План комнаты 4 класс окружающий мир – Рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему: Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков «Окружающего мира», 4 класс. Плешаков А.А

Урок курса «Окружающий мир» в 4-м классе по теме «Масштаб и его использование»

Цели:

Создать условия для:

  • формирования у учащихся знаний по теме «Масштаб и его использование»;
  • развития познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • воспитания потребности самореализации в деятельности;

Оборудование: учебник «Окружающий мир» для 4 класса четырёхлетней начальной школы в двух частях. Автор О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2008 г.; рабочая тетрадь (часть 1). Автор О. Т. Поглазова. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006 г; карточки с изображениями лиц.

Ход урока

Организация начала занятия.

Подготовка к усвоению новых знаний.

— У меня в руках обыкновенный тетрадный листок. Скажите, пожалуйста, как на нём я смогу изобразить вашу классную доску. Доска большая, а листок маленький. Смогу я это сделать? Как? (уменьшить размеры).

— Попробуйте, у вас на столах такие же листы бумаги. Выполните моё задание. Сначала подумайте, какой инструмент вам понадобится для работы.

— Итак, взяли в руки линейки и карандаши и начертили свою доску на листках.

Этап усвоения новых знаний.

— Я возьму два листка и покажу вам (выбираются два различных по размеру чертежа, выполненные учащимися). Скажите, если я захочу точно такую же доску заказать себе в класс, приглашу мастера, покажу эти листки, он поймёт, какая она? (нет)

— Это произошло потому, что вы уменьшали размеры в разное количество раз, даже не измеряя предмет. Это неправильно. Чтобы правильно уменьшить размер предмета, нужно знать во сколько раз его уменьшать и как его уменьшать.

Сегодня на уроке мы узнаем, как называется этот способ изменения размеров предмета и для чего он необходим. Может, кто-нибудь знает, как называется этот способ?

Этот способ называется масштаб.

Масштаб — это число, показывающее во сколько раз реальные размеры предмета уменьшены или увеличены при изображении их на чертеже или плане (на доску помещается табличка, на которой записано правило).

— Прочтите ещё раз понятие масштаба и ответьте, что показывает это число?

— Зачем происходит уменьшение?

— А может ли происходить увеличение предмета?

— Вернёмся к классной доске и выполним её чертёж, соблюдая масштаб, заранее договоримся, что каждый метр мы заменим сантиметром. Итак, длина доски равна — 4 м, а ширина — 1 м. В ваших тетрадях чему будет равняться длина, ширина? Во сколько раз мы уменьшили размеры? Выполняем чертёж.

— Мы выполнили чертёж классной доски, используя масштаб в 1см 1м или в масштабе в 1см 1 м, чтобы люди понимали, во сколько раз мы уменьшили предмет, обязательно рядом с чертежом подписывается масштаб, подпишем и мы: в 1 см 1м.

— Ещё раз объясним друг другу, как используем новое для нас понятие. Вспомним, какой первый шаг мы выполняли, чтобы изобразить большую доску на маленьком листке. (Измеряли размеры, на доску помещается табличка с записью: «

1. Измерить длину и ширину предмета«).

— Второй шаг. Измерили, посмотрели на листок, и сделали следующий шаг, какой? (Уменьшили размеры). А размеры нужно уменьшать, как захочется? (в определённое количество раз) Вы мне уже приводили примеры, когда объект необходимо увеличить, тогда правильнее будет записать так (на доску помещается табличка с записью: «2. Увеличить или уменьшить размеры, используя масштаб«).

— И только в самом конце мы чертим предмет (на доску помещается табличка с записью: «

3. Начертить предмет«).

— У нас с вами получился алгоритм, который поможет вам в дальнейшей работе на уроке.

— А теперь ещё раз обратимся к нашему листочку, мы записали масштаб. Записанный таким образом масштаб называется именованным, потому что в его записи участвуют именованные числа. Именованным числом называется число, которое сопровождается названием меры.

— К нашему чертежу можно записать масштаб и по-другому 1:100 — записанный так масштаб называют числовым. Откуда возникло такое название?

(в записи масштаба участвуют только числа). Объясните, какие числа записаны здесь?

— И ещё одна запись — линейный масштаб. Название его произошло от слова «линия», он изображается в виде прямой линии с делениями. Это мерки, которыми измеряется объект. Наша доска измеряется так — в одной мерке 1 метр.

Первичная поверка понимания.

— Сейчас я хочу предложить вам задание, в котором вы должны определить вид масштаба. Чтобы правильно определить и доказать свою мысль вы прочитаете статью в учебнике на странице 17.

Итак, внимание на доску, здесь представлены различные виды масштабов (Приложение).

— К какому виду мы отнесём первую запись? Вторую? Следующую?

— Вы отлично справились с моим заданием, и вы можете самостоятельно определить вид масштаба, поэтому переверните страничку и выполните самостоятельно задание под номером 1.

— Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Поднимите руку, кто выполнил без ошибок. Отлично, молодцы, а теперь поднимите руки те, кто допустил ошибки. В чём была твоя ошибка? Как её можно исправить? Дома вы ещё раз внимательно прочитаете статью учебника и больше не допустите ошибок.

Физкультминутка.

— Скажите, ребята, а для определения масштаба нужна внимательность. Такую игру для развития внимания я подготовила для вас. Называется игра «Колечко». Вытяните правую руку вперёд и коснитесь большим пальцем мизинца, затем - безымянного пальца, затем коснёмся среднего пальца и, наконец, указательного пальца. Сначала выполняем движения в медленном темпе, затем увеличиваем темп. Такие же «колечки» выполняются левой рукой, затем обеими руками сразу.

Этап закрепления знаний.

— Надеюсь, что наша игра поможет вам в выполнении заданий. При выполнении заданий вы будете использовать знания о масштабе и его видах. Задания вы получаете по группам.

— Ребята, у которых их имя на табличке написано синим цветом, группа № 1, получают задание на карточке «Прочитайте статью, выделите диаметр Земли. Выберите свой масштаб и уменьшите размеры нашей планеты. Выполните чертёж Земли на листке, соблюдая свой масштаб, подпишите его». Все вычисления выполняем на карточках, можете использовать обратную сторону листа.

— Следующими задание получают ребята, у которых имя написано чёрным цветом, группа № 2. Найдите названия двух городов Называевск и Тюкалинск, измерьте расстояние между ними и, используя масштаб, указанный на листке, найдите расстояние между городами. Измерения и вычисления выполняем на карточках.

— Те, у которых имя подписано красным цветом, группа № 3, выполняют задание № 2 на странице 18 вместе со мной. Задание — Начерти план учебника по окружающему миру в масштабе 1:6. Итак, мы с вами возьмём учебник, чтобы измерить более точно, я предлагаю вам обложки учебника «Окружающий мир». Прежде, чем начать работу, необходимо продумать, как мы будем действовать. Каков будет наш первый шаг? Используйте алгоритм, записанный нами. Каков будет наш первый шаг? (Измерим длину и ширину учебника, его длина — 24 см, а ширина — 18 см).

— Что будем делать дальше? Нам нужно найти масштаб? Что такое масштаб? Во сколько раз мы должны уменьшить размеры обложки? (в шесть). Уменьшите, что у вас получилось? (длина — 4 см, ширина — 3 см)

— Чем мы завершим работу? (начертим прямоугольник с вычисленными сторонами). Отлично справились с работой, показали свою внимательность и знания все ребята группы.

— А теперь обратимся к ребятам группы № 1.(К доске вызываются два ученика, которые показывают свои чертежи и объявляют масштабы). У ребят этой группы я соберу карточки и поставлю оценки за работу.

— Посмотрев на работу группы № 1, можно сделать вывод, что, используя масштаб, можно изобразить не только прямоугольные, но и круглые предметы. Какие ещё предметы можно будет начертить, используя масштаб, вы ответите на следующем уроке. Вы выполните задание № 4, прочитайте его. («Изобрази план твоей комнаты, масштаб выбери сам»).

— Что такое план? (вид сверху) Как будет выглядеть ваша комната? Не забудьте, подписать масштаб при выполнении работы. Откройте дневники и запишите домашнее задание с. 18 № 4.

— А теперь обратимся к группе № 2. (Вызывается один из учеников, который называет расстояние между городами, свой масштаб.) Поверим правильность выполненного задания, у кого из ребят этой группы получился другой ответ?

Этап обобщения и систематизации знаний.

— Получается, ребята, что с помощью масштаба можно узнать не только размеры предмета, но и расстояние между объектами. Как вы думаете, кому это может понадобиться? (путешественникам)

И не даром, ребята, вы изучаете заповеди путешественника. Давайте, вспомним, какие вы уже рассмотрели:

  • примечай ориентиры, чтобы вернуться домой;
  • умей ориентироваться по сторонам горизонта;
  • умей ориентироваться по компасу;

Какую заповедь мы добавим сегодня? — умей пользоваться масштабом. А как им пользоваться?

Этап подведения итогов.

— Закончить наш урок, подвести вывод, я хочу небольшим стихотворением

Чтоб весь мир изображать,
Мы должны масштаб узнать
Ты линейкой измеряй,
На бумаге уменьшай.

Цифровой, именованный, линейный —
Виды масштабов запомнить, сумей ты.
План начертить не составит труда,
Если с масштабом ты дружен всегда!

— Это стихотворение, напечатанное на карточке, лежит у вас на парте. Я сейчас прочитаю его, во время моего чтения подчеркните слова, которые помогут вам рассказать о теме урока своим близким или друзьям. Почему эти слова?

— Молодцы, может быть кто-то захочет сочинить дома ребус или загадку про масштаб, сделайте это.

Рефлексия

— Спасибо за урок. Мне было легко и приятно работать с вами. Я бы хотела узнать, а как вам работалось со мной, с каким настроением вы пойдёте на следующий урок. У вас на партах лежат изображения личиков. На одной карточке человечек улыбается, на другой его настроение не изменилось, осталось прежним. Представьте, что это ваше личико. Поднимите карточку с вашим настроением. Такое же настроение останется и у меня.

Приложение.

План-конспект урока по иностранному языку (4 класс) по теме: Описание комнаты

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

1.

Организацион

ный момент

Приветствует обучающихся, создаёт положительную атмосферу

Учитель англ. языка:

Good morning! Good morning!

Good morning to you!

Good morning, dear pupils!

We are glad to see you!

Sit down please.

Let`s smile to each other and start our lesson!

Приветствуют учителей, настраиваются на урок

1

2.

Постановка темы и целей урока

Учитель англ. языка: Внимание на экран (слайд 1).

— Как вы думаете, какова тема урока? И чем на уроке мы будем заниматься?

(Предлагает сформулировать тему и цель урока) (слайд 2, 3)

Формулируют тему и цель урока

«Описание комнаты»

Создать комнату и рассказать о ней на английском языке.

3

3.

Актуализация опорных знаний обучающихся (лексика)

Актуализирует знания обучающихся по теме «Мебель» с использованием аудио носителя и опорного конспекта

 ( приложение 1)

Посмотрите на экран, что вы видите?

Прослушаем и повторим слова за диктором.

Читаем слова с экрана и называем перевод.(слайд 4)

Предлагает игру с целью закрепления лексики.(слайд 5)

Слушают (аудирование), повторяют слова за диктором, отвечают  на вопросы, используя опорный конспект (фронтальная работа)

Играют в игру «Снежный ком»

10

Актуализация опорных знаний обучающихся (грамматика)

(

Сообщает о наличии конструкции There is/There are:

— Чтобы сообщить о наличии какого-либо лица или предмета в каком-либо месте, используется конструкция There is/There are со значением имеется, находится, есть.

Предлагает выполнить задание

(слайд 6) с целью сформулировать правило употребления формы глагола (is или are)

Слушают

Выполняют задание с помощью опорного конспекта. Формулируют правило  (фронтальная работа)

4.

Систематизация и повторение

Предлагает выполнить задание в группах на карточках с целью закрепления правила употребления конструкции There is/There are.

Задание:

Вставь пропущенные слова is или are.

(слайд 7)

Организует самопроверку и самооценку выполнения (слайд 8)

Работают по карточкам в группах, представляют результаты группы.

Проверяют по образцу.  Отвечают на вопросы: у кого все получилось, у кого возникли затруднения? Какие?

4

5.

Физкультминутка

2

6.

Проектирование

Показывает готовый вариант комнаты (слайд 9) и предлагает создать свою собственную комнату на листе А4, с помощью мебели, вырезанной из бумаги.

Слушают.

Выполняют практическую работу (индивидуальная работа).

12

7.

Защита проекта

Слушает 3-4 обучающихся, корректирует.

Затем предлагает поработать в парах.

Презентуют проект на английском языке (индивидуальная работа)

 (групповая работа)

10

8.

Подведение итогов урока и рефлексия

Подводит итог: какую цель ставили и достигли ли ее?

Организует рефлексию, предлагая устно ответить на вопросы:

У кого всё получилось?

У кого возникли проблемы? Какие?

Самым лёгким на уроке было…

Трудным оказалось…

Анализируют свою деятельность и оценивают степень освоения материала, отвечая на вопросы.

3

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме: конспект урока по окружающему миру в 4классе по программе 8вида по теме :»Мебель».

Областное автономное учреждение специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат III – IV вида

г. Липецк, ул. Механизаторов, д. 9

Конспект урока по окружающему миру и развитию речи в 4д классе

Разработала и провела

учитель начальных классов Т.А.Басова

24.11.2012г.

Тема урока: « Мебель».

Тип урока: комбинированный.

На уроке использовались игровые моменты,  работа в группах, учащиеся выполняли практическую работу.

Предмет: окружающий мир и развитие речи.

Класс: 4 (VIII вид обучения)

Учитель: Басова Татьяна Александровна.

Цель урока: научить группировать предметы мебели по назначению.

Задачи урока:

1. Образовательные.

— расширить  и уточнить представления учащихся о назначении помещений в   квартире;

— уточнить знания об основных видах мебели;

— уточнить  представления о предметах мебели;

— учить применять полученные знания на практике.

2. Развивающие.

— развивать дизайнерские способности;

— развивать умение оценить рассказ своего одноклассника;

— формировать умения и навыки учебной (практической и умственной) деятельности;

— развивать эстетический вкус.

3. Коррекционные.

— отрабатывать словообразовательные навыки и умения;

— отрабатывать умение составлять описательный рассказ;

— коррекция памяти, мышления на основе упражнений в сравнении;

— развивать наблюдательность, внимание.

4. Воспитательные.

— воспитывать  эмоциональную адекватность поведения;

— воспитывать коммуникативные навыки;

— воспитывать интерес к предмету, к получению новых знаний, практических умений.

Оборудование:

— картинки предметов мебели,

— сюжетные картинки: кухня, спальня, гостиная, прихожая

— буквы разного цвета,

-линейка, цветные карандаши,

-цветные буквы,

-паззлы по теме мебель

Ход урока.

I. Организационный момент.

 Активизация внимания.

                                         Чтобы выполнить заданье,

                                          Обрати на цвет вниманье!

                                          Буквы красные возьми

                                          И название прочти!

Детям предлагаются буквы красного и желтого цвета, следуя инструкции, ребята составляют слово «дом».

II. Повторение ранее пройденного.

-Вспомните тему прошлого урока. Какое было домашнее задание?

Детям было предложено нарисовать свой дом и составить небольшой рассказ.

-Чей рассказ вам больше всего понравился?

III. Сообщение темы урока

-назовите комнаты, которые есть в вашем доме (квартире).

Детям предлагается назвать комнаты и объяснить их назначение (Слайд№1,2,3,4)

 -определите по картинке, какая это комната? Почему этого не удается сделать? Чего не хватает в комнате? (слайд №5)

Соберите слово из желтых букв и сформулируйте тему урока.

На доске слово «мебель» без мягкого знака. Дети вспоминают роль мягкого знака и вставляют его в слово.

— Для чего человеку нужна мебель? Какая бывает мебель?

Мебель – это предметы домашнего обихода. Мебель изготавливают из дерева, его заменителей, кожи, пластмасс, металла. Человек использует мебель в быту и на работе. Это те предметы, на которых мы сидим, спим, едим, рисуем и т.д. Мебель нужна для красоты и удобства.

IV. Работа по теме урока

На доске вывешены карточки с названиями комнат: кухня, гостиная, спальня, прихожая.

-Какой комнаты не хватает? (ванной). Для чего она нужна?

1. Игра «расстановка мебели».

Дети «расставляют» предметы по «комнатам».

-Я загадываю загадку, показывает отгадку владелец карточки.

                                         Ножек четыре,

                                         Шляпок одна,

                                         Нужен, коль станет

                                         Обедать семья.      (Стол.)

 — Куда поставить этот предмет мебели?

В ходе рассуждения выясняется, что стол может находиться в любой комнате, но столы эти разные по  виду и по назначению.

Работа над понятиями: письменный, журнальный, обеденный, кухонный, туалетный.

V. Физминутка.

Стул и стол, диван, комод –

Мебелью зовет народ.

Шкаф нам нужен для того,

Чтобы класть туда белье!

Для чего нужна кровать?

Чтоб удобно было спать!

Мебель создает уют

И на даче, в доме, тут!

VI. Игра «Дорисуй стол».

-где делают мебель? Как называется профессия человека, делающего мебель? Куда потом поступает мебель с фабрики? Кто собирает мебель в магазине?

-В мебельный магазин привезли столы, правильно ли их собрали сборщики?

Дорисуйте недостающие части.

(слайд №6)

2. Табурет, стул.

На кухне нашей тесновато,

Там для стульев места нет,

Мы под стол обычно ставим

Деревянный …(табурет)

-С каким предметом часто путают табурет? Чем они похожи и отличаются?

В какую комнату поставим стул, табурет?

3. Кровать

Михаил Потапыч спать

Лег в большущую …(кровать)

4. Диван, кресло

На нем сидят, когда он сложен.

Когда разобран он – лежат.

Когда же день рожденья –

Он разместит гостей.

О чем стихотворенье,

Ответьте поскорей. (диван)

— Чем похожи с кроватью и чем отличаются? В какую комнату поставим?

По соседству с диваном стоит

В нем отдыхающий сидит. (кресло)

Что общего с диваном и в чем разница? В какую комнату поставим?

5.Шкаф, буфет.

Меня в комнате каждый приметит,

А открыв меня,

Зиму и лето встретит. (шкаф)

-какие бывают шкафы, куда их можно поставить?

В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том,

В нем место есть и для конфет,

Он называется …(буфет)

6. Далее разбираются оставшиеся карточки с мебелью (комод, тумбочка, полка) по той же схеме.

VII. Физминутка.

Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж

Корзину, картину, картонку

И маленькую собачонку.

VIII. Игра «Четвёртый лишний».

Детям раздаются карточки , они находят лишний предмет и объясняют свой выбор.(игра «Четвертый лишний)

IX. Паззлы «Собери мебель». (слайд №7,8)

X. Итог урока

-Что такое мебель? Для чего нужна? Какую мебель в какие комнаты поставим?

XI. Домашнее задание

Раскрасить на картинке мебель коричневым цветом, остальные предметы по желанию.(слайд №9)

                                        

Учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему: Масштаб и его виды

Урок курса «Окружающий мир» в 4-м классе по теме «Масштаб и его использование»

  • Груздева Елизавета Анатольевна,  учитель начальных классов

Цели:

Создать условия для:

  • формирования у учащихся знаний по теме «Масштаб и его использование»;
  • развития познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • воспитания потребности самореализации в деятельности;

Оборудование: учебник «Окружающий мир» для 4 класса четырёхлетней начальной школы в двух частях. Автор О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2008 г.; рабочая тетрадь (часть 1). Автор О. Т. Поглазова. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006 г; карточки с изображениями лиц.

Ход урока

Организация начала занятия.

Подготовка к усвоению новых знаний.

— У меня в руках обыкновенный тетрадный листок. Скажите, пожалуйста, как на нём я смогу изобразить вашу классную доску. Доска большая, а листок маленький. Смогу я это сделать? Как? (уменьшить размеры).

— Попробуйте, у вас на столах такие же листы бумаги. Выполните моё задание. Сначала подумайте, какой инструмент вам понадобится для работы.

— Итак, взяли в руки линейки и карандаши и начертили свою доску на листках.

Этап усвоения новых знаний.

— Я возьму два листка и покажу вам (выбираются два различных по размеру чертежа, выполненные учащимися). Скажите, если я захочу точно такую же доску заказать себе в класс, приглашу мастера, покажу эти листки, он поймёт, какая она? (нет)

— Это произошло потому, что вы уменьшали размеры в разное количество раз, даже не измеряя предмет. Это неправильно. Чтобы правильно уменьшить размер предмета, нужно знать во сколько раз его уменьшать и как его уменьшать.

Сегодня на уроке мы узнаем, как называется этот способ изменения размеров предмета и для чего он необходим. Может, кто-нибудь знает, как называется этот способ?

Этот способ называется масштаб.

Масштаб — это число, показывающее во сколько раз реальные размеры предмета уменьшены или увеличены при изображении их на чертеже или плане (на доску помещается табличка, на которой записано правило).

— Прочтите ещё раз понятие масштаба и ответьте, что показывает это число?

— Зачем происходит уменьшение?

— А может ли происходить увеличение предмета?

— Вернёмся к классной доске и выполним её чертёж, соблюдая масштаб, заранее договоримся, что каждый метр мы заменим сантиметром. Итак, длина доски равна — 4 м, а ширина — 1 м. В ваших тетрадях чему будет равняться длина, ширина? Во сколько раз мы уменьшили размеры? Выполняем чертёж.

— Мы выполнили чертёж классной доски, используя масштаб в 1см 1м или в масштабе в 1см 1 м, чтобы люди понимали, во сколько раз мы уменьшили предмет, обязательно рядом с чертежом подписывается масштаб, подпишем и мы: в 1 см 1м.

— Ещё раз объясним друг другу, как используем новое для нас понятие. Вспомним, какой первый шаг мы выполняли, чтобы изобразить большую доску на маленьком листке. (Измеряли размеры, на доску помещается табличка с записью: «1. Измерить длину и ширину предмета»).

— Второй шаг. Измерили, посмотрели на листок, и сделали следующий шаг, какой? (Уменьшили размеры). А размеры нужно уменьшать, как захочется? (в определённое количество раз) Вы мне уже приводили примеры, когда объект необходимо увеличить, тогда правильнее будет записать так (на доску помещается табличка с записью: «2. Увеличить или уменьшить размеры, используя масштаб»).

— И только в самом конце мы чертим предмет (на доску помещается табличка с записью: «3. Начертить предмет»).

— У нас с вами получился алгоритм, который поможет вам в дальнейшей работе на уроке.

— А теперь ещё раз обратимся к нашему листочку, мы записали масштаб. Записанный таким образом масштаб называется именованным, потому что в его записи участвуют именованные числа. Именованным числом называется число, которое сопровождается названием меры.

— К нашему чертежу можно записать масштаб и по-другому 1:100 — записанный так масштаб называют числовым. Откуда возникло такое название?

(в записи масштаба участвуют только числа). Объясните, какие числа записаны здесь?

— И ещё одна запись — линейный масштаб. Название его произошло от слова «линия», он изображается в виде прямой линии с делениями. Это мерки, которыми измеряется объект. Наша доска измеряется так — в одной мерке 1 метр.

Первичная поверка понимания.

— Сейчас я хочу предложить вам задание, в котором вы должны определить вид масштаба. Чтобы правильно определить и доказать свою мысль вы прочитаете статью в учебнике на странице 17.

Итак, внимание на доску, здесь представлены различные виды масштабов (Приложение).

— К какому виду мы отнесём первую запись? Вторую? Следующую?

— Вы отлично справились с моим заданием, и вы можете самостоятельно определить вид масштаба, поэтому переверните страничку и выполните самостоятельно задание под номером 1.

— Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Поднимите руку, кто выполнил без ошибок. Отлично, молодцы, а теперь поднимите руки те, кто допустил ошибки. В чём была твоя ошибка? Как её можно исправить? Дома вы ещё раз внимательно прочитаете статью учебника и больше не допустите ошибок.

Физкультминутка.

— Скажите, ребята, а для определения масштаба нужна внимательность. Такую игру для развития внимания я подготовила для вас. Называется игра «Колечко». Вытяните правую руку вперёд и коснитесь большим пальцем мизинца, затем — безымянного пальца, затем коснёмся среднего пальца и, наконец, указательного пальца. Сначала выполняем движения в медленном темпе, затем увеличиваем темп. Такие же «колечки» выполняются левой рукой, затем обеими руками сразу.

Этап закрепления знаний.

— Надеюсь, что наша игра поможет вам в выполнении заданий. При выполнении заданий вы будете использовать знания о масштабе и его видах. Задания вы получаете по группам.

— Ребята, у которых их имя на табличке написано синим цветом, группа № 1, получают задание на карточке «Прочитайте статью, выделите диаметр Земли. Выберите свой масштаб и уменьшите размеры нашей планеты. Выполните чертёж Земли на листке, соблюдая свой масштаб, подпишите его». Все вычисления выполняем на карточках, можете использовать обратную сторону листа.

— Следующими задание получают ребята, у которых имя написано чёрным цветом, группа № 2. Найдите названия двух городов Называевск и Тюкалинск, измерьте расстояние между ними и, используя масштаб, указанный на листке, найдите расстояние между городами. Измерения и вычисления выполняем на карточках.

— Те, у которых имя подписано красным цветом, группа № 3, выполняют задание № 2 на странице 18 вместе со мной. Задание — Начерти план учебника по окружающему миру в масштабе 1:6. Итак, мы с вами возьмём учебник, чтобы измерить более точно, я предлагаю вам обложки учебника «Окружающий мир». Прежде, чем начать работу, необходимо продумать, как мы будем действовать. Каков будет наш первый шаг? Используйте алгоритм, записанный нами. Каков будет наш первый шаг? (Измерим длину и ширину учебника, его длина — 24 см, а ширина — 18 см).

— Что будем делать дальше? Нам нужно найти масштаб? Что такое масштаб? Во сколько раз мы должны уменьшить размеры обложки? (в шесть). Уменьшите, что у вас получилось? (длина — 4 см, ширина — 3 см)

— Чем мы завершим работу? (начертим прямоугольник с вычисленными сторонами). Отлично справились с работой, показали свою внимательность и знания все ребята группы.

— А теперь обратимся к ребятам группы № 1.(К доске вызываются два ученика, которые показывают свои чертежи и объявляют масштабы). У ребят этой группы я соберу карточки и поставлю оценки за работу.

— Посмотрев на работу группы № 1, можно сделать вывод, что, используя масштаб, можно изобразить не только прямоугольные, но и круглые предметы. Какие ещё предметы можно будет начертить, используя масштаб, вы ответите на следующем уроке. Вы выполните задание № 4, прочитайте его. («Изобрази план твоей комнаты, масштаб выбери сам»).

— Что такое план? (вид сверху) Как будет выглядеть ваша комната? Не забудьте, подписать масштаб при выполнении работы. Откройте дневники и запишите домашнее задание с. 18 № 4.

— А теперь обратимся к группе № 2. (Вызывается один из учеников, который называет расстояние между городами, свой масштаб.) Поверим правильность выполненного задания, у кого из ребят этой группы получился другой ответ?

Этап обобщения и систематизации знаний.

— Получается, ребята, что с помощью масштаба можно узнать не только размеры предмета, но и расстояние между объектами. Как вы думаете, кому это может понадобиться? (путешественникам)

И не даром, ребята, вы изучаете заповеди путешественника. Давайте, вспомним, какие вы уже рассмотрели:

  • примечай ориентиры, чтобы вернуться домой;
  • умей ориентироваться по сторонам горизонта;
  • умей ориентироваться по компасу;

Какую заповедь мы добавим сегодня? — умей пользоваться масштабом. А как им пользоваться?

Этап подведения итогов.

— Закончить наш урок, подвести вывод, я хочу небольшим стихотворением

Чтоб весь мир изображать,
Мы должны масштаб узнать 
Ты линейкой измеряй,
На бумаге уменьшай.

Цифровой, именованный, линейный — 
Виды масштабов запомнить, сумей ты.
План начертить не составит труда,
Если с масштабом ты дружен всегда!

— Это стихотворение, напечатанное на карточке, лежит у вас на парте. Я сейчас прочитаю его, во время моего чтения подчеркните слова, которые помогут вам рассказать о теме урока своим близким или друзьям. Почему эти слова?

— Молодцы, может быть кто-то захочет сочинить дома ребус или загадку про масштаб, сделайте это.

Рефлексия

— Спасибо за урок. Мне было легко и приятно работать с вами. Я бы хотела узнать, а как вам работалось со мной, с каким настроением вы пойдёте на следующий урок. У вас на партах лежат изображения личиков. На одной карточке человечек улыбается, на другой его настроение не изменилось, осталось прежним. Представьте, что это ваше личико. Поднимите карточку с вашим настроением. Такое же настроение останется и у меня.

План-конспект урока окружающего мира (4 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ № 8 г.Выборга»

План-конспект урока

окружающего мира

(4 класс)

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Таланова С.П.

Тема «Жизнь леса»

Цели урока: сформировать у учащихся представление о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Задачи урока:

— познакомить детей с ярусами леса, разнообразием лесных обитателей, ролью грибов;

— развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;

— развивать речь детей, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, умение работать в группе;

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод контроля и самоконтроля.

Место проведения: кабинет начальных классов.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, атласы-определители, выставка книг,ватман.

Ход урока

1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока. На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса»

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

— Почему люди называют землю «кормилицей»? (ответы детей)

3. Работа по теме урока.

Чтение стихотворения

Лес

Здравствуй, лес,

дремучий лес,

полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

ночью темной, грозовою,

что нам шепчешь на заре

весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

(С. Погореловский)

-О чем мы будем говорить?

— Чтобы достичь цели, нам нужно составит план .Составляют план.

1. Что такое лес?

2. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

3. Как обитатели леса связаны между собой?


— И чтобы убедиться, что лес – это сообщество мы начинаем наш урок.

Моделирование коллажа

— Мы с вами будем составлять коллаж : «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». 

Аделина рассказывает отрывок из рассказа Юрия Дмитриева о лесе. Важную роль в жизни леса играет почва. Почему? ??? (Ответы детей) Жизнь леса невозможна без почвы.

«Один художник решил нарисовать лес.

— Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы.(уч-ся наклеивают деревья и кустарники)

А в углу нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

— Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. Почему, ребята, это не лес?

– Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. (наклеивают травы и цветы)

— А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых. (наклеивают насекомых)

— Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, — не унимался старичок-лесовичок.

Было темно, и художник решил зажечь свет, (наклеивают солнце)

— Зачем необходимо солнце зеленым растениям? (для осуществления фотосинтеза)

Но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье. Кто бы это мог быть? (наклеивают животных)

— Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

— Рассмотрите наш коллаж. Так что же такое лес?

Д. Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.

— На какой пункт плана мы ответили? (1)

Итак, мы с вами в лесу.

– Внимательно рассмотрите лес.

– Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)

— Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный.

— Может кто-то знает, как по-научному называются эти этажи? По — научному лесные «этажи» называют ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.  Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

У. – Первый ярус самый высокий. Многолетние растения с крупным твердым стеблем.  Что это за ярус? (деревья)

— Назовите деревья смешанных широколиственных лесов (дуб ,береза, сосна и т.д.)

— Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.) 

Итак, сколько же ярусов у вас получилось? (4) .Познакомьтесь, как писал о лесных этажах М.М.Пришкин. — Проверьте, правильно ли мы распределили животных по ярусам? (Коллективная проверка)

hello_html_15773875.jpg

— Растения какого яруса являются светолюбивыми? (4)

— Растения какого яруса являются теневыносливыми? (3, 2, 1)

— Лес является большим многоэтажным домом. Каждый этаж (ярус) имеет свое название и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1. Первый ярус самый высокий. Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев. (Дуб, сосна, ель, тополь, яблоня, рябина, черемуха.)

2. Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.) (Лещина, калина, бересклет, смородина, шиповник, крушина.)

3. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Многолетнее или однолетнее растение с неодеревеневающим, обычно мягким и зелёным невысоким стеблем. (Трава.) (Колокольчик, ландыш, медуница, папоротник, подорожник.)

4. А что же растет на самой земле? Почва со всеми населяющими микроорганизмами. Данный вид представляют собой особую форму жизни, и отдельное царство, в которых проявляются признаки не только растений, но и животных. (Грибы. Белые, лисички, маслята, подберезовики, опята. Наука, изучающая грибы – Микология. ) Высшие споровые растения, которые относятся к отделу Моховидных царства Растений. (Мхи. Кукушкин лен, сфагнум. Наука, изучающая мхи – бриология.) Низшие растения, образованные симбиозом грибов и бактерий. Лишайники. Лишайники изучает наука лихенология..)

Первичное закрепление. Пользуясь атласом – определителем заполните таблицу. (Работа в группе)

Но что за лес без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно связаны между собой и с растениями.

Познакомимся с животными, населяющими лес.

4. Работа в группах. (Разделить класс на 3 группы)

Пользуясь учебниками, обсудить и составить список животных леса:

  1. Обитающих на деревьях (Белки, птицы, насекомые)

  2. Ведущих наземную жизнь (Заяц, лиса, волк, медведь, лось, лягушка и т.д.)

  3. Обитающих в почве (Кроты, личинки, черви)

Составьте цепи питания.(по 2-3 в каждой руппе)

Осина-заяц-волк

Ель-жук-дятел-ястреб

Сосна(шишка)-белка-ласка-волк

(После выполнения задания представители от групп докладывают результаты работы).

-На какой пункт плана мы ответили?(2)

-Наклеиваем на коллаж.

5. Физкультминутка.

Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.

— Можно ходить по траве.

— Можно ломать деревья.

— Можно отдыхать в лесу.

— Можно жечь костры.

— Можно слушать птиц.

— Можно громко говорить, кричать в лесу.

6. Продолжение изучения новой темы.

Подводя итог этой работы, «населяем» схему ярусов.

Проговариваем названия животных каждого яруса. Размещаем изображения животных в крону деревьев, на поверхности земли, в почву.

Выясняем, как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов эти животные, в чем видна их приспособленность к условиям жизни.

— Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Послушайте загадку, догадайтесь, о чем идет речь.

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)

hello_html_m3540c7f6.jpg

— Как вы думаете, лесу нужны грибы? (Ответы детей.)

7. Работа по учебнику.

— Прочитайте текст в учебнике «Нужны ли лесу грибы?» и ответьте на вопросы:

1) Как грибы связаны с лесными растениями?

2) Как грибы связаны с животными леса?

3) Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?

Наклеивают грибы на коллаж.

-Прочитайте на с. 180 «О лесной подстилке и микробах»

— Из чего образуется лесная подстилка?

— Какая польза от нее для почвы? Для животных?

На какой пункт плана мы ответили?(3)

8. Итог урока.

— Какая была цель сегодняшнего урока?

— На все ли поставленные вопросы в начале урока мы с вами ответили?

— Какие знания мы открыли?

— Почему лес называют природным сообществом?

— В какой последовательности мы изучали сообщество?

— Выведем алгоритм изучения сообщества.

1. Растительный мир и животный мир.

2. Взаимосвязь.

— На следующем уроке мы продолжим составление алгоритма.

Лес

Растения Животные Грибы Мхи

hello_html_m7d9424ab.pnghello_html_m7d9424ab.pnghello_html_m7d9424ab.pnghello_html_m7d9424ab.pnghello_html_m7d9424ab.pnghello_html_m7d9424ab.pnghello_html_m7d9424ab.pnghello_html_m7d9424ab.png

Деревья кустарники травы звери птицы насекомые съедобные несъедобные

Выставление оценок.

9.Рефлексия

— Если вам понравился урок, вы всё усвоили и вам будет, что рассказать дома – приклейте зелёный цветочек, если вам было что-то не понятно, но в целом вы довольны своей работой наклейте жёлтый цветочек, если вам всё было не интересно и не понятно наклейте красный цветочек.

10. Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение об одном природном сообществе (по выбору)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему: Тематическое планирование внеклассной работы по предмету «Окружающий мир». 4 класс.

Тема занятия

Задача

1

Как ты растешь?

Углубить знания о работе организма человека.

2

Твоя главная одежда

Углубить знания  о значении кожи для человека.

3

Надежные помощники

Углубить знания  об опорно-двигательной системе.

4-5

Съедобный конструктор

Углубить знания  о процессах обмена веществ человека.

6

Когда без акваланга не обойтись

Углубить знания  о дыхательной системе человека.

7

Для чего и как мы спим?

Раскрыть понятия гигиены сна и бодрствования. Научить составлять режим дня.

8

Самый большой насос

Углубить знания о кровеносной системе. Раскрыть важность правильных нагрузок на организм.

9

Главный штаб

Раскрыть особенности деятельности головного мозга, важность постоянных умственных упражнений.

10

Про очки

Раскрыть важность гигиены зрения

11-14

Исследование «Многогранный мир чувств»

Помочь овладеть навыками исследовательской работы. Сформировать познавательную активность.

15

Викторина «Будем беречь свое здоровье»

Помочь проверить ученикам знания по теме.

16

Что известно о происхождении человека

Научить делать выводы, анализировать информацию.

17

Возникновение речи

Показать важность речи для человека, познакомить с приемами развития речи.

18

Рукотворная жизнь. Интеллектуальная игра “Счастливый случай”

Научить навыкам самостоятельной .работы по приобретению новых знаний

19

Могут ли роботы думать

Развивать навык составления плана действий для изучения нового материала

20 — 23

Исследование «Вода в твоем доме»

Помочь овладеть навыками исследовательской работы. Сформировать познавательную активность. Показать необходимость бережного отношения к воде

24- 25

Невидимка — непоседа

Показать важность сохранения экологии

26 — 27

Как устроена наша планета?

Развитие познавательного интереса,развивать навык использования различных источников информации для получения новых знаний

28

Когда люди научились пользоваться огнем?

Развивать навык использования различных источников информации для получения новых знаний

29

Где живет электричество?

Развивать навык самостоятельной работы

30 — 33

Исследование «Экологические катастрофы»

Помочь овладеть навыками исследовательской работы. Сформировать познавательную активность.

 34

Итоговое занятие. Конкурсы, викторины. Рефлексия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *