Конструкция тротуара из тротуарной плитки – ТР-158-04 Технические рекомендации по устройству тротуаров из бетонных плит, ТР (Технические рекомендации) от 27 декабря 2004 года №158-04

Содержание

Делаем дорожку из тротуарной плитки технология укладки

Моя тротуарная дорожка — как сделать самостоятельно, поэтапное руководствоМоя тротуарная дорожка — как сделать самостоятельно, поэтапное руководство

Дорожки на даче из тротуарной плитки не просто красивый и удобный декоративный элемент дизайна нашего участка. Порой это единственный выход, чтобы в непогоду мы могли чувствовать себя комфортно на своей даче. Если вы любите творить и радоваться результатам, то эта статья поможет сделать все грамотно, и без лишних денежных и трудовых затрат.

Содержание:

Показать все содержание

Существует большое разнообразие покрытий: бетонные, кирпичные, дорожки из дерева, гальки, щебня, керамики, природного и искусственного камня, тротуарной или гранитной брусчатки, песочные дорожки и другие.

Укладка тротуарной плитки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - компания ТОР комплекс.Укладка тротуарной плитки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - компания ТОР комплекс.Дорожки из тротуарной плитки — всегда чисто и красиво!

В данном случае мы рассмотрим устройство дорожек одним из самых простых видов дорожного покрытия — тротуарной плиткой.

Преимущества брусчатки:

  • простота укладки,

  • возможность ремонта и демонтажа (даже спустя какое-то время),

  • не плавится как асфальт под солнцем,

  • не лопается от холода как бетон (морозоустойчивая)

  • не требовательна в уходе,

  • имеет огромное разнообразие цвета и формы.

Все это поможет сделать наш садовый участок неповторимым!

Планируем и разбиваем территорию дачного участка на сектора

Дорожка на даче своими руками – это увлекательная работа. А приступая к любым строительным работам необходимо тщательное планирование. Составляем на миллиметровой бумаге схему нашего участка. Учитываем постройки, площадки, насаждения, места парковки и так далее. От ворот к входу в постройки — дорожка обязательна. Остальные направления выбираем согласно авторскому замыслу.

Простой способ планирования дорожек на дачном участке – по протоптанным ранее тропинкам. Как правило, наша дорожка должна быть на расстоянии не меньше чем на 0.6-0.8‐м от деревьев (из-за разрастания корневой системы, которая со временем может деформировать нашу тропинку).

Важно помнить! Проход для одного человека в среднем составляет 0.75м. Поэтому ширина тропинки будет 0.75-0.80см, а в местах постоянного движения 1-1.5‐м. Площадки будут различной величины в соответствии с назначением.

устройство дорожек на даче из тротуарной плитки устройство дорожек на даче из тротуарной плитки Разметка дорожек

Если вы не часто работаете с болгаркой, то выбирайте плитку, которая требует меньше подрезки — это прямоугольная или квадратная тротуарная плитка. Её можно уложить оригинально, если выбрать хороший узор и цветовую палитру. Ширину тротуара подбирайте так, чтобы брусчатка ложилась в него без обрезки – так вы экономите время и материал.

Приобретаем материалы

Чтобы тротуар не нуждался в постоянном ремонте нужно правильно подбирать плитку в зависимости от нагрузок. Например, для строительства пешеходной дорожки используем фибролиту толщиной 25-40 мм. В местах парковки авто используем вибролитую плитку большей толщины (40-60 мм). Дорожки промышленного значения покрывают вибропресованной плиткой толщина, которой 60-80 мм (такую плитку изготавливают только на специализированных предприятиях).

Некоторые рекомендации и особенности

Для того чтобы ориентироваться в видах и размерах плитки, обратите внимание на следующую статистику. Тротуарная плитка для дорожек на даче чаще всего используются прямоугольной формы 20х10 см. Также широкое применение получила плитка квадратной формы самых разных размеров от 10х10 см до 50х50 см. Так как большая плитка тяжелая сама по себе, её используют довольно редко. Тем более, если речь идет о дачном участке в несколько соток, где тропинки по большей части около 70-80 см. Поэтому большинство предпочитает плитку размером 30х30. Но если вам достаточно в каких-то местах проложить тропинку в 0.5 м — это идеальный вариант: плитку в один ряд укладывают между бордюров.

укладка дорожек тротуарной плитки на дачеукладка дорожек тротуарной плитки на дачеВариантов брусчатки не счесть, поэтому можно угодить даже самому изысканному вкусу

Кроме традиционных видов, плитки бывают в виде шестигранника, ромба, бабочек, волны, мозаики, веера, и т. д. Толщина такой плитки может быть от 2.5-6 см. Можно делать тротуарные тропинки без бордюра. Но если вы живете в зоне, где выпадение осадков часто и обильно, то это плохой вариант. Бордюр делает дорожку не только эстетично завершенным, но и более крепким.

  • При выборе бордюрного камня следует учитывать цвет тротуарной плитки. Иногда для бордюра используют прямоугольную плитку, ставя её на ребро.
  • Щебень или гравий выбираем средний или мелкий. Предпочтительнее щебень. С помощью него создаем основу менее текучую и более крепкую.
  • Песок нужен чистый, без примесей глины, камней или корней растений.
  • Геотекстильный материал послужит хорошей защитой от прорастания травы, укрепит основу и поспособствует отводу скопившейся воды. Одной из основных характеристик её является исключение проседания тротуара.
  • Цемент используем М-400 или М-500 для приготовления смеси верхнего слоя основания и затирки швов.

Основные этапы укладки плитки

Разметка площадки

По всему периметру планируемой дорожки вбиваем колышки на расстоянии 1-3м. Натягиваем шнур по высоте будущего бордюра. Если много изгибов, то ставим колышки точно по намеченному контуру тротуарной дорожки. В готовом виде она должна быть выше грунта, на достаточной высоте, чтобы во время дождей вода не скапливалась на тротуаре. Для этого поверхность будущей дорожки строиться с небольшим поперечным уклоном. Разметка одного бордюра делается на 5 градусов выше другого для свободного стека воды. Уклон может быть и продольным и продольно-поперечным.

тротуарная плитка для дорожек на дачетротуарная плитка для дорожек на дачеРазметка площадки под дорожки осуществляется с помощью шнура

Если укладка дорожки выполняется без уклона, используем желоба для отвода воды. В некоторых случаях оставляют грунт. Дорожка получается намного выше земельного участка. Есть опасность что талая и дождевая вода намного быстрее приведут к деформации нашу дорожку.

Выборка земли

Точно по намеченным меткам выбираем грунт на глубину 20-30 см. Глубина зависит от толщины основания, которое мы будем формировать под плитку. Колышки должны быть вбиты в землю глубже намеченной выборки, чтобы не нарушить намеченной разметки. Выбираем грунт по всей площади, где будет формироваться основание под плитку. Проводя земельные работы, постоянно проверяем уровень грунта, чтобы было равномерно.

Установка бордюра

Высота бортов больше, чем плитки, поэтому по краям очищенного участка прокапываем канавки на 15 см ниже уже выкопанной поверхности. Шириной также 15 см. Этого достаточно для укрепления бордюр. Утрамбовываем основу для дорожки ручной или механической трамбовкой.

Для этого в вырытые канавки вдоль всей тропинки засыпаем гравий на 5-8 см. Намачиваем его и утрамбовываем до уплотнения и выравнивания поверхности. Затем по маякам устанавливаем бордюр. Закрепляем установленный бордюр на цементный раствор(1:5 одна часть цемента 5 песка). Проверяем правилом и уровнем наклон будущей дорожки (5 градусов). Даем застыть раствору не меньше суток. Только потом приступаем к формированию основания.

тротуарная плитка на даче укладкатротуарная плитка на даче укладкаЕсли Ваша тропинка с бордюром, то начинать тогда нужно именно с бордюра

Подготовка основы для тротуарной плитки

Делаем подсыпку гравия или щебенки (5-15 см), смачиваем и утрамбовываем. По всей площади раскатываем геотекстиль, который предохраняет наш тротуар от прорастания травы, а также от просыпания песка в щебень и улучшает дренаж. Затем слой песка (5-10 см). Уплотняем. Перед самой укладкой песок смачиваем и даём подсохнуть. Песок должен быть влажным, но не мокрым.

Геотекстиль необходимо прокладывать и под щебенку, если нестабильный грунт. Он задержит проседание гравия или щебенки в землю. Это поможет ещё больше укрепить основание тротуарной дорожки.

Пока песок просыхает, готовим цементно-песчаную смесь.

В песок добавляем цемент с расчетом 1 часть цемента и 5 песка. Песок при этом должен быть без примесей глины, земли, корней или камней. Тщательно перемешиваем. Высыпаем готовую смесь на слой подсохшего песка и утрамбовываем. Этот слой должен быть 4-5 см.

Для того чтобы этот слой был равномерным по всей площади тротуарной дорожки при помощи правила или обычной доски с прорезанными буквой «Г» краями выравниваем смесь. При этом бордюры по оба конца такого самодельного правила будут служить маяками.

Если же площадь выравнивания велика, трубы укладываем на расстоянии 1‐м параллельно друг друг. Замешиваем цементно-песчаный раствор, а затем утрамбовываем этот слой и излишки стягиваем правилом. Трубы служат маяками. Вытянув трубы, аккуратно подсыпаем в образовавшиеся углубления смесь цемента и песка.

Укладка плитки

Укладка тротуарной плитки на даче потребует от нас киянки, уровня и правила. Ещё мастерок или кельма.
В результате всех наших приготовлений расстояние от верхнего слоя до верха бордюра должно составлять толщину плитки минус 1 см. При мощении тротуарная плитка должна быть выше бордюра на 1 см. После усадки она опустится почти вровень.

дорожка на даче своими руками тротуарная плиткадорожка на даче своими руками тротуарная плиткаУкладка плитки

Укладываем плитку от себя, чтобы не наступать на подготовленное основание. Можно приложить правило с торца, чтобы выровнять первый ряд. Следующие ряды тогда будут ложиться согласно рапорту или выбранному узору. Если какая-то брусчатка выступает или проваливается, нужно снять ее мастерком и подсыпать или убрать лишнее, и снова положить на место, обстучав резиновой или деревянной киянкой. Прикладываем уровень и проверяем плоскость. Все время нужно проверять высоту плитки правилом по крайним плиткам, учитывая небольшой уклон для стека воды.

Если плитка неправильной формы или мы выбрали узор с большим количеством подрезки, то вначале укладываем целые плитки по всей дорожке согласно рисунку и только потом заполняем подрезанные части. Так по краям может использоваться некондиционная плитка, которую мы отложили ранее.

Для этого берем болгарку и к ней круг по бетону, строительный карандаш. Размечаем плитки. Отчерчиваем необходимый размер. Режем по стороне которая идет в отходы.

Работа эта очень пыльная. Помним о средствах защиты: очки, беруши, перчатки и, конечно же, респиратор. Ни в коем случае не снимайте кожух с болгарки! Возьмите просто болгарку нужного диаметра.

Весь процесс укладки тротуарной плитки за 5 минут (видео)

Затирка швов, заключительные работы

Оставшуюся цементно-песчаную смесь используют для затирки плиточных швов. Подсыпаем смесь по всей площади и затираем шваброй с жестким ворсом. Лишнее убираем той же шваброй. Затем с помощью садовой лейки или поливочного шланга с разбрызгивателем намачиваем нашу дорожку. Оставляем так на 3-4 дня. Смесь схватывается и набирает прочности. Поэтому важно не ходить по уложенной брусчатке в это время.

Уход за плиткой в эксплуатационный период не сложный, но имеет свои особенности. В зимний период нельзя чистить снег металлическими предметами. Также для плитки вредна соль и солесодержащие смеси от обледенения. Для безопасности лучше посыпать снег или лед песком.

Вид садовых дорожек из брусчатки может радовать вас не один десяток лет. И неважно сделаете вы это сами или обратитесь к профессионалам.

Рекомендации по укладке плитки (видео)

lanshaft.com

Технологическая карта Технологическая карта на устройство сборных покрытий тротуаров

На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения

files.stroyinf.ru

Технология укладки брусчатки | Строительный портал

При оформлении территории загородного дома или дачного участка особое внимание уделяется пешеходным и подъездным дорожкам. Они должны быть функциональными и нести эстетическую составляющую. Многие владельцы недвижимости выбирают брусчатку, которая прекрасно справляется с возложенными на нее обязанностями. В статье речь пойдет о технологии укладки брусчатки своими руками.

Содержание:

  1. Виды брусчатки
  2. Размеры и форма брусчатки
  3. Технология укладки брусчатки

 

 

Брусчатка отличается рядом достоинств:

  • устойчива к изменчивым погодным условиям;
  • стойка к истиранию и другим механическим воздействиям;
  • позволяет выполнять частичный ремонт по сравнению с монолитными бетонными или асфальтовыми покрытиями;
  • отличается долгим сроком службы;
  • разнообразные размеры, фактуры и оттенки дают возможность проявить творчество и решить любые дизайнерские задачи.

 

 

Виды брусчатки

 

Конечно, вышеперечисленные достоинства могут незначительно отличаться друг от друга в зависимости от материала, из которого изготовлена брусчатка.

Бетонная брусчатка

  • Этот материал для изготовления довольно популярен. Изделия могут иметь различную форму и расцветки. Но в связи с тем, что смесь в процессе производства не всегда окрашивается в массе, стойкость к истиранию таких изделий невысока.

  • Пористая структура гигроскопична и, следовательно, постепенно разрушается под действием смены температурных режимов. Срок службы такой брусчатки составляет около 7 лет. Стоит отметить, что цена на данную продукцию довольно привлекательна, поэтому ее часто выбирают в качестве мощения.
  • Более высокими эксплуатационными показателями отличается брусчатка, произведенная методом вибропрессования бетона. Выбор цветовой гаммы довольно широк, к тому же изделия способны выдерживать большие нагрузки. Такие элементы применяются для обустройства дорожек с высокой проходимостью.

 

Гранитная брусчатка

Из этого природного материала получается надежное покрытие с длительным сроком службы (до 50 лет), ведь гранит считается вечным камнем. Обработка добытого камня может выполняться вручную или механическим способом. В свою очередь, гранитную брусчатку подразделяют по способам «огранки»:

  • колотые элементы получают методом хаотичного раскалывания каменной глыбы. В таком случае все грани получаются неровные;
  • пиленная на станке брусчатка представляет собой изделие с ровными сторонами;
  • колото-пиленая производится посредством совмещения двух предыдущих способов обработки. В итоге у данного изделия поверхности 2-х граней получаются гладкими и ровными (преимущественно боковые, что значительно упрощает их монтаж).

 

Клинкерная брусчатка

  • Высокотемпературная термическая обработка натуральной глины и добавление специальных присадок образуют очень прочный материал. Благодаря плотной структуре гигроскопичность  изделий мала. При изготовлении в массу не добавляются красители, цветовая гамма формируется за счет используемого вида глины и температуры обработки в печи. Клинкерная продукция не боится морозов и воздействия ультрафиолетовых лучей.

 

Резиновая брусчатка

  • Относительно новый материал для изготовления брусчатки – резина. Такие изделия выгодно приобретать в экономическом плане, так как при расчетах вкладывать дополнительные проценты на элементы со сколами, трещинами и другими повреждениями не нужно.
  • Они отличаются еще одним преимуществом – травмобезопасностью, поэтому их часто выбирают те семьи, в которых есть дети. Производители рекомендуют осуществлять укладку на твердое ровное основание (асфальт, бетон). Срок эксплуатации покрытия может составлять 10-12 лет.

 

 


Размеры и форма брусчатки

 

Геометрия элементов довольно разнообразна и выбор осуществляется лишь на собственных предпочтениях. Конечно, чем правильнее форма, тем проще выполнить мощение.

  • Прямоугольная – классический вариант для монтажа. Практичность и легкость монтажа являются основными достоинствами штучного материала.
  • Круглая или шестиугольная (гексагональная) – позволяет выложить мозаику, оригинально оформить тротуарную дорожку.
  • Фигурная – может создать некоторые трудности при укладке, но при этом предоставляет широкие возможности для решения дизайнерских идей.
  • Крупная (массивная) – отлично смотрится на больших площадях. Такой вариант изделий потребует трудоемких работ по укладке.

 

Наиболее популярными размерами элементов правильных форм являются 100х100х100 мм или 200х100х100 мм. Что касается колотых изделий из гранита, то их размеры имеют отклонения, не превышающие ±10 мм. Для дорожек с малой проходимостью можно использовать продукцию и с меньшей толщиной – 50 мм.

 

 


Технология укладки брусчатки

 

Для укладки плитки брусчатки необязательно обращаться в специализированную фирму, здесь вполне можно обойтись собственными силами. Главное, следовать основным правилам и соблюдать рекомендации.

Ширина дорожки выбирается исходя из личного удобства, но необходимо учитывать количество целых элементов, входящих в один ряд. Это значительно сократит время на кладку, так как не придется подгонять брусчатку по размерам.

Технологию укладки брусчатки разделяют на этапы:

  • создание проекта;
  • подготовка основания;
  • укладка материала;
  • заполнение швов.

К выполнению каждого пункта необходимо подходить со всей тщательностью.

 

 

Проект мощения брусчаткой

 

  • Под составлением проекта подразумевается определение места расположения и площади дорожек и подъездных путей. На данном этапе подбирается форма, размер, а также варианты укладки брусчатки. Расцветка дорожек должна соответствовать общему стилю ландшафта.

  • Особое внимание уделяется рельефу. Уклон грунта должен быть организован таким образом, чтобы дождевые и талые воды стекались от цоколя строения в дренажные системы, а не наоборот. Этот показатель может равняться 1,5-2 см на каждый метр.
  • Если перепад высот грунта слишком велик, то рельеф выравнивается искусственным способом, то есть, снимая почву с одной части ее пересыпают в недостающую сторону.

 

 

Основание под брусчатку

 

От того насколько тщательно и правильно будет подготовлено основание зависит срок службы покрытия.

  • Колышки вбиваются по длине будущей дорожки, промежуток между ними не должен превышать 3 м. Это поможет избежать кривизны натянутой бечевки.

  • Выемка грунта осуществляется на глубину 30-50 см в зависимости от состояния грунта и предназначения дорожки. Так, для садовой дорожки считается достаточной глубина 30 см, подъездной – 50 см.

 

Слои пирога сооружаются следующим образом (снизу вверх).

Для пешеходных дорожек с малой проходимостью:

  • геотекстиль;
  • щебень фракции 20х40, толщина слоя 20 см;
  • песок без примесей глины с толщиной слоя не менее 10 см.

 

Дорнит предотвратит деформацию земляного полотна, особенно подложка необходима, если грунт неустойчивый. Данное полотно не позволит пробиться растительности между штучными элементами. Однако при монтаже брусчатки под навесом или в беседке геотекстильный материал можно не применять.

  • Слой гравия выравнивается с помощью граблей, используя уровень, попутно создается запланированный уклон. Вдоль канавы устанавливаются бордюры, для надежной фиксации используют песчано-цементную смесь. Они служат не только для эстетического восприятия, но и выполняют функциональную роль – в них будет упираться брусчатка, что не позволит ей «расползаться» во время эксплуатации.
  • Не менее чем через сутки выкладывается слой из песка. Для трамбовки лучше использовать специальную машину, которая значительно облегчит этот процесс, но если закладываемая площадь невелика, то вполне подойдут и подручные средства. Песчаную прослойку следует полить водой для более качественного уплотнения.

  • Далее необходим еще один слой сухого песка, толщиной 4-5 см, на который и будет осуществляться укладка брусчатки.

 

Для пешеходных дорожек больших площадей и проходимостью со средней интенсивности:

  • геотекстиль;
  • щебень фракции 20х40, толщина слоя 20 см;
  • сухая смесь из песка и цемента в соотношении 1:1, где толщина слоя оставляет около 10 см;
  • вместо предыдущих 2-х слоев можно применить тощий бетон. В составе раствора увеличено количество гравия и песка, а цемента – наоборот, уменьшено.

Особую прочность основанию придаст армирование. После полного высыхания создается дополнительный слой из песка (3-5 см).

 

Для подъездных и пешеходных дорожек с эксплуатацией высокой интенсивности:

  • геотекстиль;
  • щебень фракции 20х40, толщина слоя 20 см;
  • бетонная смесь.

  • По всему периметру участка поверх гравийного слоя сооружается опалубка, высота бортов может варьироваться от 10 до 20 см. Далее обязательно укладывается арматура или специальная дорожная сетка, которые придадут фундаменту прочность.
  • В готовую конструкцию заливается бетонная смесь, разравниванию поверхности следует уделить должное внимание. Небольшие неровности нивелирует слой песка (4-5 см) насыпанный на просохшее бетонное основание.
  • Если данная поверхность будет предназначаться под проезд автотранспорта, то в песок добавляется цемент или используется плиточный клей. Песчано-цементной смесью и выполняется заполнение швов. В данном случае смачивать поверхность не следует.
  • Также не рекомендуется эксплуатировать покрытие под высокими нагрузками. Необходимо дать время «отлежаться» брусчатке, со временем дожди намочат ПЦС и она станет прочной.

 

 

Укладка брусчатки своими руками

 

  • Перед началом работ надо провести «репетицию», особенно, если с помощью разноцветных элементов планируется выложить орнамент (узор). Укладка производится от бордюра к центру и по длине – от одного края до другого.
  • Элементы монтируются плотно друг к другу, желательно, чтобы зазор между ними был минимальным. Несомненно, избежать образования щелей невозможно на поворотных и криволинейных участках, но следует следить за их равномерным расположением. Позже они будут заполнены песком.

 

Укладка брусчатки фото

  • После укладки каждого ряда уровнем проверяется горизонталь, даже небольшие отклонения каждой полосы приведет в дальнейшем к смещению всего покрытия.
  • Подгонка производится путем несильного постукивания резиновым молоточком (киянкой). При необходимости брусчатка подпиливается болгаркой с отрезным алмазным диском. Резиновые изделия подгоняются посредством электрического лобзика. Элемент обрезается таким образом, чтобы он плотно прилегал к бордюру. С наличия крупных щелей начинается разрушение покрытия.
  • По завершении работ желательно всю поверхность уплотнить посредством виброплиты (компрессионной машины) с резиновым основанием, дабы избежать повреждения материала. Это значительно укрепит покрытие, а значит, продлит срок его службы.
  • Укладывать гранитную брусчатку лучше поочередно из разных упаковок, так как они могут разниться оттенками. Такой метод минимизирует цветовое расхождение.

 

 

Укладка брусчатки видео       

 

 

Заполнение швов между брусчаткой

 

  • После завершения мощения швы между элементами заполняются просеянным песком. Такая манипуляция не только предотвратит деформацию покрытия, но и воспрепятствует появлению ростков.
  • Небольшое количество песка высыпается на часть дорожки и при помощи веника или щетки наполняются швы. Излишки песка сметаются или смываются слабой струей воды. После данной процедуры желательно еще раз заполнить щели до минимальной усадки песка и затем уплотнить поверхность виброплитой.

Дорожки из брусчатки для дач и загородных домов являются оптимальным вариантом. Натуральное «происхождение» материала позволяет идеально вписаться в окружающую обстановку, не создавая дисгармонию. Использование разных схем, сочетание цветовых оттенков дают возможность оформить территорию оригинально и интересно.

strport.ru

ТР-158-04 Технические рекомендации по устройству тротуаров из бетонных плит, ТР (Технические рекомендации) от 27 декабря 2004 года №158-04

ТР-158-04



Дата введения 2005-03-09



РАЗРАБОТАНЫ ГУП «НИИМосстрой»

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 27 декабря 2004 г.

ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН ВСН-15-95


Технические рекомендании разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ, выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП «НИИМосстрой», опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис», ЗАО «СДМ Гидропривод», а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.

Рекомендации направлены на повышение долговечности сборных покрытий тротуаров, площадок, садово-парковых и пешеходных дорожек, пешеходных улиц.

В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В.Городецкий, к.т.н. Р.И.Бега, В.Ф.Демин (ГУП «НИИМосстрой»), С.М.Аракельянц, к.т.н. И.И.Давитнидзе (ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис»), В.Н.Аракельянц (ЗАО «СДМ Гидропривод»).

Технические рекомендации согласованы с ОАО «Инждорстрой», ОАО «Гордорстрой».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г.Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины к толщине больше 4, при меньших значениях 4 — мелкоразмерными элементами.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.3. Для решения эстетических, архитектурных и функциональных задач в современном городском строительстве бетонные плиты и мелкоразмерные элементы мощения могут иметь различные формы и размеры, которые не всегда являются кратными ширине полосы пешеходного движения (0,75 см), принятыми в ГОСТ 17608-91*.

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.5. Плиты и элементы мощения для устройства сборных покрытий (в том числе с декоративной и цветной поверхностью) могут быть изготовлены по различным технологиям, обеспечивающим получение физико-механических свойств, соответствующих требованиям ГОСТ 17608-91*.

1.6. Толщина тротуарных плит и мелкоразмерных элементов выбирается в соответствии с проектом. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение — 4-6 см; если допускается движение легковых автомобилей -6-8 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей -8-10 см.

1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных, изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис.1.

Рис.1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов


Рис.1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов

1 — плиты; 2 — рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 — основания из песчано-цементной смеси,
бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 — песчаный морозозащитный слой;
5 — мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 — полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита;
8 — базальтовая сетка.

2. ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

2.1. Сооружение земляного полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и в соответствии с техническим проектом производства работ после окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытий с послойным уплотнением.

2.2. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м до 1,0 м, бульдозеры мощностью 80-250 л.с., мелкие и среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10, ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы, дорожки и др.

2.3. Ширина корыта земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытий на 0,5 м.

2.4. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производятся с соблюдением продольных и поперечных уклонов.

Толщину слоя отсыпки следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной (табл.1).

Таблица 1


Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при оптимальной влажности

Наименование грунта

Оптимальная влажность, %

Коэффициент запаса на уплотнение

Песок крупный и гравелистый

6

1,25

Песок средней крупности

8

1,25

Песок мелкий и пылеватый

10

1,30

Супесь легкая

9-11

1,20

Супесь пылеватая

9-13

1,25

Суглинок легкий

14-16

1,15

Суглинок тяжелый

16-18

1,15

Глина

18-20

1,1

2.5. Уплотнение грунтов земляного полотна, включая засыпку траншей и котлованов, необходимо производить при оптимальной влажности до требуемой плотности, которая соответствует коэффициенту уплотнения не менее 0,98 при его замере через 25 м в точках по поперечному сечению. Уплотняющая техника выбирается в зависимости от вида грунта и толщины отсыпанного слоя (табл.2).

Таблица 2


Машины для уплотнения грунтов

Марки катков

Тип катков

Масса, т

Глубина уплотнения, м

связный грунт

несвязный грунт

ДУ-31

Самоходный, на пневматических шинах

16

0,20

0,25

ДУ-29

Статический

30

0,30

0,35

ДУ-52

Самоходный, комбинированный, с самоходными вальцами

10-11

0,40

0,60

А-8

Прицепной вибрационный

9

0,30

0,50


Примечание: Связный грунт — грунт, содержащий глинистых частиц 12%.

Несвязный грунт — грунт, содержащий глинистых частиц 3%.


Ориентировочно необходимое число проходов уплотняющей техники по одному следу для связных грунтов должно быть не менее 12, для несвязных — 8.

2.6. Поверхность земляного полотна планируется так, чтобы просвет под трехметровой рейкой, характеризующий ровность поверхности, не превышал 1 см.

2.7. Для осушения верхней части земляного полотна и дорожной одежды устраивают дренаж мелкого заложения. Работы по устройству дренажа выполняются непосредственно перед распределением песчаного подстилающего слоя.

2.8. В качестве дренажа мелкого заложения могут быть использованы керамзитобетонные трубофильтры, перфорированные асбоцементные, керамические и полимерные дренажные трубы, стыки и водоприемные отверстия дрен защищают от заиливания муфтами и фильтрами, в качестве последних могут быть использованы каменные, нетканые синтетические материалы.

2.9. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье ровика, устройство в нем подушки под трубы, укладку труб с фильтрами, сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками, заполнение ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтрами обращены против уклона.

2.10. Выпуск воды из дрены осуществляют в водоприемные колодцы, причем конец трубы должен выступать на 5 см относительно стенки колодца.

2.11. Зазоры между трубчатыми дренажами и стенками колодцев должны быть тщательно заделаны цементно-песчаным раствором 1:3 или герметиком.

2.12. При неблагоприятных гидрологических условиях для повышения несущей способности земляного полотна по нему могут укладываться различные геотекстильные материалы в соответствии с ТР 128-01 «Технические рекомендации по технологии строительства дорог с применением дорнита и других геотекстильных материалов и геосеток» (ГУП «НИИМосстрой»).

3. УСТРОЙСТВО ПЕСЧАНОГО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ

3.1. Устройство песчаного подстилающего слоя должно производиться в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85* «Автомобильные дороги» и проектом производства работ.

3.2. Толщина песчаного подстилающего слоя должна соответствовать проекту или назначаться в зависимости от вида грунта земляного полотна и гидрогеологических условий согласно альбому СК 6101-91, разработанному институтами ГУП «Мосинжпроект» и ГУП «НИИМосстрой», и составлять 10-30 см (±1 см).

3.3. Для устройства подстилающего слоя должны применяться пески с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут.

3.4. В зимнее время к устройству подстилающего слоя приступают после предварительной очистки земляного полотна от снега и наледи.

3.5. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время его транспортировку необходимо осуществлять в большегрузных автосамосвалах.

3.6. Разравнивание песка производят способом «от себя» бульдозерами и автогрейдерами, а на узких тротуарах и пешеходных дорожках — автопогрузчиками с навесным оборудованием.

3.7. В летнее время песчаный подстилающий слой в увлажненном состоянии уплотняют катками, применяемыми для уплотнения земляного полотна (табл.2).

3.8. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2%-ным раствором хлористого кальция (СаСl). Необходимое количество хлористого кальция на 1 м поверхности подстилающего слоя при объемной массе песка 1700 кг/м приведено в табл.3.

Таблица 3


Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины пропитки подстилающего слоя

Содержание безводного CaCl в 1 л раствора, %

Глубина пропитки, см

Количество CaCl, кг/м

2

15

5

2

30

10

3.9. Устройство подстилающего слоя следует производить с учетом завершения уплотнения песка до начала его смерзания. Допустимые промежутки времени с момента начала распределения песка по земляному полотну до требуемой нормами степени уплотнения приведены в табл.4.

Таблица 4


Допустимое время устройства песчаного слоя в зависимости от температуры воздуха

Температура воздуха, °С

Допустимое время, час

от

до

без добавки CaCl

с добавкой 2% CaCl

-2

-10

1,5-2

2-3

-10

-15

1-1,5

1,5-2

ниже -15

не более 1

не более 1,5


Примечание: В ветреную погоду указанное время должно быть сокращено в 1,5-2,0 раза.

3.10. Коэффициент уплотнения песчаного подстилающего слоя должен быть не менее 0,98. Отметки поверхности подстилающего слоя должны соответствовать проектным с точностью ±5 мм.

3.11. Движение транспорта по готовому песчаному подстилающему слою запрещено.

3.12. В зимнее время после устройства подстилающего слоя последующие работы по строительству основания и покрытия следует производить без значительного разрыва во времени.

4. УСТАНОВКА БОРТОВОГО КАМНЯ

4.1. При устройстве тротуаров, дорожек, различных площадок и площадей и т.п. можно применять бортовые камни из горных пород (ГОСТ 6666-81*), бетона (ГОСТ 6665-91), а также из пластбетона и бетонов, модифицированных продуктами переработки бетонных и железобетонных изделий, изношенных автопокрышек и армированных металлическими и базальтовыми фибрами, конструкции и технология изготовления которых разработаны НИИМосстроем.

Для улучшения эстетического вида покрытий из сборных элементов и повышения их долговечности в условиях эксплуатации в дополнение к ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные бортовые» НИИМосстроем разработаны прямолинейные и криволинейные бортовые камни различных размеров и конструкций.

4.2. Номенклатура криволинейных бортовых камней и общий вид криволинейных бортовых камней приведены в приложении 3 и на рис.2.

Рис.2. Общий вид криволинейных бортовых камней


Рис.2. Общий вид криволинейных бортовых камней

Примечание. Криволинейные бортовые камни для тротуаров, пешеходных улиц могут изготавливаться
также со скосами только с внутренней стороны или без них.

4.3. Бортовой камень должен быть установлен до начала работ по устройству сборного покрытия.

4.4. Бетонные бортовые камни, в т.ч. криволинейные, устанавливаются, как правило, вручную, с помощью клещевых или П-образных приспособлений (рис.3). Бортовые камни всех типоразмеров устанавливаются на бетонное основание толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный подстилающий слой. После его установки устраивается бетонная обойма в опалубке на высоту 10 см. В зимнее время бетонную обойму необходимо предохранять от промерзания. Обеспечение проектного положения камней в плане и профиле достигается установкой их по шнуру и осадкой деревянной трамбовкой.

Рис.3. Ручное оборудование для установки бортовых камней


Рис.3. Ручное оборудование для установки бортовых камней

4.5. Ширина швов между бортовыми камнями, в т.ч. и на закруглениях, не должна превышать 5 мм. Заполнение швов производят цементно-песчаным раствором состава 3:1, после чего расшивают раствором состава 1:2.

4.6. Бортовой камень должен быть установлен не позже, чем за три дня до начала работ по строительству сборного покрытия с тем, чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бортовыми камнями набрали достаточную прочность.

5. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ

5.1. Основания под покрытия из сборных изделий устраивают из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона толщиной в зависимости от проектных решений или ориентировочно в соответствии с табл.5.

Таблица 5


Основные виды оснований и рекомендуемая их толщина для сборных покрытий тротуаров

NN п/п

Основания

Толщина основания, см

1.

Песчаные и цементно-песчаные

10-12

2.

Битумоминеральные смеси

9-10

3.

Металлургические шлаки

12-14

4.

Щебень из известняков фракций до 8 мм

13-15

5.

Малоцементный укатываемый бетон В7,5

9-10


Примечание. Песок для устройства основания под плиты рекомендуется применять с 1,8.

5.2. При укладке плит непосредственно на песчаный подстилающий слой или песчаное основание верхний слой толщиной 3 см должен устраиваться из рыхлого песка или сухой песчано-цементной смеси для окончательной посадки плит до заданной отметки.

5.3. В случае устройства основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть выполняется из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см — из сухой смеси.

Песчано-цементный раствор применяют марки не ниже «50» и приготавливают его в заводских условиях. Ориентировочный состав на 1 м раствора марки «50»: портландцемент марки «400» До — 155 кг, воды — 170 л, песка — 1650 кг. Сухая песчано-цементная смесь приготавливается также, но без добавления воды при естественной влажности песка 5-6%.

5.4. В зимнее время песчано-цементную смесь, приготовленную в заводских условиях на подогретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре наружного воздуха не ниже -15 °С.

Не допускается разрыв во времени при укладке песчано-цементного раствора и сухой смеси.

5.5. Уплотнение песчано-цементного раствора производится виброрейками и виброплощадками.

5.6. Основания из уплотняемых щебеночных смесей выполняют из приготовленных в заводских условиях путем смешения требуемого количества различных фракций известнякового щебня или гравия до получения однородного материала с добавлением оптимального количества воды.

Марка щебня по дробимости в цилиндре не должна быть ниже 400, по морозостойкости не ниже 25.

5.7. Для оснований под сборные покрытия тротуаров, площадок и др. следует использовать среднезернистый тип щебеночных смесей (табл.6).

Таблица 6


Зерновой состав щебеночных смесей для оснований тротуаров

Тип смеси

Содержание в смеси частиц, % массы,
проходящих через сито с размером отверстий, мм

docs.cntd.ru

Садовые дорожки из тротуарной плитки своими руками: укладка и дизайн

Когда дело доходит до обустройства тропинок в саду или на заднем дворе участка варианты выбора тротуарных покрытий кажутся бесконечными. Пластушка, галечник, террасная доска, спилы деревьев, гранит, тротуарная плитка, клинкерный кирпич, брусчатка, гравий – все эти материалы способны обеспечить дорожке должную устойчивость, надежность и безопасность. Но положительный результат от собственноручного строительства тропы в саду застройщик получит лишь в том случае, если будет в точности соблюдать выбранную технологию мощения.

дорожка из тротуарной плитки

Классификация технологий мощения дорожек по типу выбранного основания

Преимуществом для частного застройщика является и то, что в дополнение к широкому диапазону используемых в работе материалов, он может воспользоваться одним из нескольких удобных способов их мощения в саду, руководствуясь в процессе выбора технологии ее трудоемкостью и затратностью.

Условно технологии, по которым происходит устройство садовых дорожек из тротуарной плитки, кирпича, камня или дерева классифицируют по типу используемого основания:

— мощение садовых дорожек на песок;

— сооружение в качестве основания сыпучей насыпи;

— строительство капитального монолитного основания из цементного раствора.

мощение плитки

к содержанию ↑

Песочное основание при мощении дорожек: сочетание доступной цены и простоты исполнения

Для владельцев дач, которые приезжают на участок исключительно в летний сезон для того, чтобы ухаживать за садом и огородом, наличие между грядок капитальных дорожек не принципиально. Они могут выбрать варианты, для реализации которых не предусмотрены высокие капитальные вложения и большие затраты труда. Один из них – бюджетный метод мощения садовой дорожки на песочное основание.

Несмотря на простоту технологии, такая тропа прослужит в саду несколько сезонов, и владельцы дачи смогут оценить ее функциональность и практичность. Чтобы соорудить тропу своими руками, им нужно действовать согласно следующему руководству:

  1. В соответствии с маршрутом следования тропы между грядок и цветочных клумб выполняется разметка территории участка колышками и веревкой.
  2. С размеченной территории снимается плодородный слой почвы высотою в 15-20 сантиметров.
  3. В полученной траншее выравнивают борта, утрамбовывают дно.
  4. Затем застройщикам предстоит выполнить монтаж бордюр или бортовой камень по периметру траншеи и заняться ее гидроизоляцией. Для этого на дно выкладывают выбранный изоляционный материал – рубероид, агроволокно или геотекстиль.
    Создается насыпь из чистого песка, толщина которой не менее 10 сантиметров.
  5. Насыпь уплотняется ручным методом с помощью специального инструмента – трамбовки или виброплиты.
  6. По слою песка владельцы участка могут вымостить плитку, брусчатку или террасную доску, осаживая в процессе выбранный для сооружения дорожки материал киянкой из резины.
  7. Последний этап работ – это облагораживание швов. Их отсыпают песком для того, чтобы придать покрытию аккуратный и красивый вид.

мощение плитки на песок

к содержанию ↑

Устройство сыпучего основания: технология сооружения насыпи и ее эксплуатационные характеристики

Клинкерный кирпич, деревянный брус, спил или керамическая плитка для мощения дорожек могут располагаться на не жестком сыпучем основании. Такой метод строительства могут взять на заметку собственники огородов, садов и дачных участков, которые заинтересованы в долговечной и основательной тропе. Ее можно будет использовать не только летом, а и в межсезонье, поскольку поверхность пути будет гарантировать устойчивость и безопасность пешеходного передвижения.

Чтобы соорудить насыпь своими руками, помимо традиционных инструментов – лопаты, киянки, граблей, ведра и мастерка, застройщик потребуются и сыпучие материалы хорошего качества. В необходимом объеме их можно приобрести у прямых поставщиков или же воспользоваться предложениями от строительных супермаркетов. В качестве насыпного сырья могут использоваться следующие материалы:

— галька;

— гравий;

— речной камень;

— измельченный ракушечник;

— щебень различных фракций;

— шлак и пр.

мощение плитки на щебень

Выбранный вариант наполнителя смешивают с песком, а затем создают насыпь путем реализации нескольких этапов:

  1. Разметка территории сада и удаление с маршрута следования тропы возможных препятствий – элементов садовой архитектуры, зеленых насаждений, сорняков.
  2. Снятие верхнего слоя грунта.
  3. Утрамбовка земли в получившейся траншее (ее глубина должна составлять не менее 30 сантиметров).
  4. Установка бортовых камней.
  5. Изоляция насыпного основания путем применения геотекстиля или любого другого материала с похожими свойствами.
  6. Создание первого насыпного слоя из песка и его утрамбовка.
  7. Строительство насыпи из выбранного наполнителя – щебня, шлака, гравия и пр.
  8. Мощение выбранного покрытия на слой из песка и наполнителя.

Установка бортовых камней

При выборе этой технологии, сочетающей в себе практичность и эффективность, застройщикам стоит учитывать некоторые нюансы. Один из них – это необходимость использования в качестве покрытия исключительно прочных и жестких материалов. Подойдет толстая плитка, добротный клинкерный кирпич или качественная брусчатка, толщина которых составляет не менее 6-8 сантиметров. Хрупкие тонкие покрытия – материалы, от использования которых стоит отказаться, поскольку в ходе эксплуатации тропы по назначению они могут растрескаться и деформироваться под высокими нагрузками.

к содержанию ↑

Заливка бетона перед мощением дорожек: выбор дальновидных владельцев дачного участка

Чтобы дорожка на фазенде долгое время прослужила верой и правдой, ее мощение выполняют на надежное монолитное основание из бетона. Такой метод довольно трудоемкий, но дальновидные застройщики не жалеют времени и сил на его освоение, поскольку знают что в долгосрочной перспективе их старания окупятся надежностью и прочностью садовой тропы.

Прежде чем приступить к работам в саду, нужно приготовить цемент. Для этого в определенных пропорциях до однородной тестообразной консистенции в строительном корыте смешиваются следующие компоненты:

— качественный цемент;

— песок;

— щебень;

— вода.

Чтобы смесь была хорошо вымешана, вместо ручного способа можно прибегнуть к использованию перфоратора и специальной миксерной насадки.

Заливка бетона перед мощением дорожек

Когда цемент готов, его заливают в предварительно подготовленные в саду траншеи глубиной от 20 до 30 сантиметров. На дне траншее должен находиться слой изоляции, а поверх нее – насыпь из песка. Если основание готово, то есть бетон полностью высох и дал усадку, дачника ожидает самостоятельное устройство дорожки из плитки, природного камня, досок, кирпича или кругляка.

housedb.ru

Инструкции

Каким должно быть основание?


Тип основания зависит от укладываемой брусчатки. Если брусчатка полнопиленная (смотрите типы брусчатки в этой статье) и имеет небольшую толщину (до 50 мм), то укладка ведется на подготовленное бетонное основание. Мощение производится с применением клея для наружных работ.

Для брусчатки колотой или состаренной готовится «подушка» из ПГС, а укладка производится на цементно-песчаную смесь. Готовить под колотую брусчатку твердое основание из бетона не имеет смысла из-за достаточной хорошей толщины данной брусчатки, дороговизны самого бетона, а также по технологической причине, связанной с лучшим отведением влаги именно на песчаных основаниях.

При необходимости обеспечить водонепроницаемость гранитного покрытия используйте соответствующие смеси для укладки и затирки швов. Подобные составы есть, например, у компании «Quick-mix».

 

Подготовка основания


Первые шаги по подготовке как бетонного основания, так и песчаного одинаковы.

1) Выполнить планировку площадки, всех стоков. Определиться с направлением уклона площадки (как правило, поперечного), который должен составлять 5-10 см на 1 м ширины покрытия.

Подстилающие слои тоже готовятся с уклоном.

2) Снять растительный слой грунта на глубину 20-30 см, сведя поверхность к одной плоскости. На данном этапе устанавливаются бордюры.

Подготовка основания для мощения брусчаткой

3) Засыпать слой песка – 15 см. С помощью песка избавляются от неровностей. Утрамбовать. Утрамбовку производить с помощью виброплит. О правильном их выборе – в конце статьи.

4) Следующий слой – комбинированный: гравий 20-40 мм – толщиной 10 см. И сверху сыпем гравий 10-20 мм слоем 5 см. Утрамбуем.

 

Укладка брусчатки


Дальнейшие шаги отличаются в зависимости от типа основания.

Для песчаного основания порядок мощения будет выглядеть так:


5) Последний, верхний слой – цементно-песчаная смесь. Засыпаем в отношении 1:3 (для цемента марки 500), где 1 часть – это цемент, 3 части – песок. Это соотношение позволяет использовать замощённую площадку под автостоянку. Минимальное соотношение – 1:10 – позволяет использовать ее только для пешеходных нагрузок.

Этот слой не трамбуется – в него укладывается сама брусчатка с помощью металлического молотка. Мощение следует начинать с укладки краевых рядов с обеих сторон площадки. Укладку краевых рядов следует производить с опережением на 0,7-1 м (пункт 7.27 СНиП 3.06.03 – 85).

При продольном уклоне свыше 10% мощение надо вести снизу вверх.

Мощение гранитной брусчаткой веером

Брусчатку необходимо выстилать рядами, перпендикулярными оси дороги. Швы между брусчаткой необходимо смещать не менее чем на 1/3 длины бруска. Ширина швов должна быть не более 10 мм (пункт 7.31 СНиП 3.06.03 – 85).

Правильно рассчитайте высоту слоя из ЦПС (обычно 5 см) – при укладке брусчатка должна «уйти» в слой на 1/3 своей толщины.

Мощение гранитной брусчаткой

Для соблюдения линий и высоты нужно натягивать нить.

6) После того, как брусчатка уложена, нужно затереть швы. Заполнение швов проводится той же ЦПС, которую надо насыпать на поверхность камня и распределить по швам с помощью щетки. Излишки ЦПС смести.

7) Обильно проливаем уложенную поверхность водой. Повторяем в течение нескольких дней.

 

Для бетонного основания порядок укладки после подготовки песчано-гравийной подушки таков:


5) На гравий укладывается дорожная сетка. Поверх сетки заливается бетон толщиной 10-12 см так, чтобы сетка оказалась внутри нижней части бетонного слоя.

Если площадка готовится под автотранспорт, то под дорожную сетку укладывается арматурная. В этом случае в нижней части будет арматурная сетка, в верхней части бетонного слоя – дорожная сетка.

6) На бетон укладывается слой плиточного клея толщиной 2-4 см, на который и ведется укладка брусчатки. Рекомендации данные для укладки на песчаное основание применимы и здесь.

 
Относительно выбора виброплит можем посоветовать следующее: если толщина трамбуемого слоя не превышает 6 см, то подходит виброплита с рабочей массой 130 кг и центробежной силой 18-20 кН. При толщине 8-10 см – 170-200 кг и 20-30 кН. И, наконец, виброплиты с рабочей массой 200-600 кг и центробежной силой 30-60 кН подойдут для более толстых слоев.
 

Отдельно отметим необходимость использования геоткани (геотекстиля). Ее использование вовсе необязательно, но крайне желательно. Геоткань укладывается между слоями, решая несколько задач:

1. Подушка из песка и гравия «не гуляет» и не проваливается. Что особенно важно на пучинистых почвах. Слои песка и гравия не перемешиваются между собой.

2. Геоткань не дает прорастать траве.

3. Учитывая эти факторы, а также то, что геоткань пропускает воду, специалисты отмечают усиление грунта при использовании геотекстиля.

Напоследок, дадим вам схемы укладки гранитной брусчатки. А также схемы устройства оснований в зависимости от типа нагрузок и вида укладываемого материала.

 

Схема укладки гранитной брусчатки        Схема устройства основания под мощение брусчаткой

kamendvor.ru

Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль на даче

Требования к дорожным покрытиям для проезда автомобиля

Особенности укладки тротуарной плитки для возможного проезда и парковки машины связаны с большим весовым воздействием на мощеную поверхность. В связи с этим к ним предъявляются следующие требования, соблюдение которых является обязательным:

  • покрытие должно быть устойчивым и не сдвигаться под большим весовым давлением;
  • поверхность должна быть ровной и плотной, не имея свободных швов между плитками;
  • основание дорожного покрытия необходимо сделать очень плотным, без воздушных пустот между составными частями;
  • обязательное наличие водоотводящего дренажного слоя, поскольку вода может повлиять на прочность основания;
  • применение тротуарной плитки повышенной прочности и морозостойкости;
  • установка бордюрного ограждения из камня.

Для того, чтобы не произошла просадка и разрушение покрытия, необходимо применять технологию устройства усиленного основания и использовать материалы повышенной прочности.

Выбор необходимых материалов

Производители строительных материалов предлагают на рынке клинкерную и вибропрессованную тротуарную плитку. Первый вид материалов отличается яркими насыщенными цветами и разнообразием форм. Плитка, изготовленная методом вибропрессования, более скромна на внешний вид, зато обладает повышенной прочностью и морозостойкостью.

Если вес автомобиля не превышает 1 тонны, то для укладки вполне можно использовать и клинкерную тротуарную плитку. В том случае, когда вес машины свыше 1000 кг, то вам лучше остановить свой выбор на прессованных изделиях. Толщина плитки при этом должна быть не менее 60 мм.

Покупая плитку, попросите продавца показать разрезанный образец из реализуемой партии. Он обязан это сделать, а если отказывается, то просто не покупайте такой товар. Разрез должен иметь однородную плотность и в нем не должно быть никаких посторонних вкраплений. Их наличие говорит о низком качестве материала.

О значении внешнего вида говорить не будем, а вот проверка плитки на истираемость делается просто. Возьмите 2 камня и потрите их друг о друга лицевой стороной. Посмотрите на результат: если поверхности остались прежними, то материал хорош, в противном же случае такую плитку лучше не брать.

Помимо тротуарной плитки, для выполнения работ необходимо приобрести:

  • песок, желательно речной, для первичной подложки и опорной подушки под тротуарную плитку;
  • щебень с фракцией 20-40 мм для создания дренажного слоя под основание покрытия;
  • гравий с фракцией не более 25 мм на более плотное перекрытие дренажного слоя;
  • цемент марки М300-М500 для приготовления бетона и формирования цементно-песчаной смеси;
  • изолирующий геотекстиль с односторонним направлением пропуска влаги.

Кроме этого, необходимо решить вопрос выбора и приобретения бордюрного камня, которым будет ограждаться проезд и место для стоянки. Его можно изготовить самостоятельно из бетона или купить.

Разметка и земляные работы

Подготовка и разметка площадкиПодготовка и разметка с помощью колышков и шнура.

Укладка тротуарной плитки под автомобиль начинается с разметки территории, предназначенной для мощения. Ширину дороги следует принять не менее 2,2 метра, а площадь стоянки — по своему усмотрению. Подъезд автомобиля к дому может быть устроен вплотную к пешеходной дорожке. Для обозначения и измерения используют колышки, прочный шнур и рулетку. Расстояние между колышками должно обеспечивать хорошее натяжение шнура.

После этого, в соответствии с размеченными контурами, снимается верхний слой грунта на глубину 30-35 см. Если площадь велика, то имеет смысл нанять для выполнения этой работы экскаватор-погрузчик. Он сможет аккуратно снять плодородный слой и перевезти его к месту складирования или рассыпать в нужном месте.

варианты оснований под тротуарную плитку под автоСхематические варианты оснований под укладку тротуарной плитки.

Дно получившейся траншеи следует присыпать песком слоем 2-3 см и хорошо утрамбовать, используя строительную трамбовочную машину или виброплиту. Поверх утрамбованного песка нужно расстелить геотекстиль таким образом, чтобы соседние полотна перекрывались на 8-10 см, а боковины были завернуты вверх на 20-25 см.

Этот слой предотвратит прорастание сорняков через основу и сохранит красивый вид покрытия на длительное время. Кроме того, он остановит весной возможный подъем грунтовых вод.

Засыпка дренажного слоя

подложка из щебня и гравияТрамбовка дренажного слоя из щебня и гравия.

По краям проезда и площадки устанавливается бордюрный камень. Высота установки регулируется подсыпкой песка, перемешанного с гравием. Вертикальное закрепление бордюра изнутри осуществляется забиванием упорных колышков, а снаружи — подсыпкой щебня, гравия или песка.

Теперь на текстильное покрытие засыпается слой щебня толщиной 12-15 см и трамбуется. Поверх щебня следует настелить слой гравия, перемешанного с песком в отношении 2:1, для выравнивания поверхности. После этого нужно утрамбовать поверхность и накрыть дренажный слой геотекстилем.

Устройство основания на песчаной подушке

Поверх дренажного слоя насыпается подушка из чистого речного песка толщиной 5-7 см, проливается водой и хорошо трамбуется. Для следующего слоя необходимо приготовить сухую цементно-песчаную смесь в соотношении 1:4 и насыпать основание на песок слоем в 6-7 см.

варианты укладки тротуарной плитки под автомобильСхематические изображения вариантов укладки на песок или сухую смесь.

Его тоже нужно утрамбовать и выровнять штукатурным правилом по уровню. Для более точного выравнивания можно установить металлические продольные маяки, закрепляя их на насыпных горках из смеси.

Укладка тротуарной плитки

Укладка брусчатки на бетонУкладка брусчатки на бетон.

После подготовки и выравнивания цементно-песчаного основания, укладывается тротуарная плитка под автомобиль. Очень важно, чтобы в период между устройством верхнего слоя и укладкой плитки не выпали осадки. Поверхность, на которую будет уложена брусчатка, должна быть сухой.

Для крайнего ряда тротуарной плитки натяните шнур на соответствующей кладке высоте. Проложите 1 ряд вдоль бордюр и 1 ряд поперек проезда. Теперь начинайте заполнять необходимую площадь, укладывая плитку сегментами по 1 м2, переходя от одного участка к другому поперек проезда.

Постоянно проверяйте расположение плиток по высоте при помощи строительного уровня. Плитки необходимо класть как можно плотнее одну к другой. Выравнивание плиток производится при помощи резинового молотка.

заделка швовПосле окончания кладки рассыпьте на поверхности немного сухой цементной смеси и при помощи щетки заполните ею швы между плитками.

Завершающие работы

К завершающим работам относят уборку мощеной поверхности и выравнивание уровня прилегающей территории. Через 2-3 дня после укладки полейте поверхность водой. После того, как она просохнет, повторите заполнений швов сухой цементной смесью. Это обеспечит полную герметизацию стыков и исключит проникновение воды под покрытие.

protrotuarnujuplitku.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *