Что такое физическое развитие ребенка и как его оценивают
Физическое развитие ребенка — это динамический процесс изменений морфологических и функциональных признаков организма, обусловленный наследственностью и условиями внешней среды. Основными показателями физического развития являются:
- Рост
- Вес
- Окружность грудной клетки
- Окружность головы
- Толщина кожно-жировых складок
- Степень развития вторичных половых признаков
Для оценки физического развития ребенка используются следующие методы:
- Антропометрия — измерение размеров тела и его частей
- Соматоскопия — наружный осмотр
- Физиометрия — оценка функциональных показателей (сила мышц, жизненная емкость легких и др.)
Группы физического развития детей
- Нормальное физическое развитие
- Дефицит массы тела
- Избыток массы тела
- Низкий рост
- Высокий рост
Распределение по группам производится путем сопоставления индивидуальных антропометрических показателей со стандартами физического развития для данного возраста и пола.
Оценка состояния здоровья детей
Комплексная оценка состояния здоровья детей включает в себя следующие критерии:
- Наличие или отсутствие хронических заболеваний
- Уровень функционального состояния основных систем организма
- Степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям
- Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития
Группы здоровья детей
На основании комплексной оценки состояния здоровья выделяют 5 групп здоровья детей:
I группа здоровья
Здоровые дети без отклонений в развитии и функциональном состоянии органов и систем. Редко болеют.
II группа здоровья
Дети с функциональными нарушениями, не имеющие хронических заболеваний. Часто болеют острыми респираторными инфекциями.
III группа здоровья
Дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.
IV группа здоровья
Дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
V группа здоровья
Дети с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
Факторы, влияющие на физическое развитие детей
На физическое развитие детей оказывают влияние следующие основные факторы:
- Генетические особенности
- Питание
- Двигательная активность
- Условия окружающей среды
- Наличие заболеваний
- Социально-экономические условия
Регулярная оценка физического развития и состояния здоровья позволяет своевременно выявлять отклонения и проводить необходимые профилактические и лечебные мероприятия.
Методы оценки физического развития детей
Для оценки физического развития детей используются следующие основные методы:
Соматометрические методы
Включают измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки, головы и других частей тела. Основные измерения проводятся с помощью ростомера, весов, сантиметровой ленты.
Соматоскопические методы
Представляют собой визуальный осмотр ребенка для оценки состояния опорно-двигательного аппарата, степени развития мускулатуры, жироотложения, вторичных половых признаков и других параметров.
Физиометрические методы
Позволяют оценить функциональное состояние различных систем организма. Включают измерение артериального давления, жизненной емкости легких, мышечной силы и других показателей.
Особенности физического развития детей в разные возрастные периоды
Физическое развитие детей имеет свои особенности в разные возрастные периоды:
Период новорожденности (первые 4 недели)
- Быстрое увеличение массы тела
- Интенсивный рост в длину
- Формирование двигательных рефлексов
Грудной возраст (от 1 месяца до 1 года)
- Удвоение массы тела к 4-5 месяцам
- Утроение массы тела к году
- Увеличение длины тела на 25-30 см за год
- Развитие основных двигательных навыков
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Замедление темпов роста
- Совершенствование моторных навыков
- Формирование речи
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
- Относительно равномерное физическое развитие
- Интенсивное развитие скелетной мускулатуры
- Совершенствование координации движений
Нормы физического развития детей
Для оценки физического развития детей используются центильные таблицы, содержащие нормативные показатели роста и веса для разных возрастных групп. Вот примерные нормы роста и веса для детей дошкольного возраста:
Возраст | Рост (см) | |
---|---|---|
3 года | 94-103 | 13-17 |
4 года | 100-110 | 15-19 |
5 лет | 106-116 | 17-22 |
6 лет | 111-121 | 19-25 |
7 лет | 116-126 | 21-28 |
Важно помнить, что это усредненные показатели, и индивидуальные отклонения в пределах 10-15% считаются допустимыми.
Критерии оценки гармоничности физического развития
Гармоничность физического развития оценивается путем сопоставления антропометрических показателей между собой. Выделяют следующие варианты:
- Гармоничное развитие — все показатели соответствуют возрастным нормам
- Дисгармоничное развитие — отклонение одного или нескольких показателей от нормы
- Резко дисгармоничное развитие — значительное отклонение показателей от нормы
При оценке гармоничности учитываются следующие соотношения:
- Индекс массы тела (ИМТ) = масса тела (кг) / рост (м)2
- Индекс Пинье = рост (см) — (масса тела (кг) + окружность груди (см))
- Индекс Эрисмана = окружность груди — 1/2 роста
Отклонение этих индексов от нормативных значений может свидетельствовать о дисгармоничности развития.