Классы будущего: Перспективы школьных классов: самые интересные гаджеты и технологии – Концепция школы будущего: организация учебного пространства

Содержание

Перспективы школьных классов: самые интересные гаджеты и технологии

Планшет вместо учебника, интерактивная доска и учитель-робот — это фантазия или перспектива будущего школьного образования? Неужели не нужны будут килограммы книг в портфеле, останутся в прошлом однотипные классы и скучные уроки? А может и школа в традиционном понимании исчезнет вовсе? Современные дети с ранних лет получают доступ ко всевозможным гаджетам и новинками технического прогресса. Никого не удивляет картина, когда двухлетний ребенок легко находит любимый мультик в смартфоне родителей. Спустя несколько лет он станет школьником и учителю придется изрядно постараться, чтобы его удивить и заинтересовать работать на уроке. Поэтому изменение условий обучения неизбежно. Какими технологиями и нестандартными подходами к получению знаний будет вооружена школа в будущем? Обо всем этом читайте в обзоре 365-invest.com.

Вместо книг — планшеты и смартфоны

Современная молодежь не представляет своей жизни без гаджетов — смартфоны, планшеты, ноутбуки. Это объясняет, почему многие школы переходят от бумажных носителей знаний к цифровым. Так намного удобнее, в первую очередь, самим ученикам: вместо тяжелого рюкзака на занятия можно прийти с легкой сумочкой. В планшет уже загружены нужные учебники. Задания и учебные материалы приходят по электронной почте.

Интерактивные учебники имеют неоспоримые преимущества перед традиционными. В качестве примера можно привести журнал Wired для iPad. В нем яркие фотографии могут изменять свой размер. Каждая страница озвучена соответствующей мелодией. В дополнение к текстовому материалу есть тематические видеоролики. Интерактивная инфографика легко реагирует на любое прикосновение пользователя. Насколько же увлекательным будет изучение, например, истории по электронному учебнику с подобными функциями и визуализацией. Хотя инвесторы не спешат вкладывать деньги в подобные проекты, но это дело ближайшего будущего. Уже сейчас компании Apple и Amazon проявляют интерес к продаже электронных учебников.

Успешным стартапом в этом направлении является Inkling Systems, созданный экс-сотрудником Apple Мэтью Маклинсом в 2009 году. Он занимается разработкой и продажей платформ, которые помогают авторам книг создавать их интерактивные аналоги. За время своего существования Inkling собрала 17 млн долл инвестиций.

Какие возможности открывают новые технологии в обучении

Так выглядит Smart Board

Сегодня уже созданы технологии, которые делают уроки интересными и увлекательными. Будущие классы изменят подход к обучению — практически все “можно потрогать”, проверить на прочность или создать собственную модель объекта.

OLED- или гибкий дисплей. В школах будущего тетради будут не нужны. Их заменят специальные OLED-дисплеи, размещенные на поверхности парты. Они похожи на обычную бумагу, очень легкие и тонкие. Их можно скрутить в трубочку или сложить стопкой. Кроме этого, гибкий дисплей нельзя порвать. Но самое главное его преимущество — интерактивность. На нем можно писать, рисовать, читать книги и смотреть видео. Таким образом, один дисплей заменит десятки тетрадей, дневников, учебников и книг на школьных уроках.

Уже сейчас создана и широко используется цифровая бумага от Sony, которая весит всего 63 грамма и размером с лист А4. На ней можно писать специальным стилусом, легко выделять и редактировать текст, сохранять файлы и обмениваться ими с другими пользователями.

Цифровая бумага Sony

Интерактивная доска или SMART Board. В будущем писать мелом на доске во время уроков будет не нужно. Традиционную доску заменит интерактивная. Smart Board понимает рукописный текст, на ней можно рисовать и воспроизводить информацию. Она подключена к сети компьютеров со специальным программным обеспечением. Все, что написано или нарисовано на интерактивной доске сразу же отображается на экранах этих компьютеров.

Сегодня по всему миру используется более 2 млн Smart Board. Особенно они популярны в Великобритании (около 73% учебных классов имеют интерактивные доски) и США (этот показатель на уровне 40%).

“Умный” стол. По сути это обычный планшет, но больших размеров, с которым одновременно могут работать несколько человек. Например, на уроке рисования дети смешивают разные цвета спектра и видят, какой результат дает то или иное сочетание цветов. При этом не нужно использовать краски и альбомы, все происходит мгновенно перед глазами детей. “Умный” стол имеет большое количество полезных для обучения приложений. Так, на уроке природоведения можно будет совершить виртуальную экскурсию в любой музей мира.

Примером использования этой технологии может быть Samsung SUR40 для Microsoft Surface — это увеличенная версия планшета до размера стола. Во время занятий ученики садятся вокруг такого стола-планшета и одновременно могут писать с помощью виртуальной клавиатуры, просматривать изображения или читать текст.

«Умный» стол от Samsung

3D-принтер. Это устройство, которое из виртуальной 3D-модели может создать настоящий объект. К примеру, если нарисовать компьютерную модель ракеты с точными размерами в 3-х измерениях, то 3D-принтер “напечатает” ее в натуральную величину. Моделирование проводится в специальном редакторе — CAD или САПР (система автоматизированного проектирования). Сегодня самому рисовать модель объекта не обязательно, так как готовые варианты можно легко скачать с различных интернет-сайтов. Например, если на уроке труда не хватает определенной детали, то не нужно тратить время на создание модели — ее быстро можно скачать с интернета, распечатать и продолжить занятие.   

Использование 3D-принтера на уроках в школе

Класс, как игровая площадка

Использование элементов игры в обучении (геймификация) позволяет учителю вовлечь учеников в изучение определенной темы. До конца потенциал этого подхода к обучению детей в школах еще не раскрыт. Однако, уже сейчас много известных и успешных примеров применения игры во время школьных занятий.

Учитель географии из Сиэтла Дэвид Хантер разработал способ изучения своего предмета через “Zombie-Based Learning”, где вместо обычного учебника используются элементы игры с зомби. Весь курс превращен в квест с продуманным сюжетом, локациями мира зомби-апокалипсиса и персонажами. Ученики должны выбрать безопасный маршрут, выйти из эпицентра скопления зомби и создать колонию людей. Каждая “миссия” привязана к определенному разделу из географии, например, миграция, рельеф, климат и другие. После успешного завершения уровня, открывается следующий и так до конца.

Планшет или мобильный телефон — важный “элемент” в обучающих играх, если скачать на них необходимые приложения. Например, с помощью портативной лаборатории Chemist, доступной для Android и iOS, на уроках химии можно сыграть в исследователей космоса. Дети будут астронавтами, которые собрали образцы, и их необходимо исследовать. На уроке музыки, с помощью приложения виртуальных музыкальных инструментов, можно создать необычный оркестр и  разучить несложную мелодию.

Конечно же увлекательность и эффективность подобных занятий полностью зависит от способности и фантазии учителя. Но, благодаря превращению класса в игровую площадку, дети запомнят выученный материал и будут иметь большую мотивацию к работе на уроке.

Новые технологии делают школу “ближе” к ученику

Новые технологии поднимают взаимодействие учителя и ученика на новый уровень. Например, сервис Google Документы может обеспечить мгновенную обратную связь по результатам выполненных заданий. Домашние работы можно выполнять как в онлайн, так и оффлайн-режиме, сохранение изменений происходит автоматически. А самое главное — их можно открывать и редактировать на любом компьютере, ноутбуке, смартфоне или планшете. Достаточно зайти в собственную учетную запись.  

Большие перспективы имеет использование в учебных целях Dropbox, Google Диск и Microsoft SkyDrive. Это облачные хранилища, которые позволяют загружать и хранить любые файлы без ограничений по их объему и количеству. Как учитель, так и ученик, могут управлять предоставлением доступа к тем или иным материалам на диске.

Благодаря Skype и ей подобным можно легко наладить связь между учителем, учеником и по необходимости с его родителями. Это позволит организовать дистанционное обучение для учеников, которых не было на уроке: записать вебинар по теме занятия, ответить онлайн на вопросы.

Ультрасовременные классы будущего — это не фантазия, а реальная перспектива. Развитие компьютерной техники, информационных технологий и неугасающая жажда нового поколения к знаниям меняет школьное образование.

Источники: forbes.ru, edtechnology.co.uk, protivkart.org, bbc.com, schooleducationgateway.eu, delight2000.com, zillion.net, ispring.ru.

Подготовила Марина Белых

Пассивный доход с инвестиций в облигации

Облигации — самый быстрый и безопасный путь к доходным инвестициям!

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Концепция школы будущего: организация учебного пространства

На московском международном салоне образования (ММСО-2017) компания «АНРО-технолоджи» приняла участие в коллективной экспозиции отечественных производителей индустрии детских товаров под эгидой Минпромторга России. На экспозиции была представлена новая концепция учебного пространства. Мы бы хотели поделиться с вами мнением экспертов и нашим видением организации

учебного пространства через 20-25 лет.

Результаты проводимых исследований свидетельствуют о том, что организация учебного пространства невозможна без внедрения интерактивного оборудования. Образовательный процесс с использованием ИКТ позволит вывести обучение на совершенно новый уровень.

В ближайшие 10-15 лет все российские учебные заведения превратятся в интерактивную среду, которая радикально преобразит традиционные формы обучения и изменит подход к передаче информации. По мнению зарубежных экспертов, ведущим источником знаний будет выступать интернет-контент.

Взгляд в будущее столичных экспертов образования

Во время проведения ММСО-2017 ведущие специалисты провели дискуссию на тему: какой будет модель школы будущего. Как следует из слов директора одной из столичных гимназий, образовательная среда полностью преобразится, учебное пространство школы будет включать в себя кинозалы, лаборатории, техно-парки, бассейны.

Участники международного салона образования пришли к выводу, что путем модернизации учебной среды можно достичь равномерного развития образовательной организации. Индивидуализация образовательных программ и внедрение ИКТ позволит детям решать сложные и важные задачи, а также будет вдохновлять учащихся. Из этого видно, что информационные технологии станут важной составляющей образовательного процесса в ДОУ и школах.

Каким должен быть класс будущего?

  • Внедрение специальных программ. Установив специальные счетчики на компьютере, ноутбуке и любом другом электронном устройстве, можно будет определить, как быстро учащийся принимает решения, насколько оперативно считывает текст. Благодаря этому удастся создать персональную карту способностей каждого ребенка. Это позволит в последствии определить слабые и сильные стороны и поможет преподавателю увидеть над чем учащемуся еще нужно «поработать».
  • Использование компьютерных игр. Практически все эксперты сходятся во мнении, что все компьютерные видеоигры являются единственным прогрессивным видом человеческой деятельности, которая помогает поддерживать требуемый уровень концентрации. Кабинет школы будущего, оснащенный интерактивным оборудованием, и игровой подход позволит с легкостью вовлекать ребенка в образовательный процесс и удерживать его внимание на протяжении многих часов.
  • Применение комплексных симуляторов. Перспективным направлением в образовательном процессе является внедрение современных виртуальных тренажеров. Они незаменимы при обучении детей и позволяют добиться требуемых результатов намного быстрее, чем при традиционной методике обучения. Современные виртуальные устройства должны быть ведущей составляющей учебного процесса в 2030 году.
  • Проектная деятельность. Российские эксперты считают, что коллективная работа над проектом может значительно повысить вовлеченность детей в учебную деятельность. Знания детей выравниваются, так как они, взаимодействуя друг с другом, способны объяснить и передать знания в понятном для них формате, а преподаватель в такой деятельности выступает куратором, направляя работу в нужное русло. Такая деятельность станет возможна благодаря организации учебного класса под рабочие группы. Учебное пространство школы будет включать в себя различные интерактивные устройства: учебное лабораторное оборудование, интерактивные классные доски, мультимедийные комплексы, образовательные робототехнические наборы и многое другое.
  • Инклюзивное образование. Важным станет включение детей с особыми потребностями в обычный учебный процесс, чтобы каждый ребенок мог получить равноправные навыки и знания. Игровые и спортивные площадки для детей будут обустроены современными устройствами, позволяющими развиваться инклюзивно детям с ограниченными возможностями.

Ведущим источником знаний в школе будущего станет интернет, а основным языком обучения будет английский. Образование станет дороже, прогрессивнее и продуктивнее. Учащиеся смогут уверенно выступать с презентациями. Классы будущего будут полностью компьютеризированными.

future-classroom

Ведущие концепции школы будущего в мире

  • Активное использование онлайн-ресурсов и технологий. Эксперты всемирного саммита по инновациям считают, что веб-платформы станут основой организации учебного пространства. Интерактивное и мультимедийное оборудование станет основой формирования нового поколения профессиональных кадров.
  • Коллективное взаимодействие и полноценное сотрудничество. Внедрение онлайн-ресурсов позволит учащимся поддерживать продуктивное сетевое общение как со сверстниками, так и с учителями. Все это позволит улучшить коммуникативные навыки.
  • Совершенствование личностных качеств учащихся. Изменение содержания образования, в частности внедрение современных электронных устройств, позволит учащимся эффективно распоряжаться временем и поможет принимать взвешенные логически правильные решения.

Большая часть ученых считает, что за счет внедрения ИКТ произойдет серьезный сдвиг в сторону индивидуализации системы образования. Преподаватели смогут выстраивать собственную программу обучения с учетом талантов и способностей учащихся. ИКТ инструменты позволят педагогу выстраивать собственную схему подачи информации, которая на его взгляд является более действенной и результативной.

К чему приведет современная организация учебного пространства?

  1. Значительно увеличится число успешных учащихся.
  2. Больше учеников станут активными участниками образовательного процесса.
  3. Педагоги смогут уверенно пользоваться интерактивными инструментами обучения.
  4. В разы повысится число участников и победителей состязаний и конкурсов различного уровня.
  5. Будет сформировано новое поколение профессиональных кадров, которые смогут «вслепую» использовать интернет-инструменты в своей работе.

В соответствии с прогнозами ученых и экспертов, ведущим источником знаний будет выступать онлайн-контент, а уже затем социальная и коллективная среда. Инновационное учебно-лабораторное оборудование, интерактивные доски и робототехника позволят создать лучшую атмосферу для продуктивного обучения учащихся и личного профессионального роста педагогов. Интерактивные и мультимедийные комплексы будут играть ведущую роль в улучшении успеваемости учащихся и повышении компетенции педагогов.

13 стандартов для школы будущего / Newtonew: новости сетевого образования

Бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик не раз высказывал необычные идеи. Он отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал [email protected]

Люди 2014 года, пишет Хик, настороженно относятся к классам, в которых используются новые технологии и персонализированное обучение. В 2024 году классы, не использующие новинки технологии, будут считаться непригодными для учёбы и начнут исчезать. Классные комнаты как таковые перестанут существовать. Ряды парт и строгие учебные планы, роль учителя как лидера класса, по мнению Хика, никогда не были оптимальным решением, но устраивали общество, потому что мы к этому привыкли. К 2024 году всё изменится.

Обучение, образование, учебные планы – в том виде, в котором они будут нам нужны – не смогут удержаться на плечах одного учителя. Или двух. Или даже десяти. Я надеюсь, что к 2024 году у нас будет что-то очень человечное и абсурдно прекрасное – то, о чем мы сейчас даже не можем подумать.

Используя свои знания о состоянии системы образования и идеи о том, как её улучшить, Хик обозначил 13 пунктов, которые, по его мнению, будут минимальным стандартом для школ через десять лет:

*ИИ — искусственный интеллект

Источник: [email protected]

1. Каждый класс будет «опубликован»

Каждый класс должен присутствовать на каких-либо социальных платформах. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников — будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.

2. Ученики перестанут быть анонимными

С помощью технологий ученик будет связан не только с учителем и родителями, но с группой учителей, наставников и помощников, которые покинули школы, чтобы стать учителями-лидерами (новое явление в образовании – учителя, которые не только учат школьников, но и распространяют инновации в других школах). Эти люди помогут ученику стать успешным.

3. У каждого ученика будет своя социальная сеть

Которая будет использоваться для быстрого доступа к учителям, наставникам и «друзьям» по всему миру.

Источник: Wikipedia.

4. Все тексты будут адаптированы

Тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.

5. В каждой школе будет хороший интернет

В школах должно быть наилучшее интернет-соединение, которое могут предложить местные провайдеры.

6. Самостоятельное обучение, креативность, созидание, гуманитарность, эмоции и гражданская позиция не будут противоречить миссии школы

Наоборот, они должны рассматриваться, как человеческие качества, которые выходят за пределы учебного плана, чтобы подстегнуть изучение материала.

7. Поисковики умрут, исследования возродятся

Поисковики будут заменены гибридной системой из поиска, рекомендаций, коллективных ресурсов и «предсказыванием источника», который будет использовать персонализированный алгоритм, чтобы предсказать какие стратегии, источники, коллеги и так далее, помогут ученику в каждом конкретном случае. Это изменит саму идею исследований.

Источник: Jisc.

8. Учителями будут восхищаться

Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.

9. Репутация школы будет значить меньше

Качество учёбы будет меньше зависеть от того, в какой именно школе учится человек, потому что технологии сделают учебные планы, ресурсы и даже других учителей и классы более доступными.

10. Искусственный интеллект (как Siri, только умнее) станет основой педагогики

Это пугает учителей, но всё не так страшно. Я имею в виду не пустую электронную болтовню, а инструмент, который студент будет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры и т.д. У каждого ученика должна быть собственная Siri.

Источник: Flickr.

11. Обычное и электронное обучение будут едины

Обычное и электронное обучение будут настолько переплетены друг с другом, что их невозможно будет разделить.

12. Электронные портфолио станут актуальным образцом работы

Работа ученика должна отражать его потенциал и предпочтения. Тщательно отобранные самим учеником с помощью учителя и искусственного интеллекта электронные свидетельства работы будут загружены в облако на всеобщее обозрение.

13. Студенты будут иметь неограниченный выбор

Они смогут выбирать из различных учебных моделей, учебных планов и возможностей совместной работы то, что будет им нужно. Этот выбор обусловит соревновательный элемент, вовлечение учеников и развитие их индивидуальных качеств, что, в свою очередь, приведёт к дальнейшим инновациям в образовании.

Хотя идеи Хика довольны интересны, они кажутся неосуществимыми. По крайней мере, в такие короткие сроки. Как ни крути, сфера образования довольно консервативна, а изменения, которые предсказывает Терри Хик – слишком существенны. Использование искусственного интеллекта в образовании и взаимопроникновение обычных и электронных классов, возможно, будет осуществлено в ближайшее десятилетие. Но, скажем, электронные портфолио и отказ от системы один учитель — один класс? Это кажется довольно невероятным. 

К тому же тот факт, что практически за каждым шагом ученика будет следить, в перспективе, любой человек, немного пугает. С одной стороны, автоматически составляющееся электронное портфолио экономит время и бумагу. С другой – школьники могут потерять право на ошибку. Сейчас их пугают тем, что если они не сдадут ЕГЭ, они не смогут поступить в университет, и у них не будет никаких перспектив. Если верить идеям Хика, через десять лет всё будет ещё хуже.

А вот перспективы выбирать свой собственный учебный план и даже учителя кажутся интересными. Не знаю, насколько это осуществимо в наших условиях, но если такая система действительно будет работать, насколько это облегчит жизнь провинциальным школьникам.

В целом, идеи Хика, как всегда, революционны. Осталось подождать десять лет и узнать, что из этого действительно сбудется.

Если вам показались интересными идеи Хика, вы можете также прочесть его 26 вопросов, которые нужно задать ученикам в первую неделю обучения.

По материалам [email protected]

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Большая перемена: какое будущее ждет школьное образование :: РБК Тренды

Тенденции в образовании — индивидуальные программы, гибкость обучения и акцент на практическом применении знаний — не обошли стороной и школу. Что происходит в российских школах сейчас и чего мы можем ждать в будущем?

Российский бизнес кровно заинтересован в квалифицированных кадрах, и многие компании сегодня сотрудничают не только с вузами, но и со школами. Некоторые предприниматели мыслят еще шире — они открывают собственные учебные заведения. Например, в Новой Москве начала работать школа-пансион «Летово» Вадима Мошковича, основатель «Тройки Диалог» и Московской школы управления «Сколково» Рубен Варданян запустил частную школу в Дилижане (Армения), семья президента — председателя правления Сбербанка Германа Грефа открыла в российской столице Хорошевскую прогимназию.

Парта как социальный лифт

Для Bain важно, чтобы и в компании, и у клиентов работали профессиональные сотрудники. А школьное образование — это реально действующий социальный лифт. Например, большинство наших коллег, которые получили дипломы престижных вузов, оканчивали обычные государственные школы, часто даже не в крупных городах.

Школьное образование в России исторически всегда было сильным. Однако современная система образования вызывает много вопросов: немало экспертов и родителей считают, что школа отстает от реалий сегодняшнего дня. Так ли это?

В рамках исследования «Московское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен» мы изучили ситуацию с подготовкой школьников. В частности, сравнили качество обучения в школах Москвы и крупнейших городов мира (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сидней, Гонконг, Лондон, Берлин, Сингапур, Шанхай, Хельсинки и др.). Выяснилось, что Москва входит в число мировых лидеров — среди 20 мегаполисов российская столица находится на пятом месте по рассчитанному нами интегральному показателю «Знания» (включает средний уровень знаний школьников, доступность образования и достижения сильнейших учеников), а по достижениям сильнейших учащихся (по сути, по результатам на международных предметных олимпиадах) — на четвертом месте. В обоих случаях впереди только города Азии. При этом важно подчеркнуть доступность московского образования — среди городов с высоким средним уровнем знаний школьников разброс между «худшими» и «лучшими» в Москве существенно ниже. Ситуация в других регионах России, конечно, отличается, но многие лучшие практики можно перенимать из столицы.

Для наиболее мотивированных детей в Москве есть школы топ-уровня, их история складывалась десятилетиями («Пятьдесят седьмая школа», которой Bain pro bono помогал с разработкой стратегии, 179-я школа, лицей «Вторая школа», лицей №1535, школа-интернат имени А.Н. Колмогорова и другие). Сюда принимают только после серьезного отбора и, как правило, детей постарше. В последние годы топовых школ становится все больше. Например, лицей НИУ ВШЭ — прекрасный трамплин для поступления в Вышку. Появляются также передовые частные школы, но их число пока невелико.

Для способных детей, родители которых не могут позволить себе платное обучение, некоторые частные школы предлагают стипендии. Например, схему финансовой поддержки активно применяют в «Летове», хотя отбор здесь одинаково строгий для всех детей без исключения.

Так что доход семьи не является определяющим фактором по возможностям обучения для ребенка — достойное школьное образование доступно практически всем столичным жителям.

Расписание на завтра

Если же говорить о том, какое будущее ждет школу, то здесь пока многое неясно. Даже сейчас в мире нет единственной признанной модели — скорее, речь идет об успешных локальных практиках. Например, две успешные образовательные системы, финская и корейская, отличаются друг от друга кардинально. В Южной Корее 15-летние дети проводят на уроках свыше 30 часов, кроме того, более 80% всех школьников посещают репетиторов и тратят на это почти девять часов в неделю. В Финляндии на учебу отводят менее 25 часов, а посещение дополнительных занятий по школьным предметам не распространено.

Учитывая быстрое изменение рынка труда, все чаще говорят о необходимости «научить детей учиться», дать им навыки «открытости новому», «критического мышления», «умения взаимодействовать и сотрудничать» с другими людьми. Однако, на наш взгляд, в школе пока рано обучать только soft skills — мы видим ценность в том, чтобы предлагать детям и широкий набор фундаментальных знаний в ключевых предметных областях.

Мы считаем, что будущее во многом связано с индивидуализацией образовательных программ. Все уже привыкли, что когда в какой-то отрасли говорят про персональный подход, имеют в виду цифровые технологии. Скорее всего, digital-модели перевернут образование, как перевернули другие сферы. Учебные заведения уже внедряют отдельные элементы — технологическую инфраструктуру, цифровой контент. Однако школьная среда крайне консервативна, поэтому процесс цифровизации наверняка займет продолжительное время.

Сейчас персонализация достигается скорее традиционными методами, путем изменения программ и внедрения дополнительных курсов. То есть пока можно говорить об отдельных направлениях развития школьного образования, которые расширяют индивидуализацию.

Средняя школа без середнячков

После окончания начальной и средней школы дети, как правило, переходят в старшую, и многие из них поступают в профильные классы. Но если ценность начальной школы и профильных классов для учащихся и их родителей в целом понятна, то со средними классами (с пятого по седьмой-восьмой) ситуация неоднозначная. Мы считаем, что данный период недооценен незаслуженно.

К моменту перехода на углубленную подготовку дети должны научиться понимать себя, свои интересы и способности. И здесь большая нагрузка ложится именно на среднюю школу. Цель данного периода — сосредоточиться на максимальном развитии детей, дать им фундаментальную базу. А главное — познакомить их с самыми разными направлениями, чтобы учащиеся могли сделать осознанный выбор.

Такой подход уже используют во многих странах. В частности, постепенный ввод элективов, то есть курсов по выбору. Другой вариант — метапредметное обучение, очень популярное в Финляндии (например, изучать конкретный регион с точки зрения его истории, географии, природы, знаменитых жителей и т.д.). Наконец, можно давать сначала ознакомительный курс и лишь потом предлагать углубленное изучение. Во многих западных школах дисциплина, в которой преподают основы физики, химии и биологии, называется science. Именно с ее изучения школьники начинают знакомство с естественными науками, а позже переходят к отдельным заинтересовавшим их предметам.

Но проблема в том, что учителям готовить подобные курсы сложно: нужно не только знать свой предмет, но и смежные. Как правило, такие курсы — это авторские методики, и для их разработки нужны педагоги очень высокого уровня.

Конкуренция за юных гениев

Ведущие школы сегодня конкурируют между собой — за рейтинги, финансирование, а главное — за талантливых детей. Это негласное соревнование проявляется, в частности, в том, что некоторые школы стремятся перехватить сильных детей как можно раньше — они объявляют набор в классы с углубленным изучением предметов не в 8–9-е классы, как делали раньше, а в 7-й или даже 6-й. А готовиться к переходу на профильное обучение дети начинают уже в начальной школе.

Тот факт, что школы конкурируют за учащихся, многим пока не очевиден, учитывая огромные конкурсы в престижные учебные заведения. Но цифры здесь не показательны — конкурс нередко создают амбициозные родители, дети которых не готовы к профильному обучению в топ-школе и/или недостаточно мотивированы на тяжелый труд.

Старшие классы в профиль

Ценность профильного образования дети и их родители уже осознали — по нашим данным, в Москве 76% детей в 7–11 классах учатся или планируют учиться в профильном классе и почти все школы реализуют три и более профильных программ. В свое время многие критиковали укрупнение московских школ, но этот шаг позволил увеличить размер параллели и тем самым формировать профильные классы с учетом широкого спектра интересов учащихся.

Выбор профиля в старших классах — это лишь первый шаг к индивидуализации обучения. Персональные траектории можно также создавать за счет многоуровневой подготовки — например, когда ребенок выбирает либо базовый уровень дисциплины, либо углубленное ее изучение. От каких-то курсов можно вообще отказаться. Нынешний госстандарт это позволяет в 10–11 классах, когда обязательными являются только часть предметов (русский язык и иностранный, литература, математика, история, ОБЖ, физкультура, астрономия и один предмет естественно-научного направления на выбор).

Гибкость программы в старших классах нужна детям, которые еще не осознали свои интересы, а также тем, кто хочет чего-то необычного. Например, у направления «компьютерная лингвистика» нетипичный набор предметов, и вряд ли школа соберет целый профильный класс. Однако дети, которых интересует эта сфера, могут самостоятельно выбрать продвинутую математику, программирование, языки.

Индивидуальный подход

Как уже было сказано выше, система элективов (курсов по выбору) является одним из эффективных инструментов персонализации образования в средней и старшей школе. Однако сразу внедрить такую систему сложно с организационной точки зрения, поэтому в Москве пока в основном используют возможности дополнительного обучения. Дети и их родители сегодня могут выбирать среди всевозможных кружков и факультативов. Занятия можно найти практически под любой запрос, причем многие секции и клубы бесплатные. По нашим данным, около 80% московских детей посещают различные кружки, и с 2010 года их популярность выросла почти вдвое.

Конечно, факультативы решают только часть образовательных задач — ответственность детей за выбор ограничена, ведь дополнительные занятия, в отличие от элективов, в любой момент можно бросить. Но все же кружки позволяют развивать индивидуальные способности, поэтому было бы логично комбинировать оба направления.

Напоследок важно сказать еще об одном. Согласно прогнозам экспертов, более половины детей, рожденных в развитых странах мира в начале ХХI века, проживут более 100 лет. Думая уже сегодня об их обучении, важно при этом сохранить им детство. Ведь среди ученых пока нет четкой уверенности, что раннее интенсивное обучение принесет в будущем лучшие результаты.

Учебный класс будущего » IT и Мультимедиа

 Все чаще в образовательном процессе начинают использоваться различные информационные технологии, например, интерактивные доски, вебинары и др. Но пока это только отдельные части будущей  системы оснащения учебных классов. В этой заметке, мы попробуем заглянуть в будущее и посмотреть, что нас ждет.

Класс будущего (Future Classroom Lab)

 Европейской организацией European Schoolnet (EUN), офис которой находится в Брюсселе, объединяет между собой более тридцати Министерств образований разных стран Европы. Основная цель организации – это исследование и распространение эффективных и передовых способов преподавания и обучения.

 В свою очередь, проект с названием Класс будущего (Future Classroom Lab) был создан совсем недавно для исследования вариантов и способов использования информационно-коммуникационных технологии в образовании. В рамках проекта Класса будущего рассматриваются и обсуждаются варианты и оптимальные способы использования передовых разработок ведущих мировых IT компаний, например, Samsung и др. Как-то я уже писал про ключевые тренды в образовании и некоторые новые тренды в образовании, которые также нельзя оставлять без внимания.

 Данный проект меня заинтересовал тем, что в нем появляется некоторая интересная конкретика в виде разделения “Класса будущего” на некоторые зоны, о который вы узнаете далее в этой статье.

Класс будущего и его зоны

 Проект Класс будущего (Future Classroom Lab) предоставляет помещение партнерам проекта для проведения исследований в области инновационных образовательных подходов, которое состоит из шести образовательных зон с разным предназначением. Представлены следующие зоны:

  1. Зона исследований (Investigate). Например, исследование результатов экспериментов.
  2. Зона создания (Create). Например, создание продукта на основе проведенных исследований.
  3. Зона представления (Present). Представление созданного продукта аудитории.
  4. Зона обсуждений (Exchange). Может использоваться для обсуждений, например, параллельно с работой в первых трех зонах.
  5. Зона встреч с преподавателем (Interact).
  6. Зона саморазвития (Develop).

 В видеоролике, который находится после статьи, вы может более подробно узнать про назначение каждой из зон. В конце ролика есть изображения зон “Класса будущего”.

Некоторые мысли и выводы

 Мне кажется, идея создания подобных классов довольна перспективна. Предполагается, что с помощью инновационного образовательного класса  будет возможно:

  • Сделать образовательный процесс интерактивным и интересным.
  • Максимально раскрыть потенциал учащихся.
  • Индивидуализировать образование.

 Образовательный процесс будет переходить в веселый и захватывающий обмен знаниями с использованием мультимедийных интерактивных технологий и трансмедиа.  Хотя, мне кажется, подобную трансформацию можно рассматривать под разными углами.

 В некоторых случаях учащимся лучше сосредоточиться на определенных формулах и не отвлекаться на интерактивные штуки. В каких-то образовательных предметах все наоборот. В данном случае очень важно не переборщить и найти золотую середину.

 Если у кого-то из читателей есть своя точка зрения по этому поводу, обязательно напишите ее в комментариях для всеобщего обсуждения. Также хочу отметить, что в ближайшем будущем мобильные устройства, такие как планшеты и смартфоны станут неотъемлемой частью образовательного процесса во многих странах мира.

Вроде, написал все, что хотел! До встречи!

 Заметка: Понятие Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), на английском языке будет выглядеть следующим образом — Information and Communication Technologies (ICT).

 Приглашаю подписаться на новости моей публичной страницы ВКонтакте, ее адрес http://vk.com/itmultimedia . Буду рад видеть Вас в своих подписчиках!

Похожие статьи


Каким будет эффективное образование для младших школьников

Система школьного образования в России сложилась в середине XIX века. За это время было много мелких исправлений, но в целом система осталась той же. Образование – это вообще очень консервативная среда, она не успевает изменяться, чтобы соответствовать требованиям времени.

Мы перевели и адаптировали статью футуролога Питера Диамандиса о том, какими должны быть начальные школы будущего, чтобы подготовить детей к взрослой жизни.

Пять главных принципов образования будущего

Я думаю, что уже относительно недалеко будущее, когда роботы и искусственный интеллект позволят любому из нас в возрасте от 8 до 108 лет легко и быстро находить ответы, создавать продукцию и выполнять задачи, просто озвучив вслух свое желание.

От идеи до производства за минуту. Короче, мы сможем сделать почти все, что захотим.

Почти так же, но круче. Нет, «Яндекс» не платил нам за размещение этого ролика

Какие знания будут самыми важными для наших детей в этом будущем, чтобы они могли добиваться успеха во взрослой жизни? И что самое важное в обучении наших детей сегодня?

Я считаю, что это призвание, любопытство, воображение, критическое мышление и настойчивость.

  1. Призвание. Вы будете поражены, если узнаете, как много людей не имеют миссии в жизни. Цели. Чего-то, что заставляло бы их вставать с постели по утрам. Самый ценный ресурс для человечества – это разум, заинтересованный в постоянном поиске ответов. Поэтому в будущем будет так важно учить детей быть страстно заинтересованными в своей цели.

    Я хочу поддержать своих пятилетних сыновей в поиске призвания или цели. Чего-то, что действительно интересно именно им. Точно так же, как программа «Аполлон» и сериал Star Trek повлияли на мою любовь к будущему. Именно они побудили меня учиться и действовать.

  2. Любопытство. Для детей любопытство совершенно нормально и обычно, но большинство взрослых теряет его в течение жизни. Почему? В мире Google, роботов и ИИ будет очень ценно научить ребенка задавать вопросы и ставить эксперименты из серии «а что будет, если я…». В эпоху машинного обучения и больших данных самым важным будет качество вопросов.
  3. Воображение. Выдающиеся люди воображают мир, в котором они хотят жить, а потом создают его. Критически важно, чтобы дети знали, насколько важно воображение и не теряли его при взрослении.
  4. Критическое мышление. В мире, где полно противоречивых идей, необоснованных претензий, кликбейтовых заголовков и fake news, получение навыка критического мышления поможет найти сигнал в шуме эфира. Этот пункт, пожалуй, самый трудный из всех.
  5. Настойчивость. Именно умение не сворачивать с выбранного пути в последнее время признается одним из самых важных факторов для достижения успеха.
    Крайне важно научить детей не сдаваться, продолжать пытаться, пробовать новые идеи для того, чтобы реализовать свою мечту.
    Источник большей части моего успеха – именно такое упрямство.

Итак, как будет выглядеть учебная начальной школы, учитывающая все эти пять основных принципов. Давайте посмотрим.

Учебная программа начальной школы будущего

Для иллюстрации я расскажу о «курсах» или «модулях», но на самом деле это всего лишь элементы, которые будут сотканы вместе во время обучения.

Модуль 1: Общение/Самопрезентация

Самую большую роль в моей жизни сыграло умение выразить мысли наиболее убедительно, чтобы привлечь на борт других людей. Именно это поддержало мой рост и движение вперед.

Способность рассказывать интересные истории и четко общаться позволили мне создать будущее, в котором я предприниматель и генеральный директор. Я не думаю, что такое обучение можно начать слишком рано.

Представьте себе мир, в котором ваши дети год за годом учатся формулировать и высказывать свои мысли по лучшим примерам устной и письменной речи. Возможно, для этого они будут смотреть лекции TED или, может быть, даже соберут свой собственный TEDx для детей. В конечном счете, речь идет о том, чтобы преодолеть страх публичного выступления и научиться говорить на публике.

TED – ежегодные конференции, посвященные инновационным идеям в самых разных областях науки, политики, искусства, дизайна и культурыСразу видно – творческие люди

Модуль 2: Призвание

Современная школа должна помочь нашим детям найти и изучить их призвание. Призвание – это величайший дар. Это источник интереса и волнения, оно уникально для каждого ребенка.

Ключ к поиску призвания – это впечатления. Нужно позволить детям узнать о карьерах и увлеченных взрослых. Раньше это было непросто: пришлось бы ездить на дальние расстояния и платить за это большие деньги.

Но в мире YouTube и виртуальной реальности дети спокойно могут познакомиться с 500 различными профессиями во время начального обучения. Я вижу, что дети рассказывают о своих новых карьерных мечтах каждый месяц, обмениваясь видео или VR, объясняя, что им в этом нравится и почему.

Модуль 3: Любопытство и эксперименты

Эйнштейн классно сказал: «У меня нет особого таланта, я просто страстно любопытен». Любопытство у детей врожденное, но в течение жизни они много раз его теряют. Можно утверждать, что любопытство ответственно за все основные научно-технические достижения – люди стремились узнать истину.

Любопытство идет в комплекте с экспериментами и открытиями. Умением задавать вопросы, разрабатывать и тестировать гипотезы, повторять эксперименты до тех пор, пока не будет найдена истина. Я изучал самые успешные компании, от Google и Amazon до Uber. Их успех во многом связан с их неустанными экспериментами для того, чтобы выявить самые нужные продукты и услуги.

В этом модуле детям будут объяснять, что важно быть любопытным и дает им разрешение сказать: «Я не знаю, давайте выясним».

Кроме того, раз в месяц дети будут разрабатывать и выполнять действительно важные эксперименты. Представьте себе детей, которые изучают умение задавать вопросы, предлагать гипотезы, разрабатывать эксперименты, собирать данные и делать выводы.

Модуль 4: Настойчивость

Выполнение чего-то большого и значительного – это тяжелая работа. Вы можете просто сдаться, когда попадаете в тупик. Умение быть упорным – это часть научного подхода. И я считаю, что ему можно научить в раннем возрасте, особенно если речь идет о призвании ребенка.

Я представляю себе курс лекций, который каждую неделю изучает биографию великого человека и рассказывает о его упорном труде. Это будет история о людях, у которых сначала ничего не получалось, но они не сдавались и в конце преуспели.

Кроме того, я представляю себе сложные и довольно длительные эксперименты, которые будут учить детей не сдаваться.

Модуль 5: Введение в технику

В мире технологического прогресса понимать, как работают технологии, что они делают и какую пользу приносят обществу, по моему скромному мнению, критически важно для будущего ребенка. Технологии и программирование – это lingua franca завтрашнего дня.

Я представляю, что в этом модуле дети (соответственно возрасту) будут учиться через игры и примеры. Им расскажут о том, что такое вычисления, сенсоры, нейросети, искусственный интеллект, цифровые технологии, генная инженерия, виртуальная реальность и робототехника.

Цель не в том, чтобы вырастить вундеркинда, а в том, чтобы рассказать ребенку о новых инструментах и том, как он может использовать их в будущем. Идея в том, чтобы взволновать их ум и заставить работать воображение.

Модуль 6: Эмпатия

Эмпатия, способность понимать и разделять чувства других людей, признается одним из самых важных навыков для детей. Проводится много экспериментов для развития эмпатии у детей, но современные технологии дают возможность ускорить это обучение.

Виртуальная реальность – это не просто видеоигры. Художники, общественные активисты и журналисты видят в этой технологии потенциал для развития в людях эмпатии. VR может рассказать обо всем – от эпидемии Эболы до того, как жить в Газе.

Уже более десяти лет в лаборатории Бейленсона в Стэнфорде изучают, как VR может сделать нас лучше. Благодаря силе технологии добровольцы почувствовали каково быть Суперменом (чтобы почувствовать, каково это, быть полезным людям), коровой (чтобы задуматься об употреблении мяса) и даже кораллом (чтобы побеспокоиться о загрязнении океана).

Подобные экскурсии в виртуальной реальности гораздо эффективнее, чем традиционная социальная реклама.

Модуль 7: Мораль и этика

Дать детям моральный ориентир не менее важно, чем развить у них эмпатию.

Вот пример игрового процесса, который могут проводить школы. Представьте небольшой городок на озере, жители которого в большинстве работают на заводе. Но завод загрязняет воду и убивает рыбу. Что делать?

Если завод закрыть, все потеряют работу. Если оставить, вся жизнь в озере погибнет. Разговор об этом поможет детям видеть мир во всей его сложности.

Модуль 8: Чтение, письмо и арифметика

Понятно, что детям нужно учиться читать, писать и считать. Но как лучше всего получать эти знания? Мы все учились в классическом режиме с учителем у доски, книгами и домашними заданиями. Но такой подход давно устарел. Теперь его стоит заменить приложениями, играми и концепцией перевернутого класса.

Это концепция появилась в 2007 году, когда учителя Джонатан Бергман и Аарон Сэмс провели эксперимент, который назвали перевернутым классом.

Ученики смотрят видео-лекции дома, до прихода в класс. А в учебное время они проводят обсуждения и интерактивные занятия под руководством учителя.

Преимущества очевидны:

1. Дети слушают лекции в своем собственном темпе, просматривают видео снова и снова, пока не поймут все полностью. Или, наоборот, смотрят быстро, если все и так понятно.

2. Учитель присутствует, когда дети применяют свои знания на практике. Это помогает ему разобраться, понятен ли детям материал и соответственно корректировать процесс обучения.

3. 71 % учителей, которые занимались по технологии перевернутого класса, заметили улучшения оценок, 80 % сообщили об улучшении отношения учеников к предмету.

Модуль 9: Творчество и импровизация

Мы должны поощрять детей к развитию творческих способностей с самого детства. Представьте, что дети изучают самые разные виды творчества: от музыки до инженерного искусства, и выбирают то, что им по душе.

Модуль 10: Программирование

Информатика в XXI веке важнее, чем любая другая дисциплина. А программирование – это инструмент информатики, как арифметика – инструмент математики.

Каждый школьник должен узнать, как создать алгоритм или простейшую программу, как работает Интернет. Даже если дети не все поймут, они хоть изучат основные понятия.

Не стоит забывать, что в современном мире самые большие зарплаты у программистов.

А еще программирование – это весело. Детям может понравиться создавать простые анимации или игры.

Модуль 11: Предпринимательство и продажи

По сути, предпринимательство – это определение проблемы, разработка концепции ее решения и создание команды, которая превратит это видение в реальность.

Есть множество игр, которые научать детей основным навыкам предпринимательства.

Связанный процесс продаж – это способ убедить людей в ценности идей и продуктов, которые создает ребенок. Я считаю, что детей нужно учить продажам с самого раннего возраста.

Пусть создают в классах собственные компании и учатся в них работать.

Модуль 12: Языки

Недавно я встречался в Китае с родителями, которые уделят большое внимание образованию детей. Некоторые из них обучают детей через игры.

Детям разрешено играть на планшете, но только по-французски. Желание ребенка пройти игру до конца ускоряет обучение.

Кроме того, есть виртуальная реальность. Мы знаем, что полное погружение – лучший способ выучить язык. Семестр в Италии или Франции, и вы бегло говорите на языке. Но что делать восьмилетним детям?

Представьте себе модуль, в котором дети проводят время в Италии, общаются с виртуальными персонажами, управляемыми искусственным интеллектом, которые учат их языку и культуре других стран.

Выводы и технологии

В течение ближайших десятилетий технологии могут кардинально изменить всю систему образования. Дети смогут учиться быстрее и эффективнее.

VR и AR, нейросети, 3d-печать, датчики и сканеры, нейросети и многое другое. Если все это внедрить, образование может стать действительно захватывающим и эффективным.

С другой стороны, мы идем в мир экономики знаний. В нем нашим детям придется быть намного более образованными, чем мы.

А значит, у них будут и новые вызовы, нам незнакомые. Детям придется учиться справляться с неудачами, жить в мире, где всего слишком много, испытывать такое давление, которое нам даже сложно себе представить.

И хочется верить, что школа поможет детям подготовиться к этому будущему.

Персонализация и виртуальная реальность — каким будет образование будущего

Персонализация

Главным трендом в образовании будущего являются индивидуальные занятия. Обеспечить всех учеников персональным педагогом не получится, но каждому можно дать смартфон или компьютер. 

С помощью больших данных машины уже сегодня отслеживают количество времени, потраченное на задания, анализируют ответы и создают индивидуальные рекомендации. В будущем искусственный интеллект будет подбирать образовательный контент и методы обучения, которые эффективны именно для вас.

«Освоение материала становится проще с помощью компьютера, потому что компьютеры не устают показывать вам то же самое видео пять раз. Они даже не устают проверять те же задания по многу раз». 

                                                                                                          Дафна Коллер, основатель Coursera

Геймификация

По прогнозам экспертов, через 15–20 лет главными формами обучения будут игра и командная работа. 

Геймификация изменит отношение к ошибкам — они станут частью процесса, а не провалом. Возможность пройти миссию заново — важный принцип в компьютерной игре. Можно сколько угодно искать решение и каждый раз находить новые варианты.

Игра в онлайн-образовании будущего геймификация позволит решить проблему мотивации ученика. В «Фоксфорде» уже сейчас за выполнение заданий дают очки опыта — XP (experience points). Каждое задание имеет уровень сложности: от вводного до олимпиадного. Чем труднее и чем меньше подсказок истратил при решении, тем больше XP получишь. Очки опыта суммируются и позволяют «игрокам» переходить от уровня к уровню. Сначала это довольно легко, но постепенно продвигаться вперёд становится всё труднее, а значит, и интереснее.

Иммерсивное обучение

В образовании будущего не будет устаревших учебников и монотонных лекций. Дети буду изучать школьные предметы с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности. Например, надев VR-шлем, ребёнок сможет наблюдать исторические события и даже участвовать в них! 

Такое обучение называется иммерсивным, оно создаёт «эффект присутствия» и позволяет переживать невозможный в реальном мире опыт. Так как мозг не различает реальные события и качественную симуляцию, высока вероятность, что VR и AR технологии решат проблему «живого» общения в онлайн-образовании.

Компетенции будущего

С развитием технологий специалистам понадобятся новые компетенции — в будущем изменится около 35% навыков, необходимых для устройства на работу. Среди них: программирование, креативное и критическое мышление, эмоциональный интеллект и умение учиться всю жизнь.

Изменения на рынке труда повлияют и на школьное образование. Оно уйдёт от индустриальной модели и станет более гибким. Вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда» вы можете проложить индивидуальный маршрут обучения и работать над навыками будущего уже сегодня.

<<Форма с консультацией>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *