Компенсационные швы в бетоне: Компенсационные швы в бетоне: разновидности, обустройство

Компенсационные швы в бетоне: разновидности, обустройство

Чтобы предотвратить появление трещин в наливных монолитных поверхностях, необходимо выполнить компенсационные швы в бетоне. Эти деформационные разрезы послужат препятствием от образования деформаций на долговечном, прочном, надежном, но капризном материале для возведения конструкций. Если не сделать операцию по обустройству защитных элементов, то последующие процессы могут привести к разрушению объекта.

Содержание

Что это и зачем нужны?

Определение

Компенсационный шов — это особым образом выполненное углубление на определенном участке бетонного изделия, которое предохраняет конструкцию от негативного влияния температурных колебаний окружающей среды и подвижек грунта. Это устройство приобрело популярность в регионах с высокой сейсмической активностью, а также его используют для защиты ленточного фундамента.

Внутреннее напряжение бетона — причина появления деформаций в монолитных конструкциях.

Как работают?

Наличие такого элемента к конструкции уберегает ее от разрушения на фоне смены геометрических параметров.

Элементы готового сооружения находятся в тесной взаимосвязи между собой. При этом постройки постоянно изменяют свою геометрию под влиянием температурных перепадов, изменения влажности окружающей среды, усадочных процессов стенных конструкций и вызревающих бетонных монолитов. Это приводит к возникновению внутреннего напряжения в основных элементах сооружения, хотя эти изменения сначала визуально обнаружить невозможно. Созданные особым образом швы способствуют равномерному перераспределению нагрузок, которые появляются во время эксплуатации сооружений. Это достигается путем компенсации изменения геометрических параметров материала (расширение, сжатие, скручивание, сгибание, сдвигание), которое возникает из-за причин, действующих на монолит или его внутреннюю структуру.

Такие силы воздействуют на бетонные конструкции постоянно, но если не выполнить деформационные швы, нагрузки приведут к следующему:

  • ухудшению эксплуатационных характеристик несущей основы строения;
  • появлению трещин на монолитных поверхностях по всей глубине заливки;
  • проявлению деформаций изделий;
  • увеличению внутренних сил.
Отсутствие такого элемента в конструкции может привести к ее массивному растрескиванию.

Такие факторы способствуют сокращению сроков полезного использования строений из бетона. При этом наблюдается закономерность — большегабаритным конструкция соответствуют большие внутренние силы. Вызванное нагрузками образование трещин передается через жесткий арматурный каркас внутренним конструкциям строения. Несущественное изменение положения несущей стены в центре появления деформационных сил вызывает разрушительные процессы по всему сооружению. Кроме этого, не нужно забывать о сезонных пучениях и постоянной подвижке земли.

Разновидности швов

В строительной практике, основываясь на стандартах проектирования полов, данных в СНиП 2.03.13—88, применяются такие виды защитных углублений:

Изолирующий тип стыка целесообразно делать вокруг колонн.
  • Изолирующие. Основная функция шва — предотвращение передачи деформирующих нагрузок от капитальных конструкций к стяжке пола. Технологический процесс обустройства компенсирующего элемента состоит в прокладывании специального материала вдоль конструкции, которая будет заливаться бетоном. Исходя из этого, такой тип углублений размещают следующим образом:
    • по периметру стен;
    • вокруг колонн;
    • вдоль фундаментной основы.
  • Усадочные швы. Процесс схватывания бетонного раствора происходит неравномерно — в поверхностных слоях он протекает быстрее, чем во внутренних. Это является причиной появления глубинного напряжения, которое приводит к растрескиванию стяжки. Чтобы предотвратить это явление, используя специальное оборудование или закладывая при заливки особые рейки, формируется усадочный шов. Он нарезается по осевым линиям колон, соединяясь с угловыми элементами, расположенными по периметру сооружений. Шов выполняют глубиной до 1/3 мощности бетонной заливки.
  • Деформационный шов конструкционного типа. Применяется при порционной заливке бетона в месте, где приостановились укладочные работы. В качестве материала для обустройства шва используют деревянную рейку, стеклянную полоску или слоя размягченного битума. Эта прокладка одновременно выполняет сглаживание горизонтального перемещения элементов монолитного сооружения.

Посмотреть «СНиП 2.03.13-88» или cкачать в PDF (0 KB)

Наружные компенсационные швы и защитные углубления, выполненные в местах повышенной влажности, обязательно герметизируются.

Правильное обустройство

Инструменты и материалы

Перед началом работ по обустройству компенсационных углублений готовят такой инструментарий:

Для обустройства такого стыка понадобится специальный профиль.
  • Инструмент для нарезания швов. Ручная шлифмашинка со специальными насадками.
  • Компенсационная лента. Демпферный элемент применяется для распределения нагрузок от поверхности стен и высыхающих монолитных полов. Существующий ассортимент такого вида изделий позволяет создать защиту для стяжек.
  • Шнур для уплотнения. Популярный и удобный материал из вспененного полиэтиленового вещества. Существуют две разновидности средства:
    • цельный шнур;
    • трубчатый материал.
  • Мастики, герметизирующие средства. Используются отдельно и в комплексе с полиэтиленовыми шнурами. Мастичный материал на битумной основе применяют для обработки компенсационных швов, выполненных снаружи помещений.
  • Профили для заделки защитных швов. Представленные на рынке строительных материалов эти средства имеют различную конфигурацию, изготовлены из разных веществ. Некоторые разновидности устанавливаются перед заливкой бетонной конструкции в место, предназначенное для формирования защитного углубления. Другие монтируются после созревания монолитной поверхности.

Устройство шва

Компенсирующее углубление выполняется двумя способами. Первый метод проводится в процессе заливания раствора путем установки в рассчитанные места демпферных материалов, которые останутся или демонтируются из углубления. При втором способе нарезается в бетонной поверхности компенсационный шов, который обрабатывается специальными средствами или оставляется в незаполненном состоянии.

Для чего нужны компенсационные швы в бетоне?

Что такое компенсационный шов в бетоне и как его сделать?

Чтобы предотвратить появление трещин в наливных монолитных поверхностях, необходимо выполнить компенсационные швы в бетоне. Эти деформационные разрезы послужат препятствием от образования деформаций на долговечном, прочном, надежном, но капризном материале для возведения конструкций. Если не сделать операцию по обустройству защитных элементов, то последующие процессы могут привести к разрушению объекта.

Что это и зачем нужны?

Определение

Компенсационный шов — это особым образом выполненное углубление на определенном участке бетонного изделия, которое предохраняет конструкцию от негативного влияния температурных колебаний окружающей среды и подвижек грунта. Это устройство приобрело популярность в регионах с высокой сейсмической активностью, а также его используют для защиты ленточного фундамента.

Внутреннее напряжение бетона — причина появления деформаций в монолитных конструкциях.

Как работают?

Элементы готового сооружения находятся в тесной взаимосвязи между собой. При этом постройки постоянно изменяют свою геометрию под влиянием температурных перепадов, изменения влажности окружающей среды, усадочных процессов стенных конструкций и вызревающих бетонных монолитов. Это приводит к возникновению внутреннего напряжения в основных элементах сооружения, хотя эти изменения сначала визуально обнаружить невозможно. Созданные особым образом швы способствуют равномерному перераспределению нагрузок, которые появляются во время эксплуатации сооружений. Это достигается путем компенсации изменения геометрических параметров материала (расширение, сжатие, скручивание, сгибание, сдвигание), которое возникает из-за причин, действующих на монолит или его внутреннюю структуру.

Такие силы воздействуют на бетонные конструкции постоянно, но если не выполнить деформационные швы, нагрузки приведут к следующему:

  • ухудшению эксплуатационных характеристик несущей основы строения;
  • появлению трещин на монолитных поверхностях по всей глубине заливки;
  • проявлению деформаций изделий;
  • увеличению внутренних сил.

Отсутствие такого элемента в конструкции может привести к ее массивному растрескиванию.

Такие факторы способствуют сокращению сроков полезного использования строений из бетона. При этом наблюдается закономерность — большегабаритным конструкция соответствуют большие внутренние силы. Вызванное нагрузками образование трещин передается через жесткий арматурный каркас внутренним конструкциям строения. Несущественное изменение положения несущей стены в центре появления деформационных сил вызывает разрушительные процессы по всему сооружению. Кроме этого, не нужно забывать о сезонных пучениях и постоянной подвижке земли.

Разновидности швов

В строительной практике, основываясь на стандартах проектирования полов, данных в СНиП 2.03.13—88, применяются такие виды защитных углублений:

Изолирующий тип стыка целесообразно делать вокруг колонн.

  • Изолирующие. Основная функция шва — предотвращение передачи деформирующих нагрузок от капитальных конструкций к стяжке пола. Технологический процесс обустройства компенсирующего элемента состоит в прокладывании специального материала вдоль конструкции, которая будет заливаться бетоном. Исходя из этого, такой тип углублений размещают следующим образом:
    • по периметру стен;
    • вокруг колонн;
    • вдоль фундаментной основы.
  • Усадочные швы. Процесс схватывания бетонного раствора происходит неравномерно — в поверхностных слоях он протекает быстрее, чем во внутренних. Это является причиной появления глубинного напряжения, которое приводит к растрескиванию стяжки. Чтобы предотвратить это явление, используя специальное оборудование или закладывая при заливки особые рейки, формируется усадочный шов. Он нарезается по осевым линиям колон, соединяясь с угловыми элементами, расположенными по периметру сооружений. Шов выполняют глубиной до 1/3 мощности бетонной заливки.
  • Деформационный шов конструкционного типа. Применяется при порционной заливке бетона в месте, где приостановились укладочные работы. В качестве материала для обустройства шва используют деревянную рейку, стеклянную полоску или слоя размягченного битума. Эта прокладка одновременно выполняет сглаживание горизонтального перемещения элементов монолитного сооружения.

Наружные компенсационные швы и защитные углубления, выполненные в местах повышенной влажности, обязательно герметизируются.

Правильное обустройство

Инструменты и материалы

Перед началом работ по обустройству компенсационных углублений готовят такой инструментарий:

Для обустройства такого стыка понадобится специальный профиль.

  • Инструмент для нарезания швов. Ручная шлифмашинка со специальными насадками.
  • Компенсационная лента. Демпферный элемент применяется для распределения нагрузок от поверхности стен и высыхающих монолитных полов. Существующий ассортимент такого вида изделий позволяет создать защиту для стяжек.
  • Шнур для уплотнения. Популярный и удобный материал из вспененного полиэтиленового вещества. Существуют две разновидности средства:
    • цельный шнур;
    • трубчатый материал.
  • Мастики, герметизирующие средства. Используются отдельно и в комплексе с полиэтиленовыми шнурами. Мастичный материал на битумной основе применяют для обработки компенсационных швов, выполненных снаружи помещений.
  • Профили для заделки защитных швов. Представленные на рынке строительных материалов эти средства имеют различную конфигурацию, изготовлены из разных веществ. Некоторые разновидности устанавливаются перед заливкой бетонной конструкции в место, предназначенное для формирования защитного углубления. Другие монтируются после созревания монолитной поверхности.

Устройство шва

Компенсирующее углубление выполняется двумя способами. Первый метод проводится в процессе заливания раствора путем установки в рассчитанные места демпферных материалов, которые останутся или демонтируются из углубления. При втором способе нарезается в бетонной поверхности компенсационный шов, который обрабатывается специальными средствами или оставляется в незаполненном состоянии.

Компенсационные швы в бетоне

Бетонные основания являются наиболее долговечными, надежными и прочными. Однако бетон — капризный материал при формировании конструкций, поверхностей и их эксплуатации. Нагрузки, действующие на материал и в материале, которые имеют разные причины, приводят к растрескиванию монолитной поверхности. Так происходит, если вовремя не принять меры по созданию компенсационных разрезов, которые препятствуют подобным явлениям.

Что такое компенсационный шов?

Это целенаправленное фрагментирование бетонного основания (пол, стена, кровля и пр.), которое ослабляет действие внешних и внутренних сил (напряжений), ведущих к неконтролируемому деформированию и разрушению монолита бетона на всю его глубину. Подобные деформации могут стать причиной снижения показателей характеристик зданий. Компенсационный разрез реагирует и демпфирует изменения геометрии бетонной плиты, состоящей из нескольких независимых фрагментов. Такие швы являются серьезным фактором обеспечения надежности и долговечности сооружений.

Необходимость устройства

Конструкционные элементы построек связаны и постоянно взаимодействуют между собой на фоне того, что здания изменяют геометрические размеры под воздействием перемен в температурно-влажностном режиме эксплуатации, усадки каркаса, осадки твердеющих бетонных монолитов. Все это вызывает напряжения в узлах единой конструкции сооружения, хотя часто подобные изменения геометрии элементов визуально незаметны.

Создание разрезов способствует равномерному распределению дополнительно возникающих нагрузок (сил, напряжений) путем компенсации изменений геометрических размеров (расширения, сжатия, скручивания, сдвигания, сгибания и пр.) материала, возникших из-за факторов, действующих на бетон (или в бетоне).

Нагрузки влияют на сооружения всегда, но без сформированных компенсационных швов они влекут за собой ухудшение характеристик фундаментов, возникновение трещин, проявления деформаций конструкций, увеличение внутренних напряжений, сокращение длительности эксплуатации и пр. К примеру, нагрев/охлаждение стен приводит к незначительному изменению их размеров, что в свою очередь создает в материале напряжения. Больше габариты стен — больше и напряжения.

Они вызывают трещинообразование (в стяжках бетона, внутренней отделке), передаются через жестко связанный каркас перекрытиям, балкам, лестницам, фундаменту и пр. Минимальный сдвиг положения стены в очаге напряжения немедленно создаст угрозу целостности жесткой конструкции постройки. Длительность воздействий, их величины могут даже стать причиной разрушения каркаса сооружения. Подвижки и сезонные пучения грунтов также проявляются как фактор разрушения отмосток, если в них не предусмотрены температурные разрезы.

Какими бывают компенсационные швы?

Характер нагрузок, которые должны компенсировать разрезы — основной признак их классификации. Они подразделяются на неподвижные (условно) — технологические и усадочные, а также на осадочные, изоляционные и температурные, деформационные. Перерывы в работах с бетоном сопровождаются формированием технологических разрывов, когда подушка материала, отлитая ранее, примыкает к грани нового участка монолита.

Усадочные разрезы путем фрагментирования плиты ослабляют напряжения растягивания в твердеющем материале, что способствует проходу трещин ниже разреза без выхода на ее поверхность либо проходу разлома по шву. Они компенсируют деформацию и усадку при неравномерной потере влаги разными участками стяжки. Наружными температурными разрезами здания разделяются на секции, что защищает от деформаций, вызванных изменением температуры бетона.

Часто их комплексируют со швами, задача которых — компенсация вертикальных сдвигов в отдельных частях сооружений из-за неравномерности осадки грунтов под постройкой. Деформационные швы разгружают монтажные стыки конструкционных элементов от деформаций скручивания, поперечных и продольных напряжений. Их формируют в местах примыканий пола к колоннам, лестничным маршам, пандусам, бордюрному камню, на изломах плоскостей материала, участках ступенчатого перепада высоты стяжек и пр.

Изоляционные швы обязательно создаются на стыке пола со стенами, лестницами, колоннами и пр. Их задача — пресечение передачи деформаций (температурных, усадочных и пр.) от каркаса сооружения на стяжку пола. Такое разъединение препятствует прохождению ударных звуковых волн внутрь помещений через стяжку и обратно. Температурные швы формируются для компенсации движения грунтов и зданий относительно отмостки. Ее фрагментирование и эластичная привязка к фундаменту обеспечивают демпфирование нагрузок.

Как выполняются?

Используется два метода формирования швов с использованием алмазных или абразивных кругов:

  • монтажный — когда на стадии заливки бетон разделяется на фрагменты с использованием закладываемых на всю глубину плиты демпфирующих материалов (стекло, брус, полимерные ленты, пластиковая вагонка и пр.), которые могут удаляться из шва или оставаться в нем;
  • разрезание — когда твердеющая бетонная плита прорезается на фиксированную глубину, а сформированные швы заделываются полимерными герметиками, мастиками, закрываются специальными конструкциями или оставляются незаполненными. Шаг (ширина полосы) нарезки определяется следующим образом: высота стяжки (в см) умножается на коэффициент «24». Результат — шаг обустройства швов (в см).

Они делаются идеально прямыми, допускается их пересечение только под прямым углом. Вместе с тем стыки рассечений не должны в плане формировать букву «Т». Когда невозможно исключить в плане пересечение швов в виде треугольника, фигуру делают равносторонней. Минимальная ширина швов 0,6 см, которая зависит от высоты слоя искусственного камня. По влажному бетону резка может проводиться уже через 12 — 72 часа после укладки (зависит от температуры воздуха), однако следует исключать ситуацию, когда бетон окончательно высох, и прорезанный край материала осыпается.

Глубина сечений составляет 1/4 — 1/2 высоты плиты. Площадь пола внутри помещений считается неделимой (до 30 м2), когда соотношение сторон такого «прямоугольника» не больше 1:1,5. Большие площадки разделяются усадочными швами на подобные или меньшие по площади участки. Когда монолит имеет длину от 25 м и более, его обязательно пересекают швами. Если дорожки твердеющего материала имеют ширину 3 метра и больше, делаются продольные швы.

На открытых для осадков плитах прорезы делаются с шагом 3 м, а максимальная площадь цельного куска не более 9 м2. Монолиты дорожек (коридоров) рассекаются поперечными швами с шагом до 6 м (обычный шаг — удвоенная ширина укладки материала), а Г-образные повороты фрагментируются на прямоугольники (квадраты). Также прорези разделяют напольные покрытия из различных материалов, основания в помещениях по дверным проемам, места перепада высоты стяжек.

Подобные швы, как и те, что оказываются под паркетной доской, не заполняются, а на открытом воздухе герметизируются. Разрезы плит пола, опоясывающие колонны, должны быть в плане квадратами, углы которых располагаются против плоских граней колонн (квадрат, образованный швами, поворачивается на 45 град. относительно граней колонны). Конструкционная целостность рассеченных оснований обеспечивается специальными системами, помещаемыми в швы или накладываемыми на них. Это профили из металла и уплотнители.

В отмостках пристеночные швы заполняются рубероидом, битумом или герметиком. Отмостка подразделяется на участки по 2 – 2,5 метра, которые пересекаются швами (перпендикулярными стене) на всю глубину заливки бетона. Такой разделитель формируется доской (несъемная опалубка), укладываемой на ребро так, чтобы верхний ее край совпадал с поверхностью опалубки. Доски (толщина до 3 см) обрабатываются горячим битумом, септиком. Также используются специальные ленты из винила толщиной до 15 мм. Затем опалубка бетонируется.

Компенсационный шов в стяжке

Рисунок разрезов, которыми разделяется стяжка, зависит от площади и конфигурации помещения. Пристенные швы имеют глубину на всю высоту стяжки. Их заполняют эластичными прокладками толщиной до 10 мм, силиконом. Также плиты заливки перерезаются на уровне дверных проемов и коридоров, но не на всю высоту материала. Аналогичным образом ее необходимо отделять от лестничного марша.

Если площадь помещения больше 30 м2 или если в нем есть Г-образные участки, она фрагментируется на прямоугольные (квадратные) составляющие со стороной не длиннее 6-ти метров. Установленные в помещении колонны также обособляются разрезами (в форме квадрата) у их основания. Когда стяжка содержит армирование, прорезание делается по границам листов арматурного каркаса.

В середине монолита рассечения обычно привязываются, например, к габаритам плитки, укладываемой на пол (шов должен проходить между ними). В теплых полах стяжка разрезается по границам полей тепловыделяющих элементов. Глубина прорезания определяется ее высотой, а также она зависит от наличия греющих труб в полу. В таких случаях массив бетона рассекается на 1/3 — 1/2 его толщины.

Заключение

Компенсационные швы являются необходимой составляющей формирования каркасов сооружений из бетона и обязательно обустраиваются при создании стяжек. Правильное применение швов — гарантия длительной и надежной эксплуатации зданий, сохранения эстетичности внутреннего декора.

  • неравномерное высыхание стяжки;
  • изменение температурного режима;
  • усадка отвердевающего монолита.

Именно поэтому после заливки бетонного пола в нем нарезают компенсационные швы. Это целенаправленно созданные руками человека разрезы, искусственно снимающие напряжения в монолите путем разделения его на отдельные элементы. Важно сделать эту работу вовремя, если пропустить нужный момент, образования первых трещин не избежать и потребуется сложный ремонт бетонного покрытия.

Классификация компенсационных швов

Конструкции сооружений подвержены влияниям внешних условий. На материал, из которого они построены, разрушительно влияют перепады температуры и влажности, во вновь построенном здании идет невидимая глазу, но постоянная усадка отдельных элементов. Поэтому на этапе строительства предусматриваются швы, которые компенсируют воздействия, ведущие к образованию деформаций:

  • температурные – позволяют материалу расширяться свободно, без создания в нем напряжения и без образования трещин;
  • изоляционные – исключают возможность передачи напряжения от несущих стен или колонн стяжке;
  • усадочные – снимают напряжение, возникающее в бетонных конструкциях при их неравномерном застывании, уменьшении в размерах.

Технология устройства швов определена строительными нормами. Однако не только строители, но и рядовые домашние умельцы должны иметь представления об основных правилах их нарезки. Даже если вы не собираетесь устраивать бетонную стяжку своими руками, нелишним будет проконтролировать правильность выполнения работ нанятыми строителями.

Правила устройства швов разных видов

Обычно температурные швы устраиваются в наружных конструкциях здания, особенно подверженных влиянию климатических условий. В стяжке пола они нужны, если по условиям эксплуатации он будет подвергаться постоянным изменениям температуры. Основные требования – ширина не менее 6 мм, совпадение оси с осями колонн, швами подстилающего слоя и перекрывающих плит.

Изоляционные швы обязательны вдоль всех несущих стен, вокруг фундаментов под тяжелое оборудование, колонн. Средняя ширина – 10 мм, устройство тех, что отделяют стены от наливных полов, производится перед заливкой путем укладки изоляционного материала, остальные – обычно нарезаются.

Глубина усадочных швов определяется толщиной монолитного слоя. Они должны разрезать бетонную плиту не менее, чем на 1 треть. Шаг между ними равен толщине стяжки, умноженной на 24. Обычная практика – нарезка монолита на квадраты со стороной от 3 до 6 м.

Способы выполнения компенсационных швов

Нарезка монолитного бетона

Когда местоположение разрезов точно рассчитано, осталось определиться со способом получения швов. В строительной практике применяют 2 основных метода:

  1. Закладка досок, реек, пластика, обработанных антиадгезионным составом, в местах запланированных разрезов. После заливки и застывания бетона они легко удаляются.
  2. Нарезка монолитного бетона машиной с абразивным или алмазным кругом. Выполняется спустя 2 суток после обработки поверхности упрочняющей пропиткой.

Если после заливки бетона на его основании устраивают бесшовное полимерное покрытие, температурные и изоляционные разрезы делают и в полимерных наливных полах, так как колебания температуры воздуха и небольшие подвижки здания происходят постоянно. Усадочные компенсационные швы после полного высыхания монолита и остановки усадочных процессов заделывают полимерными шпатлевками, на эту основу наносят покрытие из полиуретана или эпоксидной смолы.

Материалы, применяемые для герметизации швов

Разрезы выполнены, нагрузки в полах распределены равномерно, возникает другая проблема: открытые отверстия следует немедленно изолировать, иначе в них немедленно начинается накапливание влаги и пыли, размножение патогенных микроорганизмов. Все это в конечном итоге проводит к расслаиванию монолита и его разрушению. Для решения проблемы используют различные материалы:

  • уплотнительные жгуты, имеющие прекрасную эластичность, материал их исполнения – вспененный полиэстер;
  • профилированные ленты, иначе называемые гидрошпонки, их изготавливают из полимеров, в стяжку укладывают непосредственно при заливке бетона;
  • профили, выполненные из морозостойкой резины и металлических направляющих – алюминиевых или стальных, бывают накладными и скрытыми;
  • мастики акриловые, латексные, полимерные – самый популярный способ герметизации деформационных швов, при котором достигается полное обеспыливание и защита от проникновения влаги.

Технология герметизации мастиками

Сразу после нарезки из швов полностью удаляют пыль промышленным пылесосом. Разрезы грунтуют, и только спустя 8 часов после грунтовки, когда поверхность внутри разрезов полностью просохнет, становится возможным внести туда мастику. Для качественной герметизации влажность бетона очень важна. Герметизирующий состав не будет выполнять своих функций, если при его укладке она была выше 4%.

Мастику тщательно смешивают с отвердителем в точных пропорциях, указанных в инструкции. Деформационные швы заполняют полученным составом при помощи рамочного пистолета. Полосу герметика разравнивают узким шпателем, смоченным в мыльном растворе, вровень с напольным покрытием. Мастики, которые используются для герметизации, после окончательного застывания отличаются особой прочностью и эластичностью, они не дают усадки и легко окрашиваются в нужный оттенок.

Что нужно знать о компенсационных швах

В процессе эксплуатации бетонных строений возникает целый комплекс внешних и внутренних сил, которые воздействуют на конструкции и могут привести к их разрушению. Для того, чтобы ослабить напряжения, используются компенсационные швы, обеспечивающие долговечность и прочность бетонных сооружений. О типах компенсационных швов и технологии их создания стоит знать всем, кто собирается заняться бетонированием площадок и дорожек на своем участке или построить гараж, частный дом, баню.

Снимаем напряжение

Силы, воздействующие на бетон в процессе эксплуатации зданий, очень разнообразны. Внешне дом выглядит стабильным и устойчивым, однако в его стенах, полу, плитах перекрытия постоянно протекают различные процессы, которые приводят к изменению геометрических размеров. Под влиянием тепла бетон расширяется, в мороз — сжимается, а если учесть, что к этим явлениям добавляется деформация вследствие усадки и твердения, а также сезонные пучения грунтов, станет понятно, что компенсационные швы — не роскошь, а необходимость.

Даже незначительное изменение линейных размеров создает напряжение, которое может привести к появлению трещин, а иногда — к разрушению отдельных участков. Эффективным способом снятия напряжений служат компенсационные разрезы, делящие плиту на отдельные фрагменты. Нагрузка, которую испытывает основание, становится меньше, и разрушений удается избежать.

Классификация

Швы в бетонных конструкциях подразделяются на два типа: условно неподвижные (в эту группу входят технологические и усадочные) и деформационные. Во вторую группу входят температурные и осадочные компенсационные швы, позволяющие избежать поперечных, скручивающих и продольных деформаций. Разрезы могут проходить и внутри, и снаружи здания. Наиболее важными участками считаются места стыковки пола и лестниц, колонн, стен. За счет разрезов бетонные плиты становятся более эластичными, и вместо разломов наблюдается незначительное смещение фрагментов в допустимых пределах.

В зависимости от функций, которую выполняют разрезы, и места их расположения, швы могут заполняться эластичными материалами (мастиками, герметиками), закрываться дополнительными элементами или оставаться открытыми. Иногда на всю глубину стяжки через определенные промежутки укладывают материалы, отличающиеся от бетона по характеристикам: деревянные планки, ленты из полимера, пластик. Все виды компенсационных швов должны быть идеально ровными, а расстояние между ними определяется по специальной формуле: высоту стяжки умножают на 24 и получают результат в сантиметрах.

Как и когда делаются разрезы

Существует две технологии создания компенсационных швов. Первый вариант называют монтажным, поскольку бетон делят на фрагменты в процессе заливки. При этом используются материалы, которые можно оставить в бетоне, а можно извлечь после частичного застывания смеси. Демпфирующие прокладки закладывают на всю глубину стяжки. Эту технологию удобно применять для горизонтальных поверхностей. Но при создании вертикальных монолитных конструкций приходится искать другой способ, поскольку до поверхности бетона мешает добраться опалубка.

Второй способ — разрезание твердеющей бетонной поверхности на определенную глубину при помощи алмазных или абразивных кругов. Компенсационные швы этого типа выполняют по влажному (через 12-72 часа после заливки) бетону. Глубина разрезов может составлять от половины до четверти высоты плиты, а ширина — не менее 6 мм. Швы заполняют мастиками или герметиками. Размер секций, на которые делят бетонный монолит, зависит от множества факторов, но самыми важными считаются линейные размеры, а также условия эксплуатации. Например, отмостки вокруг дома и садовые дорожки обычно делают с шагом три метра.

Профессиональный подход — это важно

Создание компенсационных швов лучше доверить профессионалам. Дело в том, что залитый бетоном участок нельзя просто хаотично разрезать на участки примерно одинаковой формы и размера. Очень немногие заказчики знают, что вокруг колонн швы должны образовать правильный квадрат, причем его углы должны быть смещены относительно углов несущего элемента на 45 градусов. При обустройстве пристенных швов или теплого пола также важно учитывать определенные нюансы. Значение имеет и дальнейшая отделка: в одних случаях (например, при обустройстве деревянного пола) швы оставляют открытыми, в других — заполняют специальными смесями.

Тем, кто не разбирается в особенностях технологии создания компенсационных швов, можно посоветовать только одно: пригласите на объект специалистов. Ведь неправильно выполненные разрезы вместо увеличения прочности конструкции ослабят ее и могут стать причиной разрушения бетона.

Компенсационные швы — залог прочности и долговечности бетонных плит Назад ко всем статьям

19.09.2017

В процессе эксплуатации бетонных строений возникает целый комплекс внешних и внутренних сил, которые воздействуют на конструкции и могут привести к их разрушению.

В процессе эксплуатации бетонных строений возникает целый комплекс внешних и внутренних сил, которые воздействуют на конструкции и могут привести к их разрушению. Для того, чтобы ослабить напряжения, используются компенсационные швы, обеспечивающие долговечность и прочность бетонных сооружений. О типах компенсационных швов и технологии их создания стоит знать всем, кто собирается заняться бетонированием площадок и дорожек на своем участке или построить гараж, частный дом, баню.

Снимаем напряжение

Силы, воздействующие на бетон в процессе эксплуатации зданий, очень разнообразны. Внешне дом выглядит стабильным и устойчивым, однако в его стенах, полу, плитах перекрытия постоянно протекают различные процессы, которые приводят к изменению геометрических размеров. Под влиянием тепла бетон расширяется, в мороз — сжимается, а если учесть, что к этим явлениям добавляется деформация вследствие усадки и твердения, а также сезонные пучения грунтов, станет понятно, что компенсационные швы — не роскошь, а необходимость.

Даже незначительное изменение линейных размеров создает напряжение, которое может привести к появлению трещин, а иногда — к разрушению отдельных участков. Эффективным способом снятия напряжений служат компенсационные разрезы, делящие плиту на отдельные фрагменты. Нагрузка, которую испытывает основание, становится меньше, и разрушений удается избежать.

Классификация

Швы в бетонных конструкциях подразделяются на два типа: условно неподвижные (в эту группу входят технологические и усадочные) и деформационные. Во вторую группу входят температурные и осадочные компенсационные швы, позволяющие избежать поперечных, скручивающих и продольных деформаций. Разрезы могут проходить и внутри, и снаружи здания. Наиболее важными участками считаются места стыковки пола и лестниц, колонн, стен. За счет разрезов бетонные плиты становятся более эластичными, и вместо разломов наблюдается незначительное смещение фрагментов в допустимых пределах.

В зависимости от функций, которую выполняют разрезы, и места их расположения, швы могут заполняться эластичными материалами (мастиками, герметиками), закрываться дополнительными элементами или оставаться открытыми. Иногда на всю глубину стяжки через определенные промежутки укладывают материалы, отличающиеся от бетона по характеристикам: деревянные планки, ленты из полимера, пластик. Все виды компенсационных швов должны быть идеально ровными, а расстояние между ними определяется по специальной формуле: высоту стяжки умножают на 24 и получают результат в сантиметрах.

Как и когда делаются разрезы

Существует две технологии создания компенсационных швов. Первый вариант называют монтажным, поскольку бетон делят на фрагменты в процессе заливки. При этом используются материалы, которые можно оставить в бетоне, а можно извлечь после частичного застывания смеси. Демпфирующие прокладки закладывают на всю глубину стяжки. Эту технологию удобно применять для горизонтальных поверхностей. Но при создании вертикальных монолитных конструкций приходится искать другой способ, поскольку до поверхности бетона мешает добраться опалубка.

Второй способ — разрезание твердеющей бетонной поверхности на определенную глубину при помощи алмазных или абразивных кругов. Компенсационные швы этого типа выполняют по влажному (через 12-72 часа после заливки) бетону. Глубина разрезов может составлять от половины до четверти высоты плиты, а ширина — не менее 6 мм. Швы заполняют мастиками или герметиками. Размер секций, на которые делят бетонный монолит, зависит от множества факторов, но самыми важными считаются линейные размеры, а также условия эксплуатации. Например, отмостки вокруг дома и садовые дорожки обычно делают с шагом три метра.

Профессиональный подход — это важно

Создание компенсационных швов лучше доверить профессионалам. Дело в том, что залитый бетоном участок нельзя просто хаотично разрезать на участки примерно одинаковой формы и размера. Очень немногие заказчики знают, что вокруг колонн швы должны образовать правильный квадрат, причем его углы должны быть смещены относительно углов несущего элемента на 45 градусов. При обустройстве пристенных швов или теплого пола также важно учитывать определенные нюансы. Значение имеет и дальнейшая отделка: в одних случаях (например, при обустройстве деревянного пола) швы оставляют открытыми, в других — заполняют специальными смесями.

Тем, кто не разбирается в особенностях технологии создания компенсационных швов, можно посоветовать только одно: пригласите на объект специалистов. Ведь неправильно выполненные разрезы вместо увеличения прочности конструкции ослабят ее и могут стать причиной разрушения бетона.


Как делать деформационный шов в железобетонных конструкциях?

Здания становятся все выше, строятся в особых условиях, но даже применение монолитных железобетонных конструкций не гарантирует им прочность и долговечность. Различные внешние и внутренние воздействия, ведут к возникновению структурных напряжений, которые деформируют их каркасы и могут привести к разрушениям. Решение — устройство деформационных швов.

Что такое деформационный шов?

Это предусмотренное проектом фрагментирование конструкции здания в вертикальной (горизонтальной) плоскости, компенсирующее напряжения в несущем каркасе, последствия которых — изменения геометрических размеров и взаимного положения железобетона. Такие швы задают постройкам проектную величину упругой подвижности. Они подразделяются в зависимости от компенсируемого ими напряжения на температурные, усадочные, конструкционные, осадочные и сейсмические.

Вернуться к оглавлению

Наибольшие расстояния между деформационными швами в железобетонных конструкциях

Постройки, в каркас которых включены предварительно напряженные изделия 1-й (2-й) групп в отношении стойкости к образованию трещин, разделяются деформационными швами, расстояние между которыми рассчитывается в отношении значений трещиностойкости. Дистанция между разрезами в пределах одного отапливаемого здания не должна превышать:

  • для сборных конструкций — 150 м;
  • для сборно-монолитных и монолитных конструкций — 90 м.

Если постройка не обогревается, приведенные значения снижаются на 20%.

Деформационные швы разделяют протяженные по фасаду и поперечнику сооружения на отдельные блоки. Когда проектные числовые параметры габаритов меньше соответствующих показателей из таблицы 1 (при значениях температуры воздуха от – 40 град. и выше), их не рассчитывают. Последнее допустимо, если в конструкцию включены предварительно напряженные и ненапряженные изделия, трещиностойкость которых отнесена к 3-й группе. Максимально допустимые расстояния между деформационными разъединителями в железобетонных конструкциях, которые можно не рассчитывать, показаны в таблице 1.

Таблица 1.

При возведении зданий в один этаж из каркасного армированного бетона расстояние от одного до другого шва разрешается увеличивать на 20% относительно данных таблицы 1. Также табличные данные применимы при создании в каркасных сооружениях вертикальных связей в середине отдельного блока. Размещение подобных связей по краям такого блока приближает работу его каркаса (при воздействии типовых деформаций) к аналогичному цельному сооружению.

Вернуться к оглавлению

Как выполняются?

Усадочный и термический (осадочный и сейсмический) швы в сооружении могут совмещаться в один — температурно-усадочный (осадочно-сейсмический) разрез. Первый перерезает постройку по длине и ширине от кровли до верха фундамента, а второй делит ее на полностью независимые блоки. Допустимую деформацию в железобетоне обеспечивает вертикальный разрез перекрытий, стен шириной 20 – 30 мм. Данное свободное пространство заполняется упругим гидрофобным материалом. Монтирование парных колонн и балок в смежных частях соседних корпусов формирует правильное размыкание.

Осадочный шов обустраивается в постройках, имеющих блоки разной высоты, и тех, что установлены в разнородные грунты, даже если блоки объединены вкладным пролетом. В отмостке температурное расширение армированного камня компенсируется ее фрагментированием с шагом до 2-х метров путем размещения деревянных брусков, пропитанных битумом, в опалубке. Пристенное примыкание опалубки делается герметичным и подвижным. Бетонные полы подвержены усадочным деформациям, когда площадь помещения превышает 30 м2.

Расширение бетона при твердении вызывает появление трещин. Прорезание поверхности стяжки на глубину от 1/4 до 1/2 высоты обеспечивает возможность разрывам материала пройти по созданным разрезам или под ними в глубине. Отдельные площадки стяжки при этом могут иметь длину одной стороны до 6-ти метров и соотношение сторон не более 1:1,5. Стыки различных материалов, уложенных в пол, как и конструкционные стыки залитого в разное время бетона, обеспечиваются демпферами, которые принимают на себя усадочные и тепловые горизонтальные расширения материалов.

Изоляционные швы отделяют бетонную стяжку на всю ее высоту от стен вдоль периметра помещения. Разрез заполняется упругими материалами или остается пустым. Аналогично прорезанием шов обеспечивается изоляция колонн, лестничных маршей от стяжки на полу. Монолитные плиты перекрытий разъединяются швами от несущего каркаса сооружения. Расчеты помогают определить ширину типового элемента перекрытия.

Фрагментами такого размера заливаются межэтажные перекрытия. Пустоты заполняются эластичными гидроизоляционными составами, материалами и заделываются. Ленточные фундаменты также разделяются на всю высоту деформационными швами на независимые элементы. Они должны обеспечить надежную гидроизоляцию и компенсацию нагрузок и напряжений. Количество сечений фундамента и их частота определяются проектом. Шаг разрезания фундамента зависит от типа грунта.

К примеру, на пучинистых — 15 м, на слабопучинистых — 30 м. Герметики, которые укладываются в швы, должны длительное время сохранять эластичность и герметичность. Вертикальными конструкциями внутренних и наружных стен формируются горизонтальные сечения, которыми они разделяются на отсеки.

Для несущих фасадных стен высота отсека — до 20 м, для внутренних — до 30 м. В подобные размыкания каркаса закладывается шпунт, завернутый дважды в толь, который забивается паклей и герметизируется глиной. В зависимости от типа швов их ширина лежит в пределах от 3-х мм до 100 см.

Вернуться к оглавлению

Заключение

Железобетонные конструкции при эксплуатации подвергаются деформационным воздействиям, имеющим разную природу. Вместе с тем правильная их компенсация обустройством деформационных разрезов обеспечивает сооружениям упругую подвижность, прочность и долговечность.

Для чего нужны компенсационные швы в бетоне?

Бетонные основания являются наиболее долговечными, надежными и прочными. Однако бетон — капризный материал при формировании конструкций, поверхностей и их эксплуатации. Нагрузки, действующие на материал и в материале, которые имеют разные причины, приводят к растрескиванию монолитной поверхности. Так происходит, если вовремя не принять меры по созданию компенсационных разрезов, которые препятствуют подобным явлениям.

Что такое компенсационный шов?

Это целенаправленное фрагментирование бетонного основания (пол, стена, кровля и пр.), которое ослабляет действие внешних и внутренних сил (напряжений), ведущих к неконтролируемому деформированию и разрушению монолита бетона на всю его глубину. Подобные деформации могут стать причиной снижения показателей характеристик зданий. Компенсационный разрез реагирует и демпфирует изменения геометрии бетонной плиты, состоящей из нескольких независимых фрагментов. Такие швы являются серьезным фактором обеспечения надежности и долговечности сооружений.

Необходимость устройства

Конструкционные элементы построек связаны и постоянно взаимодействуют между собой на фоне того, что здания изменяют геометрические размеры под воздействием перемен в температурно-влажностном режиме эксплуатации, усадки каркаса, осадки твердеющих бетонных монолитов. Все это вызывает напряжения в узлах единой конструкции сооружения, хотя часто подобные изменения геометрии элементов визуально незаметны. Создание разрезов способствует равномерному распределению дополнительно возникающих нагрузок (сил, напряжений) путем компенсации изменений геометрических размеров (расширения, сжатия, скручивания, сдвигания, сгибания и пр.) материала, возникших из-за факторов, действующих на бетон (или в бетоне).

Нагрузки влияют на сооружения всегда, но без сформированных компенсационных швов они влекут за собой ухудшение характеристик фундаментов, возникновение трещин, проявления деформаций конструкций, увеличение внутренних напряжений, сокращение длительности эксплуатации и пр. К примеру, нагрев/охлаждение стен приводит к незначительному изменению их размеров, что в свою очередь создает в материале напряжения. Больше габариты стен — больше и напряжения.

Они вызывают трещинообразование (в стяжках бетона, внутренней отделке), передаются через жестко связанный каркас перекрытиям, балкам, лестницам, фундаменту и пр. Минимальный сдвиг положения стены в очаге напряжения немедленно создаст угрозу целостности жесткой конструкции постройки. Длительность воздействий, их величины могут даже стать причиной разрушения каркаса сооружения. Подвижки и сезонные пучения грунтов также проявляются как фактор разрушения отмосток, если в них не предусмотрены температурные разрезы.

Какими бывают компенсационные швы?

Виды и назначение швов в бетоне.

Характер нагрузок, которые должны компенсировать разрезы — основной признак их классификации. Они подразделяются на неподвижные (условно) — технологические и усадочные, а также на осадочные, изоляционные и температурные, деформационные. Перерывы в работах с бетоном сопровождаются формированием технологических разрывов, когда подушка материала, отлитая ранее, примыкает к грани нового участка монолита.

Усадочные разрезы путем фрагментирования плиты ослабляют напряжения растягивания в твердеющем материале, что способствует проходу трещин ниже разреза без выхода на ее поверхность либо проходу разлома по шву. Они компенсируют деформацию и усадку при неравномерной потере влаги разными участками стяжки. Наружными температурными разрезами здания разделяются на секции, что защищает от деформаций, вызванных изменением температуры бетона.

Часто их комплексируют со швами, задача которых — компенсация вертикальных сдвигов в отдельных частях сооружений из-за неравномерности осадки грунтов под постройкой. Деформационные швы разгружают монтажные стыки конструкционных элементов от деформаций скручивания, поперечных и продольных напряжений. Их формируют в местах примыканий пола к колоннам, лестничным маршам, пандусам, бордюрному камню, на изломах плоскостей материала, участках ступенчатого перепада высоты стяжек и пр.

Изоляционные швы обязательно создаются на стыке пола со стенами, лестницами, колоннами и пр. Их задача — пресечение передачи деформаций (температурных, усадочных и пр.) от каркаса сооружения на стяжку пола. Такое разъединение препятствует прохождению ударных звуковых волн внутрь помещений через стяжку и обратно. Температурные швы формируются для компенсации движения грунтов и зданий относительно отмостки. Ее фрагментирование и эластичная привязка к фундаменту обеспечивают демпфирование нагрузок.

Как выполняются?

Используется два метода формирования швов с использованием алмазных или абразивных кругов:

  • монтажный — когда на стадии заливки бетон разделяется на фрагменты с использованием закладываемых на всю глубину плиты демпфирующих материалов (стекло, брус, полимерные ленты, пластиковая вагонка и пр.), которые могут удаляться из шва или оставаться в нем;
  • разрезание — когда твердеющая бетонная плита прорезается на фиксированную глубину, а сформированные швы заделываются полимерными герметиками, мастиками, закрываются специальными конструкциями или оставляются незаполненными. Шаг (ширина полосы) нарезки определяется следующим образом: высота стяжки (в см) умножается на коэффициент «24». Результат — шаг обустройства швов (в см).

Они делаются идеально прямыми, допускается их пересечение только под прямым углом. Вместе с тем стыки рассечений не должны в плане формировать букву «Т». Когда невозможно исключить в плане пересечение швов в виде треугольника, фигуру делают равносторонней. Минимальная ширина швов 0,6 см, которая зависит от высоты слоя искусственного камня. По влажному бетону резка может проводиться уже через 12 — 72 часа после укладки (зависит от температуры воздуха), однако следует исключать ситуацию, когда бетон окончательно высох, и прорезанный край материала осыпается.

Глубина сечений составляет 1/4 — 1/2 высоты плиты. Площадь пола внутри помещений считается неделимой (до 30 м2), когда соотношение сторон такого «прямоугольника» не больше 1:1,5. Большие площадки разделяются усадочными швами на подобные или меньшие по площади участки. Когда монолит имеет длину от 25 м и более, его обязательно пересекают швами. Если дорожки твердеющего материала имеют ширину 3 метра и больше, делаются продольные швы.

На открытых для осадков плитах прорезы делаются с шагом 3 м, а максимальная площадь цельного куска не более 9 м2. Монолиты дорожек (коридоров) рассекаются поперечными швами с шагом до 6 м (обычный шаг — удвоенная ширина укладки материала), а Г-образные повороты фрагментируются на прямоугольники (квадраты). Также прорези разделяют напольные покрытия из различных материалов, основания в помещениях по дверным проемам, места перепада высоты стяжек.

Подобные швы, как и те, что оказываются под паркетной доской, не заполняются, а на открытом воздухе герметизируются. Разрезы плит пола, опоясывающие колонны, должны быть в плане квадратами, углы которых располагаются против плоских граней колонн (квадрат, образованный швами, поворачивается на 45 град. относительно граней колонны). Конструкционная целостность рассеченных оснований обеспечивается специальными системами, помещаемыми в швы или накладываемыми на них. Это профили из металла и уплотнители.

В отмостках пристеночные швы заполняются рубероидом, битумом или герметиком. Отмостка подразделяется на участки по 2 – 2,5 метра, которые пересекаются швами (перпендикулярными стене) на всю глубину заливки бетона. Такой разделитель формируется доской (несъемная опалубка), укладываемой на ребро так, чтобы верхний ее край совпадал с поверхностью опалубки. Доски (толщина до 3 см) обрабатываются горячим битумом, септиком. Также используются специальные ленты из винила толщиной до 15 мм. Затем опалубка бетонируется.

Компенсационный шов в стяжке

Схема расположения разных видов швов стяжки.

Рисунок разрезов, которыми разделяется стяжка, зависит от площади и конфигурации помещения. Пристенные швы имеют глубину на всю высоту стяжки. Их заполняют эластичными прокладками толщиной до 10 мм, силиконом. Также плиты заливки перерезаются на уровне дверных проемов и коридоров, но не на всю высоту материала. Аналогичным образом ее необходимо отделять от лестничного марша.

Если площадь помещения больше 30 м2 или если в нем есть Г-образные участки, она фрагментируется на прямоугольные (квадратные) составляющие со стороной не длиннее 6-ти метров. Установленные в помещении колонны также обособляются разрезами (в форме квадрата) у их основания. Когда стяжка содержит армирование, прорезание делается по границам листов арматурного каркаса.

В середине монолита рассечения обычно привязываются, например, к габаритам плитки, укладываемой на пол (шов должен проходить между ними). В теплых полах стяжка разрезается по границам полей тепловыделяющих элементов. Глубина прорезания определяется ее высотой, а также она зависит от наличия греющих труб в полу. В таких случаях массив бетона рассекается на 1/3 — 1/2 его толщины.

Заключение

Компенсационные швы являются необходимой составляющей формирования каркасов сооружений из бетона и обязательно обустраиваются при создании стяжек. Правильное применение швов — гарантия длительной и надежной эксплуатации зданий, сохранения эстетичности внутреннего декора.

рабочие, компенсационные, усадочные. Технология работ

Немногие из нас знают, что представляют собой рабочие швы бетонирования. Или для чего нужны швы сжатия и расширения в бетоне и есть ли какие-то правила относительно их устройства в разных случаях. Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

Один из видов швов делит монолит на участки с четко очерченными границами.

Рабочие швыОпределение

Рабочим (холодным, строительным) называется шов между схватившимся и новым бетоном внутри монолитной конструкции.

Обратите внимание: холодный шов — явление негативное, поскольку снижает итоговую прочность монолита. Идеальный случай — когда весь объем опалубки заполняется в один прием. Однако в силу технологических, финансовых или организационных причин это не всегда возможно.

Компромиссное решение, позволяющее избежать падения прочности  — послойное заполнение опалубки, при котором новый слой выкладывается до схватывания старого.

Правила устройства

Что делать, если бетонирование все-таки приходится выполнять со значительными перерывами? Как сделать максимально прочными, к примеру, рабочие швы при бетонировании фундамента?

По СНиПу за номером 3.03.01-87 в этом случае стоит придерживаться ряда несложных правил.

  • Первое и основное: если бетон успел схватиться, дальнейшие работы по бетонированию выполняются лишь при достижении им прочности не менее 1,5 МПа (150 кгс/см2).
  • Поверхность старого бетона перед возобновлением работ обязательно очищается от цементных пленок. Эта работа может быть выполнена как своими руками (металлической щеткой или ручным инструментом), так и с использованием пескоструйной техники.
  • Для лучшего сцепления настоятельно рекомендуется использовать грунты, клеи или битум.

С фундаментом разобрались. Есть ли какие-то тонкости в устройстве швов более сложных нагруженных конструкций?

КонструкцияТребования
КолонныШов располагается на уровне низа прогона, балок или верха фундамента.
Балки, залитые заодно с перекрытиемШов на 2 — 3 сантиметра ниже нижней поверхности плиты перекрытия.
Плиты любого типа (включая перекрытия)Шов параллелен меньшему из сечений плиты.

Рабочие швы расположатся на уровне низа  несущих балок.

Компенсационные

Компенсационные швы в бетоне, как несложно догадаться по их названию, предназначены для компенсации теплового расширения и прочих воздействий, способных привести к появлению трещин. Они полностью рассекают бетонную конструкцию (включая армирование), фактически разделяя ее на несколько независимых монолитов.

Они необходимы:

  • При длине монолитной конструкции свыше 50 метров.

Любопытно: законодателем в области максимального размера монолита является Британская Энциклопедия бетонщика. Однако на Британских островах климат куда теплее российского, а, значит, и меньше максимальное тепловое расширение. С учетом этого будет куда более разумным придерживаться как минимум вдвое меньших размеров.

  • По периметру монолитного пола (цель — не дать усадке стен и фундамента вызвать растрескивание его поверхности).
  • Вокруг колонн, опирающихся на подсыпку или уплотненный грунт.

На фото хорошо виден шов вокруг опорного элемента металлоконструкции.

И в этом случае, разумеется, есть несколько правил.

  • Термошвы в бетоне должны иметь ширину не менее 6 миллиметров. Инструкция связана с температурным расширением материала: при меньшей ширине ее может банально не хватить при нагреве.
  • Вокруг колонн опоясывающие их швы могут быть как квадратными, так и круглыми. Квадратный разворачивается относительно колонны на 45 градусов (таким образом, чтобы напротив угла колонны он был прямым).

На первых двух рисунках колонны изолированы правильно. На третьем изоляция колонны от стяжки не выполнена. Цена ошибки — трещины в монолите.

  • Получившиеся полости обязательно заполняются герметиком или каким-либо другим изоляционным материалом. Скопление воды, грязи и микроорганизмов приведет к ускоренному разрушению бетона.

Усадочные

Усадочные швы в бетонных полах призваны компенсировать неравномерность высыхания стяжки после ее заливки. Дело в том, что толстый слой бетона сохнет не сразу по всей толщине; верхний слой дает более сильную усадку, в результате чего стяжка пытается деформироваться. Благодаря принудительному делению поверхности на сравнительно небольшие по площади элементы трещины либо не образуются вовсе, либо образуются по уже намеченным линиям (читайте также статью «Армированный бетон: особенности изготовления»).

Правила?

Они есть и здесь:

  • Карта (фрагмент стяжки, ограниченный усадочными швами) делается квадратной или прямоугольной, с соотношением сторон не более чем 1:1,5.
  • Линии должны быть прямыми, без изгибов и ветвления. В противном случае есть вероятность получить трещину в произвольном месте, а не по размеченной линии.
  • Для внутренних помещений максимальный размер сектора, ограниченного швами, составляет 6х6 метров. Бетонный двор с куда большей дельтой температур и, соответственно, большими колебаниями линейных размеров делится на сектора не более чем 3х3 метра. Бетонная дорожка делится продольным швом при ширине от 3,6 м.

Бетонная площадка поделена на квадратные участки.

  • Г-образные участки пола рассекаются на квадраты и/или прямоугольники.
  • Глубина швов должна составлять 1/4 — 1/3 от толщины стяжки.

Технология

Мы разобрались с технологией устройства рабочих швов, но не затронули способы выполнения компенсационных и усадочных.

Собственно, метода всего два.

ПринципОписание
ЗакладкаПри заливке стяжки или монолита он делится на сектора заложенными досками, рейками, пластиковой вагонкой или отрезками стекла. После схватывания бетона разделяющие его элементы смогут быть удалены или оставлены — все зависит от их материала.
РезкаБетон прорезается на нужную глубину обычной болгаркой с абразивным кругом. Впрочем, резка железобетона алмазными кругами куда удобнее — уже хотя бы потому, что для прохождения арматуры не нужно менять круг.

Полезно: при необходимости сделать отверстие под коммуникации столь же удобным и практичным будет алмазное бурение отверстий в бетоне. Алмазная коронка не требует использования ударного режима; в результате края отверстия остаются идеальными.

Нарезка усадочных швов алмазной пилой.

Заключение

Надеемся, что предложенная информация будет полезной читателю при ремонте или строительстве (см.также статью «Цветной бетон – все, что нужно знать о данной группе материалов»).

Видео в этой статье традиционно содержит дополнительные тематические материалы. Успехов!

Держите их водонепроницаемыми и трещиностойкими

Бетонные компенсаторы важны для вашего тротуара или проезжей части.

Обеспечение водонепроницаемости ваших суставов предотвратит просачивание влаги под бетонными площадками и их подъем или опускание. В этом посте рассказывается, как выполнить эту задачу.

Целью бетонного компенсатора является расширение и сжатие подушек (с увеличением и уменьшением) при изменении температуры и влажности.

Если у вас есть дети, думайте о компенсаторе как о себе, а о бетонных подушках как о своих детях — память о том, как вы встали между двумя детьми, когда они пытаются разлучить друг друга.Ну, вот как я иногда чувствую себя со своими дочерьми (это плохо, если я рассматриваю себя как компенсатор, который буферизует споры о одежде, еде и волосах?).

Хорошие новости !!

Защита и ремонт бетонного компенсатора очень просты. И сделать этот проект на выходных гораздо дешевле, чем нанять подрядчика для замены сильно поврежденной бетонной дороги или тротуара.

Вот расходные материалы, которые вам понадобятся

Этот список расходных материалов может показаться пугающим из-за угловой шлифовальной машины.

Но что может быть лучше, если вы начнете использовать один из этих удивительных инструментов, и они могут быть очень доступными.

Итак, начнем и запечатаем ваш бетонный компенсатор, чтобы он был защищен от воздействия погоды!

Удаление старого материала из бетонного компенсатора

Бетонные компенсаторы также известны как изолирующие соединения.

Как я уже говорил во вступлении, эти соединения позволяют бетонным площадкам расширяться и сжиматься во время циклов замерзания-оттаивания.

Без бетонного компенсатора ваш тротуар или подъездная дорожка треснут.

Если вы посмотрите на деформационные швы между бетоном, вы можете увидеть черный войлок или старый герметик.

Старый герметик и изношенный войлок необходимо удалить.

Когда я позвонил в Sika, компания, которая производит самовыравнивающийся герметик для этого вида

.
бетонных компенсаторов и бетонных изоляционных швов.

На предыдущей странице мы говорили о причине и размещении бетонных компенсаторов. Здесь я буду говорить о реальных формах, которые они принимают.



Совместные материалы

Средство, с помощью которого мы предотвращаем возможность разрушения потенциально разрушительной силы в бетоне, состоит в том, чтобы обеспечить широкое соединение с интервалами, которые герметизированы каким-либо материалом, который может расширяться и сжиматься при движении бетона, но в то же время является водонепроницаемым, долговечным и не допускает попадания посторонних материалов, таких как песок или песок, в сустав.

бетонные компенсаторы — изоляционное соединение, состоящее из пропитанной битумом пены толщиной 12 мм. В этом случае он крепится к стенам дома гвоздями.

Там, где бетонная плита примыкает к другим поверхностям здания, это нормально, чтобы обеспечить изоляционные швы. Это обычно тот же материал, что и компенсаторы.

  • Материал бетонных компенсаторов принимает несколько форм, но наиболее распространенными в домашних строительных работах являются рулоны пропитанной пены, которые бывают различной ширины, чтобы соответствовать толщине плиты.
  • Они крепятся к опалубке перед заливкой бетона.
  • Расширительные швы с более длительным сроком службы для более ответственных применений могут быть изготовлены с использованием различных видов пистолета или заливочных полиуретановых или полисульфидных соединений. Более дорогие высокотехнологичные комплекты поставляются в двух упаковках.
  • Говорят, что эти соединения имеют высокий модуль упругости, то есть они могут растягиваться и сжиматься больше, чем обычные герметики. Поэтому поищите слова «Hi-Mod» или похожие на коробках.
  • 12-миллиметровое соединение формируется в бетоне с чем-то вроде мягкой древесины или пенополистирола, который затем удаляется, когда бетон застыл.
  • Соединение затем заполняется герметиком.
  • Не тратьте свой дорогой герметик, вставляя его в грязные или мокрые швы. Следуйте инструкциям производителя.
  • Этот материал по самой своей природе липкий. Если вы делаете швы в декоративном бетоне, будьте осторожны, чтобы не смазать прилегающие поверхности.
  • Может быть даже целесообразно накрыть швы доской до тех пор, пока смесь действительно не затвердеет, чтобы остановить ее распространение.

По своей природе бетонные компенсаторы не имеют армирующей стали или сетки, проходящей через них. В арматуре всегда делается перерыв. Это должно быть минимум 50 от сустава.
Однако, как правило, имеется какой-либо шпоночный или шпоночный шарнир для обеспечения некоторого соединения с каждой стороны шарнира для остановки вертикального перемещения.Они обычно указываются инженером.

Вернуться к началу


Традиционные бетонные компенсаторы.
Бетонные компенсаторы — традиционный компенсатор. Дюбели необязательны

Бетонные компенсаторы — на этом рисунке показан вариант, приведенный на предыдущей странице. Он показывает участки желтого цвета, которые можно залить за один день, используя традиционные компенсаторы.Если бы использовались современные швы, эту работу можно было бы выполнить за один день.

Обычный метод изготовления бетонного компенсатора в течение большей части времени, которое я делал, описан выше. Мы использовали древесину почти исключительно для швов, потому что ее можно было легко разрезать по длине. Древесина была бы толстой доской (35 мм) или готовой ставней. Это будет привязывать снаружи, чтобы удерживать его на месте. (Не показано на рисунке).

Я набросал в варианте на стене изолирующего соединения, что является довольно стандартным.Это может быть пропитанная пена, которую просто оставляют на месте, или любой другой метод, упомянутый выше.

Дюбели довольно типичны для толстых плит. 130 и выше для тяжёлых подъездных путей и больших зданий.

У этого старого метода соединения бетона есть несколько плюсов и минусов.

  • Материалы доступны и дешевы.
  • Нет специальных инструментов или опыта, необходимых для их формирования.
  • Безусловно, самым большим недостатком этого старого метода и главной движущей силой перемен является тот факт, что ни в один из дней было невозможно завершить даже небольшую работу.Чередование секций можно было залить одним днем, а остальные — на следующий день, когда совместная древесина была очищена. Смотрите эскиз справа.
  • При использовании дюбелей для зачистки форма становится твердой, не ломая ее.
  • Дольше связывает людей и материалы.
  • Увеличение платы за аренду для машин, таких как бетононасосы.
  • Сложенные суставы выглядят неопрятно. Это требует навыков и времени с помощью инструментов для окантовки.
  • При заливке секций необходимо приложить немало усилий, чтобы защитить край предыдущих дней от повреждений.Сохранение системы отверждения неповрежденной и поддержание чистоты поверхности при перемещении людей и материалов вокруг нее.

Вернуться к началу


Бетонные компенсаторы нового поколения.
Бетонные компенсаторы — эскиз современной системы компенсаторов, которые могут быть частью непрерывной заливки.

  • Преимущество возможности устанавливать все основания, песчаную подстилку, пластиковую мембрану, швы, арматурную сталь за один раз вместо секций в разные дни очевидна.
  • Сами соединения быстро и легко фиксируются прямо и легко регулируются по высоте с помощью системы штифта и клина.
  • Преимущество более длительной заливки бетона в любой день огромно, а экономия на рабочей силе и аренде машин — лишь часть этого.
  • Многие современные системы имеют съемные резиновые секции сверху, обеспечивая аккуратное соединение без каких-либо трудоемких операций по краям.
  • Возможность укладки и последующего запуска накатных машин по стыкам обеспечивает более ровные соединения.
  • Эти запатентованные системы бетонных компенсаторов дороже, чем многоразовая древесина. Они остаются в бетоне каждый раз.
  • Они не универсальны. Просто не доступно в некоторых местах.
  • Металлические части соединений в определенной степени защищены конструкцией, и они оцинкованы, но может показаться, что в течение срока службы плит (обычно 30 лет) существует вероятность появления ржавчины, и если ее оставить без присмотра, то пятна или хуже могут возникнуть.Время покажет.

Вернуться к началу


Записка о дюбелях.
Фактически,

дюбеля обеспечивают усиленное соединение между соседними плитами. Они пересекают соединение, но позволяют отдельным бетонным плитам перемещаться независимо друг от друга в горизонтальном направлении и при этом поддерживают плиты выровненными по вертикали.

Одна сторона дюбеля монолитна на бетон, а другая может двигаться.

  • В традиционном типе соединения стержни были отлиты в первую секцию.
  • Перед наливанием второго обнаженные концы стержней были обработаны каким-либо разрушителем связующего.
  • В большинстве случаев это была простая смазка или лента, если стержни были обычными R стержнями. (гладкий; плавный).
  • Если штифты, где Y-образные стержни (деформированы), надевали на конец пластиковый рукав с небольшим количеством ленты.
  • Более новые системы имеют специально изготовленные рукава, и на рисунке выше я нарисовал одну систему, которая имеет подставки под рукавами. Это помогает удерживать стержни дюбелей в правильном положении во время бетонных работ.
  • Правильное выравнивание стержней имеет решающее значение. Если бы некоторые стержни были направлены вверх или вбок, это, очевидно, остановило бы движение бетона.
  • Одна интересная новая идея — это использование дюбелей. Это плоские стальные пластины, которые заменяют стержни. Очень похоже на то, как бисквитные столяры заменяют дюбели в столярных изделиях. Говорят, что причина использования пластин заключается в том, что большая площадь поверхности плоской пластины более эффективна, чем у стержней, для контроля вертикального перемещения.

Это действительно зависит от типа и использования бетонной плиты, используются ли дюбеля или нет.Любая дорога, которая может испытывать интенсивное автомобильное движение, должна использовать их. Это, как говорится, я всегда за больше, а не меньше в жилых случаях также.

Любая плита, для которой требуется использование стержней с штифтами, обычно разрабатывается или утверждается инженером-строителем, поэтому детали штифтовых соединений указываются вместе с остальными деталями.

Так же, как руководство: —

  • дюбелей расположены в вертикальном центре плиты.
  • Для жилой подъездной дороги толщиной 100 мм (только для светофоров) тогда 12-миллиметровые бруски длиной 500 в 400 центрах подойдут

Для больших дорожных покрытий с интенсивным движением существует широкий ассортимент корзин с дюбелями, в которых можно хранить различные типы дюбелей, круглых квадратов и пластин в проволочных клетках.





,Бетонные соединения

— Типы и назначение соединений в бетоне

Соединения из бетона могут служить как для предотвращения растрескивания, так и в качестве декоративного элемента.

Бетон не является пластичным материалом — он не растягивается и не изгибается без разрушения. Это и его самая большая сила, и самая большая слабость. Его твердость и высокая прочность на сжатие — вот почему мы используем его в строительстве. Но бетон движется — он сжимается, расширяется, и разные части здания движутся по-разному.Это где суставы вступают в игру.

Хотя многие строительные элементы спроектированы и построены с использованием стыков, в том числе стен и фундаментов, мы ограничимся этим обсуждением стыков в бетонных плитах. Вот обзор типов соединений, их функции и советы по поиску и установке соединений.

Информация о бетонных швах

Различные соединения в бетонных плитах имеют одинаковую цель предотвращения трещин.

Назначение соединений в бетонных плитах

Когда бетон движется, если он связан с другой структурой или даже с самим собой, мы получаем то, что называется ограничением, которое вызывает растягивающие силы и неизменно приводит к растрескиванию.Ограничение просто означает, что бетонный элемент (будь то плита, стена или фундамент) не может свободно сжиматься при высыхании, расширяться и сжиматься при изменении температуры или немного оседать на грунте (см. Подклассы и основания) ).

Соединения позволяют одному конкретному элементу перемещаться независимо от других частей здания или конструкции. Соединения также позволяют бетону сжиматься при высыхании, предотвращая то, что называется внутренним ограничением. Внутреннее ограничение создается, когда одна часть плиты сжимается больше, чем другая, или сжимается в другом направлении.Подумайте, как плохо вы чувствуете, когда часть вас хочет сделать одно, а другая хочет сделать что-то другое! Бетон чувствует себя так же.

Различные соединения в бетонных плитах имеют одинаковую цель предотвращения трещин.

В плитах есть три типа соединений:

Декоративные швы

Tan, Stone
Concrete Pool Decks
Super-Krete Products
Spring Valley, CA
типов бетонных соединений в строительных конструкциях Перейти к основному содержанию

Вторичное меню

  • Насчет нас
  • Контактная информация
  • Домой

О гражданском строительстве

  • Домой
  • Гражданские заметки
    • Примечания

      • Строительные материалы
      • Строительство зданий
      • Механика почвы
      • Геодезия и выравнивание
      • Ирригационная инженерия
      • Инженерия окружающей среды
      • Шоссе Инжиниринг
      • Проектирование инфраструктуры
      • Строительная инженерия
    • Lab Notes

      • Инженерная механика
      • Жидкая механика
      • Почвенные лабораторные эксперименты
      • Экологические Эксперименты
      • Материалы испытаний
      • Эксперименты по гидравлике
      • Дорожно-дорожные испытания
      • Стальные испытания
      • Геодезические Практики
  • Загрузки
  • Исследовательская работа
  • Учебники
    • Учебные пособия

      • Примавера Р3
      • Примавера Р6
      • SAP2000
      • AutoCAD
      • VICO Конструктор
      • MS Project
  • Разное
  • Q / Ответы
  • Домой
  • Гражданские заметки
    • Строительство зданий
    • Строительные материалы
    • Механика почвы
    • Геодезия и выравнивание
    • Ирригационная инженерия
  • Учебники
    • Примавера Р6
    • SAP2000
    • AutoCAD
  • Загрузки
  • Исследовательская работа
  • Q / Ответы
  • глоссарий
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *