013. №1. 46p.

3. Sungatullina L. A. The self-regulation’s legal nature in the context of the inter-and intra links theory [Pravovaya priroda samoregulirovaniya v kontekste teorii meghjotraslevyh I vnutriotraslevyh svyasei] / Intersystem and inter-branch connections in law spheres: proceedings of the VII International academic and research conference of students and postgraduates. Kazan: Kazan university. 2013. Part II. 248p.

4. Federal Law №135-FZ of July 29th, 1998 « On Valuation Activities in the Russian Federation» [Federalnyj zakon ot 29 ijulya 1998 goda № 135-FZ «Ob otsenochnoi deyatel’nosti v Rossiiskoy Federacii»] // Collected Legislation of the Russian Federation. 1998. № 31. Art. 3813

5. Federal Law №315-FZ of December 1st, 2007 «On the self-regulatory organizations» [Federalnyj zakon ot 1 dekabrya 2007 goda №315-FZ «O samoreguliruemyh organizaciyah»] // Collected Legislation of the Russian Federation. 2007. №49. Art. 6076

Рецензия

на статью аспиранта кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета Сунгатуллиной Лилии Азатовны «Участники саморегулируемых организаций: понятие, виды, особенности правового статуса»

Саморегулирование и саморегулируемые организации стали неотъемлемой частью развития современной рыночной экономики. Являясь частью государственного регулирования, приобретая все больший вес в обществе, система саморегулирования не может быть названа совершенной, в ней остается множество нерешенных проблем. Проблемы эти связаны как с пробелами в правовом регулировании, желанием и возможностью недобросовестных участников рынка приобрести выгоды от послабления в механизме государственного контроля, недостаточной осведомленности общества о преимуществах данной системы.

Поскольку ключевую роль в построении эффективной системы саморегулирования играют сами субъек-

87

1 ‘2014

Пробелы в российском законодательстве

ты предпринимательской и профессиональной деятельности, несомненную актуальность приобретают исследования, посвященные рассмотрению вопросов участия в СРО. В статье Сунгатуллиной Л.А. предлагается классификация участников, основанная на расширении осуществляемых ими полномочий и возможности влияния на систему саморегулирования и на деятельность саморегулируемых организаций. На виды разделяется и правовой статус участников СРО -автор выделяет так называемый дополнительный (внешний) статус и управленческий (внутренний) правовой статус, подчеркивая взаимовлияние саморегулируемых организаций и их участников. Данная классификация позволяет сформировать комплексное представление об участниках саморегулируемых организаций, конкретизировать многие положения законодательства о саморегулировании, а также вывести основные признаки и дефиницию термина «участники СРО». Эффективность саморегулируемой системы управления экономикой во многом зависит от четкости и непротиворечивости нормативной базы, ясное представление об участии в СРО поможет сформировать адекватное общественное представление о данном способе государственного регулирования экономики, уяснение собственных прав, обязанностей и ответственности необходимо каждому субъекту предпринимательской и профессиональной деятельности, вступающему или вступившему в СРО.

Статья Сунгатуллиной Л.А. содержит новые и актуальные для российской действительности научные положения. Статья «Участники саморегулируемых организаций: понятие, виды, особенности правового статуса» отвечает требованиям к работам, публикуемых в журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

Научный руководитель: к.ю.н., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета Михайлов А.В.

88

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *