Китайский стиль в ландшафтном дизайне: Китайский стиль в ландшафтном дизайне, фото – Rehouz – Китайский стиль в ландшафтном дизайне: принципы и особенности

Содержание

Китайский стиль в ландшафтном дизайне, фото – Rehouz

Китайский стиль ландшафтного дизайна, как собственно и вся китайская культура, по праву считается одним из самых древних. Сады Поднебесной завораживают своей самобытностью, ведь их дизайнерские принципы формировались в условиях абсолютной изоляции, опираясь исключительно на постулаты даосизма и конфуцианства.
В китайском придомовом парке нет ничего лишнего. Здесь всё продумано до мелочей, и каждый, даже самый миниатюрный элемент, играет важную роль, имея своё символическое значение.

Ландшафт в китайском стилеКитайский стиль в ландшафтном дизайне

≡ Содержание:

Философия фэн-шуй

Китайский стиль оформления ландшафта довольно специфичен. Его идеологической основой стала философия фэн-шуй. Главные постулаты этого учения, имеющие отношение к обустройству территории, таковы:

  • Во всех элементах садово-парковой композиции должна царить абсолютная гармония, олицетворяющая сбалансированное взаимодействие пяти стихий (вода, земля, дерево, огонь, металл). Этим правилом определяется также и соотношение воды и суши, и объёмы свободного и занятого пространства.
  • Каждый из элементов, составляющих общую дизайнерскую картину, одинаково важен и имеет своё предназначение.
  • Китайский сад – это мир в миниатюре. Его целостность и многогранность достигаются с помощью многоплановой перспективы и «свёрнутого» пространства. Здесь в постоянном единении и противоборстве находятся два жизнеутверждающих начала – мужское и женское.
  • Обязательно наличие главной, центральной точки, вокруг которой происходит движение. Располагается она, как правило, на возвышении.
  • Абсолютно всё, что посажено, построено, установлено, и обустроено в китайском саду должно быть наполнено животворящей энергией Ци, грамотно направленной хозяином или ландшафтным дизайнером в нужное русло.

Концепция китайского стиля в ландшафтном дизайне

Ландшафтный дизайн в китайском стилеОсновная идея китайского ландшафтного дизайна – воспроизведение на имеющейся территории миниатюрной модели мира. По сути – это колоритная смесь из пейзажного и этнического стилей, основанная на гармоничном сочетании природных красот с определёнными декоративными включениями. Однако грань между естественным и рукотворным здесь настолько тонка, что неискушённому зрителю определить её будет очень сложно.

Японский ландшафтный дизайн

В китайском саду человек не противопоставляет себя природе, а лишь деликатно направляет её проявления в нужную сторону. Находясь в постоянном поиске совершенства, приверженцы древних философий создают вокруг себя живописные ландшафты, идеально подходящие для медитаций и ощущения абсолютного единства с окружающим миром.

Особенности обустройства

Оформление участка в китайском стиле предусматривает организацию максимально комфортных условий для достижения гармонии с природой и с самим собой. В этом необыкновенном месте, одинаково прекрасном в любую погоду, независимо от времени суток, человек должен отдыхать и душой, и телом.
Китайский стиль в ландшафтном дизайнеЯркой особенностью оформления сада по-китайски является иллюзия безграничности пространства. С каждой смотровой площадки обязательно открываются новые виды. Любой, даже самый маленький кусочек сада, притягивает взгляд, создавая настроение. Неухоженные или незанятые участки здесь недопустимы.

Пейзажность таких садов обеспечивается плавностью линий, сглаженными формами, природными силуэтами и свободно растущей зеленью.
Визуализация сада в китайском стилеКак правило, участок, оформленный в китайском стиле, можно узнать по следующим признакам:

  1. планировка в соответствии с учением фэн-шуй;
  2. целостность и завершённость композиций;
  3. отсутствие пластика в оформлении;
  4. обилие воды и камней;
  5. наличие чайной беседки, лунных ворот и садовых окон;
  6. внутренние садовые стены;
  7. стилизованные входные ворота.

Китайские приусадебные участки существенно отличаются от европейских своим наполнением. Основной акцент дизайнеры востока делают на воду и камни, в то время как растительность, а особенно – цветы – это просто полезное дополнение.

Ландшафтные композиции

Несмотря на то, что все ландшафтные композиции в китайском стиле имеют единую философскую концепцию, они всё же подразделяются на несколько видов. В зависимости от оказываемого эмоционального воздействия, различают:

  • Смеющийся сад. Привлекает внимание богатой цветовой палитрой и насыщенностью красок. Здесь яркое всё – и растения, и дорожки, и постройки.
  • Идиллический сад. Это место спокойствия и умиротворения. Характерные признаки – уютная беседка, тихая водная гладь, неброские цвета.
  • Угрожающий сад. Олицетворяет необузданное величие стихий, выраженное бурлящими потоками, шумными водопадами, искривлёнными деревьями и могучими каменными глыбами.

Примечательно, что эти зоны должны одновременно присутствовать на территории участка. Планомерно сменяя друг друга, они делают китайский сад многоликим, напоминающим реальный мир, постепенно открывающий свои секреты любознательному путнику.

Планирование участка

Поскольку в китайском саду всё подчиняется теории равновесия фэн-шуй, обустройство ландшафта здесь следует проводить в соответствии с её идеями:

  • Южная часть. Отвечает за любовь и всё, что с ней связано. Должна быть обозначена огнём и красным цветом (светильники).
  • Северная сторона. Оказывает влияние на работу и карьерный рост. Предусматривает наличие камней, воды и чёрно-синих оттенков.
  • Восток. Зона размышлений и обучения. Традиционно обустраивается деревом и дополняется зеленью.
  • Запад. Территория дружбы. Обязательные атрибуты – металл и оттенки белого.
  • Центр участка. Обитель душевного и телесного здоровья.

Корректируя вид и количество составляющих, можно обустраивать каждую зону, ослабляя или, наоборот, усиливая её энергетическое воздействие.

Традиционные элементы

Занимаясь обустройством участка в китайском стиле нельзя забывать об определённых традиционных элементах оформления. К ним относятся:

Внутренние (садовые) стены. Выложенные из камня или выкрашенные в белый цвет, они служат эффектным фоном для растительности, одновременно выполняя функцию зонирования участка.Лунные ворота

Лунные ворота. Представляют собой большие, размером с человеческий рост, проёмы произвольной формы во внутренних стенах сада. Разделяя пространство, они помогают открывать новые пейзажи по мере продвижения по участку, одновременно являясь своеобразными рамами для «живых картин».

Садовые окна. Это различные отверстия в садовых стенах, позволяющие созерцать живописные картины природного мира. Могут иметь два варианта исполнения:
— в виде достойной рамы для открывающегося за ней пейзажа;
— в форме декоративной решётки из металла, камня или дерева, зачастую с замысловатым орнаментом.
Окна в стенах в китайском садуКамни. Наделены душой и олицетворяют собой мужское начало Ян. Особую ценность представляют старые глыбы и образцы, имеющие сложную форму. Располагаются как по отдельности, так и группами. Гора камней в Поднебесной – символ бессмертия.
Традиционно в оформлении ландшафта широко используется озёрный известняк, демонстрирующий на своей поверхности следы длительного воздействия воды, а значит – имеющий прошлое.Камни в китайском саду

Водоёмы. Наряду с камнями являются неотъемлемой частью китайского ландшафта, и символизируют женское начало. Причём живительная влага обязательно должна присутствовать в двух состояниях – спокойном и движущемся. В саду нужно найти место как для пруда или озера (желательно с рыбками и водными растениями), так и для ручья или даже водопада.Пруд для сада в китайском стилеСтилизованные мостики. Соединяя берега водных пространств, они могут быть самыми разными: шаговыми – для скромных ручейков, изогнутыми – для небольших потоков, зигзагообразными – для пересечения крупных водоёмов. Традиционные строительные материалы – дерево и камень.Мостик в китайском стиле

Беседки и павильоны. Примечательны отсутствием стен, изогнутой кровлей и богатым убранством. Сооружаются, как правило, на берегу или в самом центре пруда. Предназначены для отдыха, медитаций и созерцания. Форма постройки зависит от окружающего ландшафта и символического значения.Беседка в китайском стиле

Бонсэки. Это миниатюрная пейзажная композиция из камней и песка, расположенная около ограды или на специальном столике посреди сада.Бонсэки в китайском саду

Китайские фонарики. Традиционно выполняются в красном цвете, иногда украшаются иероглифами. Могут быть изготовлены из самых разных материалов – металл, дерево, бумага, стекло. Размещаются вдоль стен, внутри и снаружи беседок. Используются как для освещения пространства, так и в качестве украшения.
Китайские фонарики для садаКаменные львы. Традиционный атрибут китайского сада, призванный защитить хозяина от отрицательной энергии, которую могут принести с собой посетители. Располагаются парами непосредственно у дверей дома или перед входными воротами.Каменные львы в китайском саду

Входные ворота. Имеют прямоугольную форму и дополняются характерной изогнутой крышей. Окрашены, как правило, в ярко-красный или коричневый цвет.Входные ворота в китайском стиле

Дорожки в китайском саду

Дорожки в китайском садуПо учениям фэн-шуй вся энергия в пространстве движется ритмично. Исходя из этого, садовые дорожки обязательно должны быть извилистыми, особенно те, которые ведут непосредственно к дому. Прямая линия в китайском ландшафте по негативному воздействию приравнивается к удару молнии.
Для рассеивания или нейтрализации враждебных энергетических потоков, в особо «опасных» местах устанавливаются арки, садовые стены или лунные ворота.
Сами дорожки всегда вымащиваются твёрдым покрытием. Это могут быть:
— цветная галька, уложенная в виде волнистых узоров или замысловатых рисунков;
— булыжники;
— фигурная плитка.

Садовая мебель

Выбор мебели для сада в китайском стиле осуществляется с учётом её уместности в той или иной зоне. Размещать скамейки на открытых участках попросту – не принято. Если это место для беседы – оно должно быть прикрыто зонтом или стилизованным навесом, обеспечивающим защиту от дождя или палящего солнца.
Важно помнить, что сломанная мебель привлекает неприятности, поэтому ей нет места в настоящем китайском саду.

Растения для сада в китайском стиле

Растительный мир в китайском саду весьма разнообразен. Однако при его планировании важно помнить, что каждое дерево, каждый кустик, и каждый цветок несут в себе определённую энергетику, воздействуя соответствующим образом на окружающее пространство.

Особо значимыми среди деревьев считаются: сосна, символизирующая долголетие, бамбук – олицетворение стойкости, а также персик и слива, дарящие счастье. Они, как правило, имеются в каждом саду, наряду с пихтами, ивами и вишней.Растения в китайском саду

Деревья зачастую высаживаются поодиночке. В случае групповых посадок, число растений должно быть нечётным.

Большим уважением пользуются по-настоящему древние или искусственно состаренные экземпляры с неровными стволами, которые обычно становятся центрами тематических композиций.

Встречаются в китайском саду и кустарники, привлекающие яркостью листвы или декоративностью во время цветения (магнолии, гортензии, форзиции, жасмин).

Цветы в китайском садуЦветы выращиваются эффектные, но в то же время утончённые. Однако их не должно быть слишком много. Это, как правило, розы, пионы, ирисы, хризантемы и лотосы. Зачастую цветущие растения окружают зеленью, придавая композициям живописной изысканности.

Ограждения

Одной из ярких особенностей китайского стиля в ландшафтном дизайне является отсутствие чётких визуальных границ пространства. Поэтому садовые ограждения маскируются всеми возможными способами:

  • Часть стены декорируется зеленью, напоминая ширму, за которой вот-вот откроется новая панорама.
  • Фрагмент забора играет роль экрана, на который живописно ложатся тени растущих неподалёку деревьев.
  • Участок ограждения может быть оформлен в виде стены якобы расположенного по соседству буддистского храма.
  • На помощь приходят и каменные композиции, притягивающие взгляд и отвлекающие внимание от фоновой ограды.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — видео:

***

Чтобы все усилия по созданию китайского сада не пропали даром, и благотворная энергия не покинула участок, очень важно пристально следить за порядком на всей его территории. Необходимо регулярно удалять сухие ветки, опавшую листву и увядшие растения, чтобы ничто не вставало на пути энергии Ци, позволяя ей беспрепятственно циркулировать в пределах заданного пространства, обеспечивая хозяину благополучие и процветание.

Список всех ландшафтных стилей с фото

Китайский стиль в ландшафтном дизайне: принципы и особенности

Китайский стиль в ландшафтном дизайне: основные принципы организации

Китайский ландшафтный стиль — ни на что не похожее и удивительное искусство. Базовые принципы далеки от традиционного и прагматичного европейского взгляда на мир. Однако не надо считать его копией японского ландшафтного стиля. При всем их внешнем сходстве, основные принципы обустройства этих садов имеют существенные различия.

Основой китайского стиля является традиционное для Китая эзотерическое течение Фен-Шуй. Согласно его принципам о непрерывном движении энергии — ци, постоянном столкновении инь и янь, и базируется китайский стиль в ландшафтном дизайне. Его задача — гармонизировать это движение. Согласно фэн-шуй все проблемы человека (здоровье, финансы, карьера) возникают именно из-за разбалансированности этих потоков, нарушения их гармонии.



Основные принципы китайского ландшафтного стиля

Китайский стиль

Любой предмет, созданный человеком, всегда искажает гармоничное течение ци. Согласно Фэн-Шуй это касается вещей, имеющих геометрически четкие формы, острые или прямые углы. Поэтому, сад должен в полной мере компенсировать возникшую дисгармонию и уравновешивать ущерб, причиненный людям, нарушением гармоничного течения ци. В китайском ландшафтном стиле существуют только плавные линии и даже некоторая хаотичность расположения отдельных элементов.

Все элементы ландшафта обязаны быть подчинены одной цели — направлению потоков энергии в нужную сторону. Чаще всего точкой сбора «хорошей» энергии является входная зона в дом, а он сам — центральной точкой ландшафтной композиции.

Китайский сад создается как для решения эстетических задач, так и с целью оздоровления своего владельца. Следовательно при его создании необходимо добиться гармоничного течения ци на всем пространстве.

Ключевые особенности

Китайский стиль

    1. Внешняя естественность ландшафта. Роль человека при создании должна быть как можно менее заметна.
    2. Обилие визуализированных образов, несущих смысловую нагрузку.
    3. Вид, который открывается перед глазами человека, гуляющего по территории, должен непрерывно меняться и быть разным в каждой новой точке.
    4. Отсутствие пустых мест в саду.
    5. Привлечение внимания людей к отдельным элементам, путем их выделения.
    6. Наличие воды в обеих своих ипостасях — в покое и в движении. Китайский сад обычно имеет как пруд со спокойной стоячей водой, так и живую», движущуюся воду — ручей, каскад или водопад. Берега водоемов не имеют видимой облицовки. По фэн-шуй вода никогда не должна течь вверх, поэтому здесь не должно быть фонтанов.
    7. Присутствие каменистых участков, больших камней необычной формы или цвета в ключевых точках сада.

Китайский стиль

  1. Наличие рукотворных сооружений, свидетельствующих о присутствии человека — беседок или мостиков.
  2. Наличие ограды, делающей образ сада, как миниатюрной копии мира завершенным. Ограда должна следовать всем изгибам рельефа и быть единым целым с композицией самого участка.
  3. Растения в саду должны отвечать его основной символической задаче.

Естественно, строго следовать китайским философским канонам вовсе не обязательно. Ведь стилизованный под такой стиль сад, способен подарить своему владельцу гармонию и покой, внести в его жизнь умиротворение, которых так не хватает сегодня вечно спешащим людям.

Решив оформить участок в китайском ландшафтном стиле следует помнить, что такой сад требует простора, и разместить его на маленьком кусочке территории не получится. Если японский можно устроить и на одном квадратном метре земли, то для устройства китайского может потребоваться вся или большая часть придомовой территории. Зачастую устройство такого сада требует серьезных преобразований рельефа участка и радикальных изменений существующих насаждений.

Популярное


Китайский стиль в ландшафтном дизайне своими руками фото видео

Когда дело касается украшения нашего сада или дома, мы всегда тщательно подбираем варианты. Для создания идеального сада их существует большое множество, но для начала нужно подумать, в каком стиле вы хотите работать. В данной статье мы хотели бы рассказать про китайский стиль в ландшафтном дизайне, показать основные преимущества и выделить его отличительные особенности.

Китайский стиль

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

Что собой представляет китайский стиль?

Китайский стиль – один из самых древних. Культура Древнего Китая с самого начала была приверженцем пышного оформления садов и своих дворов. Они изысканно рассаживали растения и расставляли декорации, но при этом каждая деталь в данном стиле имеет свое место и назначение. Главной идеей данного стиля является гармония, взаимодействие с природой, что объясняет выбор растений и способа ухода за ними.

В китайском стиле ландшафтного дизайна принято выделять пять основных стихий:

  • металл,
  • земля,
  • вода,
  • огонь,
  • дерево.

Элементы из данных материалов обязательно должны присутствовать на вашем дворе.

Считается, что в мире есть две энергии «инь» и «янь», которые и воплощаются в данном стиле.

Китайский ландшафтный дизайн подойдет для спокойных людей, которые не любят большого нагромождения деталей. В традиционном китайском саду используется два вида водоемов: со стоячей водой и с «движущийся» (водопад). Но если, в силу определенных обстоятельств, у вас это не получается, то можно ограничиться только стоячим водоемом.

Миниатюрный сад в китайском стиле

Миниатюрный сад в китайском стиле

Китайский сад можно оформить и дома. Это выражается в карликовых деревьях и миниатюрных декоративных элементах. (как на фото).

Виды китайского стиля в ландшафтном дизайне

Если в ландшафтном дизайне китайский стиль – это вид, то у него сформировалось несколько основных подвидов:

  • Домашние сады. Эти сады не очень похожи на традиционные китайские, которые мы привыкли видеть на фото. Чаще всего они похожи на изысканные огороды. Растения в таком саду располагаются по горизонтальным и вертикальным линиям. Но такой сад нехарактерен для традиционного, где практически отсутствуют правильные геометрические формы.
  • Классический сад. Классический китайский сад содержит в себе детали из всех 5 главных элементов, он оформляется только в ярких цветах, с использованием мостиков и водоемов, растения преимущественно невысокие и зеленые, все они имеют свое значение и гармонично вписываются. Расположены они более в хаотичном порядке, для соблюдения гармонии (как на фото ниже)
  • Философские сады. В таких садах меньше используются плодоносные растения, за которыми необходимо ухаживать. Создаются композиции из широколистных и раскидистых растений, которые создают тень и уют.
  • Спокойные сады или агрессивные. В спокойных садах растения преимущественно низкорослые, как и декорации, а в агрессивных – наоборот – доминируют каменные сооружения, высокие и краеугольные. Деревья в агрессивном стиле не характеризуются изысканной формой и красотой, наоборот, чем более ломанной будет линия, тем лучше.
Сад, который может влиять на судьбу

Сад, который может влиять на судьбу

Особенности китайского стиля

Китайский стиль в дизайне имеет свои отличительные черты. Так как данный стиль считается одним из самых популярных после английского и французского, он приобрел некоторые изменения и стал менее традиционным. Стоит отметить, что обустраивается он по технике «фен-шуй», но многие об этом забывают.

  • Использование камня. Камень – это один из обязательных элементов китайского сада, но от настроения стиля будет зависеть, каким именно он будет и как станет располагаться.
  • Обязательной деталью в саду такого стиля должны быть мостики или лестницы. Чаще всего они сделаны исключительно из дерева, иногда допускается добавление дополнительных элементов. Но все материалы должны быть только натуральными, другие нарушат гармонию сада. Мостики принято раскрашивать в яркие цвета, чаще всего используют красный, желтый или зеленый.
  • Для ландшафтного дизайна в таком стиле необходимо иметь большой участок. Традиционный китайский сад имеет возвышенности и низины, местами даже небольшие горы. В идеальном традиционном варианте необходимо, чтобы было небольшое озеро или другой водоем.

Натуральный камень и водоем с рыбками - характерные черты для китайского стиля

  • Растения для китайского стиля подбирают самые разнообразные, но при этом ни одно из них не должно быть случайным. Каждое растение несет в себе энергетику и лечебные свойства. Именно поэтому выращивание лечебных трав и бобовых культур очень распространено. В китайском саду вы можете встретить сосну, плакучую иву, сливу, персик, бамбук, нарциссы, хризантемы, розы и пионы.
  • Животные. Если в вашем саду присутствует водоем, то необходимо поселить туда рыбок. Это необязательно, но именно рыбки, как воплощение живой энергии, символизируют гармонию, умиротворение и покой.
  • Хаотичность китайского сада не предполагает разбрасывание предметов по всему участку, но для компенсирования негативной энергии не все элементы располагаются ровно, из камней или деревьев создаются уголки «непорядка».
  • Законченность композиции. Китайский сад – это законченная, сформированная композиция, в которой все элементы существуют в тесной зависимости друг от друга.

Как видите, китайский сад – это не столько подбор растений и декоративных элементов, сколько создание атмосферы и энергии. Он задает тонус вашему настроению и призван помогать хозяину оставаться здоровым, именно поэтому сажают деревья, которые могут помочь очистить воздух. Перед тем как заниматься китайским садом, мы рекомендуем вам почитать немного о технике «фен-шуй» и постараться разобраться в ней. Помните, что вы можете осуществить все своими руками, без помощи дизайнеров.

Мы предлагаем вам посмотреть несколько вариантов оригинальных китайских садов, которые помогут вам вдохновиться и найти несколько идей:

Автор: Иванов Денис

Китайский стиль (фен шуй) в ландшафтном дизайне

Для обустройства красивого сада сегодня существует много самых разных стилей, от этнических до классического. Среди них особый интерес вызывает китайский стиль в дизайне сада, корни которого уходят в глубокую древность. Дизайнеры любят его за изменчивость и многоликость, следование строжайшим канонам и устоявшимся традициям и, вместе с тем, свободой для творчества.

Главная идея этого ландшафтного направления заключается во взаимодействии с природой для достижения гармонии. Культура Поднебесной с давних времен отдает предпочтение роскошному дизайну участков. Декорации растения располагаются изысканно, но не хаотично — любой элемент имеет собственное значение и место.

Китайский стиль в оформлении участка – идеальный выбор для спокойных людей, умеющих обходиться минимумом деталей.

Философия фэн-шуй

Китайский сад базируется на учении фэн-шуй, воплощая его основные постулаты:

  • Значимость каждой детали.
  • Яркое выделение центра композиции.
  • Гармония между всеми составляющими, которые рассматриваются как отражение единства пяти стихий в мироздании.

В ландшафтном дизайне по фэн-шуй присутствуют все пять главных стихий – дерево, огонь, вода, земля, металл. Изделия из этих материалов непременно должны находиться в саду. Считается, что существует 2 общемировые «противоположные» энергии — «инь» и «ян», именно они воплощаются в этом стиле.

Все, что создано в правильном китайском саду, должна пронизывать энергия Ци, и все делается, чтобы направить ее в правильное русло.

Концепция китайского стиля в ландшафтном дизайне

Она подчиняется строгим требованиям учения фэн-шуй:

  • Естественность. Грань между природой и результатом работы ландшафтного дизайнера должна быть практически не заметной.
  • Учет сторон света. Все без исключения составляющие выполняют так, чтобы сад менялся и оставался красивым, пока солнце совершает свой путь по небу.
  • Единый центр всей композиции, превращающий ее в единое целое. Находящийся в центре водоем, скульптура или клумба определяет вид всего участка.
  • Новые виды при каждом шаге или многомерное пространство участка. Виды изменяются по мере продвижения по саду.

Особенности обустройства

Для ландшафтного дизайна по фэн-шуй лучше подойдет просторный участок, на котором можно обустроить низины, холмы, озеро или иной водоем.

Непременная деталь – лестницы, а лучше — мостики. Их красят в сочные цвета – зеленый, желтый, а дань традиции – красный. Делают их из дерева (предпочтительно), хотя можно добавить небольшое количество других элементов. Но только натуральных! Или гармония сада нарушится.

Для китайского стиля в оформлении участка характерно использование камня в различных вариантах, расцветках и размерах. Если обустроен водоем, в него следует запустить хотя бы пару рыбок.

Хаотичность китайского сада не означает произвольную расстановку элементов, но некоторое число «уголков непорядка» помогает компенсировать негативные энергии.

Китайский сад представляет собой лаконичную и полностью завершенную композицию, все детали которой имеют значение и находятся в тесной связи одна с другой.

Какие ландшафтные композиции используются

У китайского стиля в ландшафтном дизайне есть несколько направлений, каждое из которых диктует свою композицию. Эти направления определяют настроение сада:

  • Классический. Выполняется только в ярких цветах и пронизан гармонией.
  • Домашний. Он больше всего похож на изысканный огород.
  • Спокойный или агрессивный (угрожающий) сад. Отличаются размерами и формой растений и элементов.
  • Идиллический. Лучшее место для прогулок и спокойного отдыха, пронизанное гармонией.
  • Философский. Доминируют раскидистые широколистные растений, что дают тень и уют.
  • Смеющийся. Дарит заряд положительного настроения.

Когда размер участка позволяет, «настроения» можно чередовать, что придаст саду завершенность.

Планирование участка

Китайский стиль отличается правильными и четкими углами и линиями, а планирование чаще всего осевое на базе «восьмиугольника Багуа». То есть участок делится на 9 секторов, каждый из которых фэн-шуй отводит под свой вид энергии. Участок должен иметь холмистый рельеф, а если холмов нет, их придется создавать.

В первую очередь выбирается центр композиции. Обычно это самое высокое место, где предоставляющее максимальный обзор и живописный вид. Главное, чтобы этот композиционный центр был виден из любой точки сада.

Поскольку философия Китая приписывает цветам целебные свойства, цветовая гамма имеет большое значение:

  • Черный и синий— исцеление и расслабление.
  • Ярко-желтый и темно-красный — жизненная энергия и радость.
  • Белый и фиолетовый — спокойствие.

Свои ноты вносят декоративные кустарники и растения с яркими цветами.

Традиционные элементы

  • Ограждения. Чтобы «стереть» границы участка, их маскируют различными способами.
  • Малые архитектурные формы. Входные группы, скульптурные композиции, скамейки и беседки нередко представляют собой весьма яркие элементы.
  • Дорожки. Они мостятся или засыпаются мелким камнем. Их прокладывают вокруг элементов композиции, извилисто, стараясь максимально «увеличить» участок.
  • Водоемы. Обычно это маленькие озерца и прудики плюс миниатюрный водопад. Их отлично дополняет мост с округлыми формами.
  • Озеленение. Высаживают яркоцветущие кустарники и цветы, невысокие хвойники, еще чаще — плодовые растения, ровные аккуратные газоны. Каждое крупное дерево является центром прилегающей композиции.

Какие растения используются для оформления

Чем богаче и ярче цветовая палитра насаждений, тем лучше. Но следует помнить о символизме:

  • Для шпалер, заборов, оград, арок используют цветущие лианы – жимолость, вьющиеся розы и другие растения.
  • Обязательно высаживают благородные лилии, хризантемы, пионы. А вот полевые растения с мелкими пестрыми цветами лучше не использовать, чтобы не вызвать стилистический диссонанс.
  • Отлично впишутся в китайский сад кустарники с разноцветной листвой — таволга, бересклеты, форзиции.
  • Сливы, вишни, яблони и другие плодовые деревья — символ продолжения рода и счастья.
  • Можжевельник, пихты, кедры, сосны и другие хвойные растения, растущие в саду, будут способствовать долголетию хозяина.

Еще одна особенность китайского сада: в нем нет традиционных, коротко стриженных газонов и  клумб с четкими очертаниями — здесь должны быть аккуратно подстрижены все имеющиеся растения.

Ландшафтный дизайн в китайском стиле в СПб

Китайский сад – это не столько подбор декоративных элементов и растений, сколько создание атмосферы и потоков энергии. Он контролирует настроение человека и призван помогать ему оставаться здоровым. Ландшафтный дизайнер, берущийся за оформление участка в китайском стиле, должен хорошо разбираться в философии фэн-шуй.

Вы можете заказать создание китайского сада и устройство сухого ручья под ключ в компании AG GARDEN DESIGN. Мы выполним проектирование и профилирование ландшафта участка, благоустроим его, подберем и высадим подходящие растения. Мы работаем аккуратно и быстро, неизменно добиваясь качественного долгосрочного результата!

После завершения работ по обустройству дизайна сада в китайском стиле потребуется тщательно ухаживать за растениями. Вы можете воспользоваться нашими услугами по обрезке декоративных кустов и деревьев.

Китайский стиль ландшафтного дизайна. Часть 1.: majorfonskrip — LiveJournal

Т.к. ресурс специфический, чтобы информация не пропала привожу реферат с некоторыми сокращениями здесь. Фото мои.

Традиционный китайский сад — своеобразный феномен культуры. В нем нашло отражение основополагающее для китайской культурной традиции миропонимание, а именно — специфика философско-религиозного, эстетического и этического отношения к действительности. Особенности китайских садов состоят в качественно ином, отличном от европейского, подходе к системе взаимоотношений человека с миром. Это своего рода «наглядное пособие», модель взаимоотношений людей и природы, реализованная китайской культурной традицией.


Китайцы так же, как и европейцы, отделяли естественную среду от культурной, искусственно созданной человеком. Разница состоит в том, каким онтологическим статусом в системе взаимоотношений природы и культуры обладал человек. Поскольку этот статус был довольно специфичным, восприятие мира и отношение к природной среде в Китае обретало множество оригинальных особенностей, поэтому зачастую весьма сложно проводить параллели между реальным содержанием термина «природа» в западной культуре и понятием цзы-жань в китайской философской традиции. Чтобы понять особенности традиционного отношения к естественной среде в садово-парковом искусстве Китая, остановимся подробнее на том, как понималась эта естественная среда и статус самого человека.
Согласно древним китайским представлениям, мир раскладывается на три составляющие (сань-цай) — Небо, Землю и Человека. Они единосущны и обладают равным онтологическим статусом. Высшая функция человека при взаимодействии с природой сводилась к сближению с окружающим миром и самораскрытию его сущности в соответствии с образами, рождаемыми Небом и Землей. Наиболее полно это можно было реализовать в творчестве, одной из самых ярких и значимых сфер которого было искусство. Здесь мы сталкиваемся с феноменом иероглифического мышления, особой ментальной формой человеческого интеллекта, характерной для Китая. Зрительные ассоциации лежащие в основе иероглифического письма, сказались на мироощущении создателей и носителей китайской культуры, породившем специфическое восприятие формы и пространства и не имеющем аналогов в европейских структурах сознания. В индоевропейских культурах акт космогенеза начинается звуком (словом), т.е. основополагающей единицей, формирующей образ в сознании, чаще всего становится звук. В Китае же первостепенной в передаче информации и формировании образа является линия и формируемый ею визуальный знак.

Такое восприятие обусловило необыкновенную емкость зрительного образа и соответственно большее философское осмысление и большую силу воздействия на человека тех сфер творческой деятельности, которые были связаны с визуальными знаками. К ним относятся в первую очередь каллиграфия и живопись. Однако базовые для этих сфер искусства эстетические принципы активно использовались и в других его областях, в том числе и в садово-парковом искусстве.
Садовое искусство, в силу своей специфики, позволяет очень многосторонне взглянуть на многие аспекты взаимоотношений человека с естественной средой. Помимо того, что этот вид искусства предполагает визуальное воплощение образа (особо значимое в китайской традиции), средством его выражения является природная среда, из ее атрибутов моделируется тот тип взаимоотношений человека с окружающим миром (а значит и с космосом), который естественен и даже идеален для культуры такого типа и в то же время демонстрирует ее мировоззренческие основы.
Садово-парковое искусство как модель, отражающая принципы взаимоотношений человека с природой, встречается практически в любой культурной традиции, что дает возможность провести определенные параллели. Цели создания сада и в Европе и в Китае довольно сходны: это попытка поместить естественную природную среду в социокультурную сферу, предварительно придав ей наиболее приемлемый для данного культурного сознания вид. Однако на этом сходство заканчивается, и на передний план выступают различия, обусловленные несходством психических, культурных и иных факторов.

Этико-философское наполнение садово-паркового искусства в Китае было настолько велико, что вполне правомерно поставить его в один ряд с такими традиционно важными видами китайского искусства, как каллиграфия и живопись, где использовались сходные средства выражения и принципы. Можно даже сказать, что некоторые способы пространственного построения ландшафтных композиций были заимствованы из живописи. Многие прославленные художники, которые, кстати, часто достигали немалых успехов и в каллиграфии, создавали значительные произведения в области проектировки садов. Характерны в этом отношении знаменитые сады монаха Ши-тао («Сад десяти тысяч камней» и «Горная обитель слоистых камней»). Возможность полноценного творчества одного человека в различных сферах искусства объяснялась общими принципами и задачами, лежащими в основе этих видов искусства, а также сходной организацией творческого процесса.

1.1. Фен- шуй.

Затрагивая тему китайского сада, мы неизбежно сталкиваемся с таким специфическим явлением китайской культуры, как геомантия, именуемая в Китае «фэн-шуй». До сих пор представление о влиянии геомантии на китайскую культуру не очень ясно. Проблема заключается в том, что геомантию как отдельное явление трудно вычленить из всего пласта культурной жизни Китая. В то же время многие специфические черты китайской традиции обусловлены именно влиянием фэн-шуй, которое настолько глубоко вошло в жизнь китайского общества, что стало формировать особенности его культуры и мировосприятия, что, естественно, отражалось и в искусстве.
В самом общем виде фэн-шуй можно было бы охарактеризовать как учение о влиянии энергии, излучаемой различными ландшафтными формами земной поверхности, на жизнедеятельность человека. Все многообразие их взаимодействия формирует энергетическую конфигурацию пространства, того самого, в котором живет и действует человек и с которым он, согласно мировоззренческим принципам Китая, находится в неразрывной связи. То есть исходными в фэн-шуй являются представления о великой триаде: Небо — Земля — Человек, определявшей специфику взаимоотношений человека и природы в Китае. Поскольку мир в целом виделся как единый живой организм, освоение принципов управления энергетическими особенностями пространства давало возможность воздействия на события отдельной человеческой жизни или общества в целом.

Применительно к садово-парковому искусству фэн-шуй ставил целью выстроить окружающее пространство таким образом, чтобы реализовать потенциал человека как элемента космической триады, определяя структуру и внешний вид сада. Сад как модель космоса вовсе не требовал присутствия человека для реализации этой функции. Это достигалось самим фактом творчества, поскольку кроме геомантической структуры сад одновременно был произведением искусства.
В данном случае мы сталкиваемся с представлениями о том, что творчество человека делало его причастным к природе Неба и Земли, включая в круговорот вселенной (в китайском понятии выраженного биномами тяньди — Небо и Земля). Творческая активность человека сближала его с Небом и Землей. Китайский сад в этом смысле воплощает в себе идею единства мира и человека. Исторические корни этого представления можно найти в глубокой древности. Так уже в древнейшем каноне — «Книге Песен» — имелось упоминание о «радости парка».
С течением времени садовое искусство становилось плодом трансформации древней космологической символики, в результате которой отошла на задний план доисторическая мифология, а на передний — вышла эстетика.

2. Исторические аспекты садово-паркового искусства Китая.

В период династии Чжоу существовали уже два четко выраженных типа сада. К первому относятся императорские ритуальные охотничьи угодья, занимавшие большие территории. Часть пойманных или убитых на охоте животных приносилась в жертву предкам, Небу и Земле.
Второй тип был характерен для царства Чу, располагавшегося на юге Китая. Он представлял собой, по всей видимости, особым образом обустроенную местность, предназначенную для погружения в шаманский транс, составлявший характерный компонент духовной культуры Чу. Подобные сады находились при храмовых территориях.. Наиболее ранние сообщения о парках представляют их атрибутами власти и знаками ее священства. Так, мифические цари Китая, по преданию, держали в прудах своих парков двух драконов. Реальные правители древнекитайских царств населяли дворцовые парки жертвенными животными и редкими зверями. Этот обычай был смутным напоминанием о священных узах, связывающих человека и животный мир в первобытной религии. Весьма древние корни имело и представление о саде как «блаженном месте» — царстве вечного довольства и счастья. Подобный сад-рай древние китайцы наделяли признаками весьма сходными с теми, которыми обладал locus amoenus в античной и средневековой литературе Европы: мягким климатом, изобилием воды и пищи, пышной растительностью, богатой фауной .

Позднее в дворцовых парках правителей древнекитайских империй мы встречаем переплетение мотивов сада-универсума и сада — райской обители. Известно, что в эти парки свозили камни, растения и зверей со всех краев света, не исключая даже Персии, в них имелось «тридцать шесть дворцов и павильонов» (несомненно символическое число) и даже миниатюрные копии реальных озер, гор и дворцов правителей завоеванных стран. При первом императоре Цинь Шихуанди, парк стал осознаваться не только как модель космоса, но и как прообраз Поднебесной. На территории его парков был воссоздан ландшафт Китая, и император управлял всей страной, не выходя из парка, так как считалось, что модель обладала теми же свойствами, что и оригинал. Дворцовые парки, очевидно, рассматривались в древности как микрокосм и необходимый атрибут вселенской власти императора. Недаром животных расселяли в разных частях парка в зависимости от районов их обитания на Земле, а придворный поэт II века до н. э. в своем беллетризованном описании дворца заявлял даже, что реки в императорском парке, как во всем мире, замерзают только в северных пределах. Во времена династии Хань (202 до н.э. — 220 н.э.) императорские парки совмещали в себе уже эзотерическую и социальную программу. Это был период особой популярности даосской алхимии, поисков пилюли бессмертия и культа небожителей сянь, которые, как считалось, были способны помочь в этих поисках. Поэтому в императорских садах воссоздавался ландшафт, способный максимальным образом привлечь небожителей: строились специальные горы — обители сяней, ставились бронзовые зеркала — для сбора лунной росы, пищи для небожителей, по склонам гор высевались «волшебные» грибы линъ-чжи и даже ставились бронзовые статуи небожителей. Иными словами, активно использовались принципы симпатической магии — притяжения подобного к подобному. В это же время обязательной принадлежностью сада стал пруд, расположенный обычно у подножия горы. Возможно, это было отголоском древних представлений о Мировой Горе и Мировом Океане, что, по выражению В.В. Малявина, стало в Китае «простейшим и самым устойчивым символом мироздания».

Зарождение классической эстетики китайского сада следует относить к эпохе раннего средневековья. По времени она совпадает со становлением китайской пейзажной живописи. К V-VI вв. н.э. сложились две устойчивые формы китайского сада: императорские и частные сады. Традиции их создания развивались в тесном взаимодействии друг с другом, что исключает возможность их противопоставления. Они взаимно дополняют друг друга. Эстетика частных садов выросла из заимствования и некоторого переосмысления принципов формирования императорских парков. Примерно таким же образом, по всей видимости, создавались и сады при монастырях.
На севере Китая получили распространение масштабные императорские сады, тогда как традиция шаманских садов государства Чу, ориентированных на внутренний транс, вполне возможно, послужила ступенью для развития так называемых садов сердца. Первый тип представлял собой масштабную картину мира, поражавшую воображение размерами, буйством красок и многообразием форм, а второй — отличался преимущественной монохромностью, меньшими размерами и большой склонностью к деталям и миниатюрным композициям.
В последующие столетия садовое искусство Китая непрерывно совершенствовалось. Немаловажную роль здесь сыграли идеи неоконфуцианства, упор на особое внимание к природе и внутреннее самопознание человека через диалог с природой.

Из сохранившихся до наших дней садов наиболее ранние относятся по времени сооружения к эпохе Мин (1368-1644). С этого периода, они дошли до нас без существенных изменений. Это послужило основанием для довольно распространенного мнения о том, что расцвет садового искусства приходится на период правления династии Мин. Однако образцы искусства последующих эпох являют примеры того, что садово-парковое искусство непрерывно совершенствовалось на протяжении всего своего многовекового развития.
Среди многообразия традиционных китайских садов совершенно четко можно проследить шесть их видов, близких друг к другу по принципам организации. Это:
при императорских дворцах,
при императорских гробницах,
при храмах,
сады естественных пейзажей,
домашние сады,
сады ученых.
В отличие от парковой традиции Европы, где сад предназначался для развлечений и прогулок, в Китае — это всегда место, где живут обычной повседневной жизнью. Сад лишь сообщает новое качество привычному быту, не отделяя от него свое пространство. И вместе с тем это пространство особое, четко выделенное, с фиксированными границами.

Интересную реализацию функций садово-паркового комплекса представляют императорские сады. Архитектурное построение дворцово-храмового комплекса выдает в нем культовое сооружение. Целью пребывания в этом архитектурном ансамбле было общение с Небом. В Гугуне все подчинено одной идее — максимально эффективно распределить поток космической энергии, что должно благотворно повлиять, по представлениям китайцев, на благополучие империи и жизнь императора — сакрализованной персоны, ее олицетворявшей.

Архитектурные объекты Гугуна отличаются крайней симметричностью, правильностью форм и четкой композицией.Бросается в глаза сознательно заданная регулярность его архитектурных объектов. Очевидно, что четко организованное пространство обладает гнетущим воздействием на психику человека. Сады при архитектурном комплексе в этом случае компенсировали подобное влияние, вовлекая посетителя в своего рода психологический диалог, некую игру. Они выполняют, таким образом, компенсаторную функцию, сглаживая влияние регулярности архитектуры. В садах абсолютно отсутствует заданность, предсказуемость, они выстраивались по принципу неожиданности явления, метаморфозы. Следует учитывать и то, что они были частью жилого пространства, связанного с бытом. В отличие от церемониальной ритуальности архитектуры дворцов и храмов сад представлял собой пространство для личной свободы и уединения, поддерживая психический баланс личности.

Мы можем вспомнить о версальских парках, реализованных как часть дворцового комплекса. Но, в отличие от Китая, светский архитектурный комплекс в Европе давно утратил свой сакрально-ритуальный сектор, следовательно, и сад не нес соответствующей нагрузки. Кроме того, европейский сад не ставил целью преобразовать природную среду во что-то иное. Природа здесь зажата в мире человеческого разума, но сохраняет статус среды отличной от социальной, и не используется для подведения зрителя к истине другого порядка. Иное дело сады Китая.
Наиболее характерны в этом смысле частные сады, рассчитанные на то, чтобы подвести зрителя к сосредоточению на переживании своих внутренних эмоций. Трудно сказать, продолжает ли эта традиция ту, что характерна для императорских садов, или она в этом смысле прямо противоположна гигантским ландшафтным паркам. Частные сады миниатюрны и значит способны более лаконичными средствами выразить идею китайского сада. Здесь, как и в дворцовых ансамблях, геометрически правильно оформленная территория с четко ориентированной по сторонам света архитектурой и совершенно особым образом оформленное пространство природной среды. Попадая в природную среду сада, человек не мог предсказать, на какую композицию он выйдет. Китайский сад всегда строился по принципу неожиданно возникающего вида. Анализируя описания садов и парков Китая, молено сделать вывод, что их пейзажи подразделялись на три основных вида:
1) устрашающий;
2) смеющийся;
3) идеалистический, или романтический.
Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей — романтический — навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».

Знатоки садового искусства неизменно подчеркивали, что в устроении садовых ландшафтов «не существует установленных правил» и что их создатель на девять десятых — «господин вещей» и лишь на одну десятую — мастер, повинующийся законам своего ремесла .Это объясняется тем, что человек в китайской триаде имел статус, онтологически равный Земле и Небу, что обязывало его завершить все созданные ими образы. Такой онтологической установки мы не находим больше нигде. Предполагалось, что, доводя до совершенства небесные и земные образы, человек совершенствовал самого себя, выражая тем самым свою внутреннюю природу. Именно поэтому китайский сад — это постоянный диалог культурного и природного начал, он напоминает об онтологии. В нем всегда, независимо от размера, заключена идея всеобщей космической взаимообусловленности. Человек чувствует себя в саду хозяином, он перерабатывает материал природы и, узнавая его, обретает знания о себе.

3. Характеристика китайского сада
Пространство китайского сада очень конкретно, он ограничен. Сад не рассчитан на дали, находящиеся за его пределами, от которых он отгорожен высокой стеной. В этом «пространстве в себе» создается очень высокая локальная активность. Сад постоянно дает вызов зрителю, он требует активного внутреннего и внешнего взаимодействия человека. Композиционно он представляет собой одну целостную зону, которая дробится затем на более мелкие локальные части. В общем, сад — это выделенное пространство, мир в мире, который самодостаточен и поэтому может пребывать где угодно.
Китайские источники затрудняются охарактеризовать, что такое сад вообще. Встречаются попытки толковать его смысл из начертания соответствующего иероглифа как совокупность «земли», «воды», «листьев» и «ограды». В любом случае, это своеобразная условная реальность, композиция и предметы которой несут на себе особую смысловую нагрузку, свидетельствуя о пребывании человеческого творческого начала в мире.

В китайском саду воплощена программа интеллектуальной памяти. Очень распространено было «цитирование» других садов, традиция, роднящая сады с живописью. Речь идет о сооружении элементов садового ландшафта, характерных для садов более древних эпох (прием, который очень часто применялся в садах времен династий Мин и Цин (1644-1912). В настроении, навеваемом садом, можно было вернуться, например, во времена Фу Си и Хуан-ди. Китайский сад может напоминать известные поэмы и литературные сюжеты или представлять собой «картину мира, подобную живописному свитку».Помимо этого в саду ярко выражены элементы личной памяти. Какое-нибудь знаменитое в Китае место могло вдохновить заказчика или создателя сада на определенный сюжет, связанный с общепринятыми ассоциациями или личными воспоминаниями. Древнейшей традицией в Китае было уподобление идеально устроенного мира саду, что также роднило его искусное сотворение с живописью.
Вот как описывается прогулка по классическому китайскому саду: «На первых порах посетители шли по крытой извилистой галерее, огражденной с одной стороны стеной и обсаженной зеленью. Нередко тропинка петляла вдоль ограды, и перед глазами гулявших сменялись маленькие укромные дворики — то тенистые, то залитые светом. Ощущение замкнутого пространства делало шествие по этому узкому проходу своеобразным приготовлением к главному событию рассказа. В нем было что-то от очистительного испытания перед таинством нового рождения. Изредка в окнах галереи возникали, словно проблески солнца в сумерках житейской обыденности, ярко освещенные дворики и широкий простор — своеобразный пролог к явлению райской полноты бытия. А потом перед посетителем внезапно открывался вид на пруд с островками и мостами, архитектурными сооружениями, на разные лады устроенными берегами, красивыми камнями и деревьями. Миновав центральную часть сада, наиболее богатую живописными деталями, посетитель обнаруживал у себя за спиной представшие в новом ракурсе знакомые достопримечательности садового ландшафта. Это был как бы эпилог все того же безмолвного повествования».

3.1. Основные элементы китайского сада
3.1.1 Стены, окна, проходы, галереи

Сад в Китае не разбивается по произволу заказчика, он последовательно выстраивается. Создается определенная зона, отделенная от остального мира высокой стеной. Сад начинается со стены, которая может быть в форме облаков, дракона и т.п. Ее обычно белый цвет служит фоном для всего, что находится в саду. На нее падают лунные тени, она освещается закатными лучами солнца, растворяется с дымкой дождя, напоминая облако, спустившееся с неба. Ее белое пространство служит нейтральным фоном, как белая бумага свитка (недаром сад читается наподобие каллиграфического или живописного свитка). Множество проемов в стене создают определенный ритм, рождая при правильном прочтении сада многочисленные музыкальные ассоциации. Это своего рода «волшебная» зона, представляющая сама по себе отдельный пространственный слой, который резонирует с пространством сада и разделяет его.
Наиболее распространенный тип сквозных проемов — круглый, который имитировал Луну, рождая многочисленные ассоциации с популярным в китайской традиции лунным миром. Такая форма проемов вызывала ассоциации с эликсиром бессмертия, по китайским представлениям изготовляемым на Луне, и с лунным зайцем, толкущим снадобье в ступке. Круглый проем вводил посетителя в особую лунную зону, пространство Луны — мир, который воспевался в новеллах еще с эпохи Тан. В круглых сквозных проемах прослеживается эстетика прохождения сквозь стену, как сквозь особую пространственную зону. Обычно окна павильонов дворика, куда выводил лунный проем, были декорированы белой бумагой, имитировавшей лунный свет.

Важнейшая категория для оценки архитектурных построек сада — это «тун»— тесная взаимосвязь зданий и природной среды. Отдельные участки сада сооружались с учетом того, как они будут выглядеть из оконного проема. В зависимости от этого варьировались форма окна, его обрамление. Часто окно оформлялось таким образом, что видимый из него садовый пейзаж воспринимался как живописный свиток, составлявший единую композицию с декоративными элементами окна.
В этом прослеживается основополагающий принцип китайского сада — совокупность множества отдельно взятых кадров, композиций. Учитывалось то, как архитектурные постройки будут смотреться в саду, как сад будет смотреться из окон этих построек, насколько одно дополняет вид другого. Как свидетельствует Цзи Чэн, знаменитый теоретик садово-паркового искусства Китая, учитывалось даже то, как будет смотреться сад из окна соседнего дома.
Садово-парковая композиция выстраивалась из системы открытых и закрытых видов. Первые сообщались с пространством сада, вторые представляли собой замкнутый ансамбль, видимый лишь с определенной точки зрения, часто из окна, с пролета галереи или через проем в стене. Количество тех и других было определено заранее, продумано относительно взаимного соотношения и общей идеи сада. Соответственно и созерцались эти виды из двух положений, статичного и динамичного. Тщательно разработанная система дорожек, мостиков, галерей властно и вместе с тем ненавязчиво направляла посетителя, открывая ему тот или иной вид, и задавала траекторию движения, создавали кадр, определенную точку зрения.

Основную структуру, составляющую композицию сада, представляли собой вода и камни. Подобно китайскому пейзажу, сад развертывал перед зрителем умозрительную картину мира. Стихии камня и воды являлись воплощением дуальной (инь-янной) структуры бытия.
Идея взаимосвязи воды и камня, точнее воды и горы, вообще свойственна китайской традиции. Пейзаж, представляющий в Китае прообраз космического единства мира, осознавался художниками как «горы — воды».

Теоретики живописи часто приводят слова Конфуция:
«Мудрый радуется воде,
Человеколюбивый радуется горе.
Мудрый [ценит) движение.
Гуманный — покой.
Мудрый [обретает] радость,
Гуманный — долголетие».
(Луньюй. Гл. VI, §21).
В садово-парковом искусстве отразилось живописное понятие юньгэиъ (корень облаков), утверждавшее внутреннее единство мира, как сочетание камня и воды. Только взаимопроникновение и метаморфозы этих двух стихий и связанные с ними представления о единстве души и ритма, органичное слияние «мудрости» и «гуманности», «движения» и «покоя», «радости» и «долголетия» (по терминологии Конфуция) рождают целостность ощущения бытия и создают качество в искусстве.

/div>

Китайский стиль сада: основные характеристики ⋆ Green-design.pro

Китайский стиль — это искусство создания красоты, спокойствия и духовной связи с природой, которая предоставляет занятым людям столь необходимую передышку из шумного, напряженного мира. Нетрудно понять постоянно возрастающий интерес к этой древней форме ландшафтного искусства. Давайте узнаем больше об особенностях и о том, как создать собственный яркий пример китайского сада.

Немного об истории стиля

Китайский сад — стиль ландшафтного дизайна, который развивается более трех тысяч лет. Самые ранние задокументированные китайские сады были созданы в долине Желтой реки во времена династии Шан (1600-1046 до н.э.). Эти сады были большими закрытыми парками, где императоры и дворяне охотились, отдыхали или выращивали фрукты и овощи.
Философские течения, такие как даосизм и конфуцианство, а также буддизм оказали сильное влияние на классический китайский стиль. Сады часто строились как место времяпровождения для правительственных чиновников, потерявших свои должности. Используя богатство, накопленное за многовековую историю, китайские дизайнеры строили огромные ландшафтные сады с искусственными горами, оврагами и лесами, заполненными редкими птицами и домашними дикими животными. Это были одни из первых садов, которые пытался создать идеализированную копию природы.
Династия Тан (618-907 гг. Н.э.) считалась золотым веком классического китайского сада.
Живопись и поэзия достигли уровня, который никогда не видел, и новые парки, большие и малые, заполнили столицу Чанъань. Новые сады были вдохновлены классическими легендами и стихами. Даже обычные резиденции имели крошечные сады во дворах, с терракотовыми горами и небольшими прудами.
Много классических примеров этой стилистики можно встретить и в наши дни, посетив в Китае эти прекрасные сады.

Особенности стиля

Классический китайский сад окружен стеной, обычно окрашенной в белый цвет, которая служит чистым фоном для цветов и деревьев. Ландшафт включает в себя один или несколько прудов, скальные работы, деревья и цветы, а также ассортимент залов и павильонов в саду, соединенных обводными дорожками и галереями зигзагов. Переходя от зоны к зоне, посетители могут просматривать серию тщательно сложенных сцен, разворачиваясь, как свиток пейзажной живописи.Китайский сад
Четыре основных элемента китайского сада традиционно включают:

  • Вода — представляющая жизнь, постоянно меняющаяся природа
  • Камни — указывающие на стабильность и прочность
  • Растения — которые обеспечивают красоту, текстуру и значение
  • Архитектура — павильоны и чайные домики, обеспечивает место для размышлений, бесед и прохладительные напитки.

Водоемы

Пруд или озеро — центральный элемент китайского стиля. Главные здания обычно располагаются рядом с ним, а павильоны окружают озеро, чтобы увидеть его с разных точек зрения. В саду обычно есть пруд для цветов лотоса, со специальным павильоном для их просмотра. В прудах плавают золотые рыбы, тут обязательны павильоны над водой для их просмотра.
Маленькие сады имеют одно озеро с садом, растениями и структурами вокруг его края. В садах среднего размера — одно озеро с одним или несколькими потоками, входящими в озеро, с мостами, пересекающими потоки, или одно длинное озеро, разделенное на два водоема узким каналом и с мостами.

Вы также можете ознакомиться с другими стилями ландшафтного дизайна:

Архитектура

Китайские сады наполнены архитектурой; залы, павильоны, храмы, галереи, мосты, киоски и башни, занимающие большую часть площади. Сад в Сучжоу имеет сорок восемь структур, в том числе резиденцию, несколько залов для семейных собраний и развлечений, восемнадцать павильонов для просмотра различных особенностей сада, а также ассортимент башен, галерей и мостов, предназначенных для просмотра различных части садов с разных точек зрения. Садовые сооружения не предназначены для того, чтобы доминировать над ландшафтом, но быть в гармонии с ним.

Камни в китайском саде

Искусственная гора или скальный сад является неотъемлемым элементом китайских классических садов. Горный пик был символом добродетели, стабильности и выносливости в конфуцианской философии. Горный пик на острове также был центральной частью легенды об Островах Бессмертных и, таким образом, стал центральным элементом во многих классических садах. В китайских садах преобладают известняки.
Некоторые сады создают впечатление озер с местами гладких участков белого песка, окаймленных скалами, во дворах. В лунном свете они выглядели как настоящие озера. Этот стиль «сухого сада» был позже импортирован в Японию и превращен в сад дзэн.

Растения

Цветы и деревья, наряду с водой, скалами и архитектурой, являются четвертым существенным элементом китайского сада. Они представляют природу в ее самой яркой форме и контрастируют с прямыми линиями архитектуры и постоянства, острыми краями и неподвижностью скал. Садовые растения могут включать деревья, кустарники, многолетники, однолетники и водные растения. Карликовые деревья, бонсай, особенно ценятся в миниатюрных ландшафтах китайских садов.

растения в китайском саду

Каждый цветок и дерево в саду имеет свой символический смысл.

Китайский сад: обязательные элементы ландшафтного дизайна

В предыдущей статье (Уроки китайского. Урок первый: китайская философия сада) мы говорили о принципах, лежащих в основе традиционного для Поднебесной ландшафтного дизайна. Теперь настало время рассмотреть поближе те элементы сада, которые придают ему неповторимый национальный колорит, формируют собственно китайский стиль. 

Из каких же элементов складывается китайский сад?
Из каких же элементов складывается китайский сад?

Роль и значение воды в саду

Обязательная принадлежность китайского сада – шум падающей воды, ибо ничто иное так не успокаивает, не помогает достичь внутренней гармонии. Вода – стихия, которая в саду (равно как и в природе) предстает в двух качествах: это и зеркало мира, воплощение покоя, и примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Олицетворением первого качества служит озеро или какой-либо водоем со стоячей водой; второе качество олицетворяют речка, ручей, водопад.

В продуманном и сбалансированном саду желательно иметь как «живую» воду (водопад), так и водную гладь (водоем со спокойной, неподвижной водой). Не следует забывать о практическом назначении садовых водоемов: из них брали воду для хозяйственных нужд, их берега служили местами пикников и прогулок.

Водоемы, особенно рукотворные, не имеют высоких берегов и облицовки. Императорские павильоны на островках строили так, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к размерам самого острова. Таким приемом добивались впечатления, что они «вырастают» прямо из воды.

Спокойная вода - зеркало мира, воплощение покоя
Спокойная вода — зеркало мира, воплощение покоя

Создается особый мир отражений. Садовые дорожки и тропинки проходят часто над самой водой, а через водяные потоки перекинуты «верблюжьи», или горбатые мостики. Значительная часть пространства водоемов занята нимфеями и лотосами.

Живая вода – водопады. Их можно создать элементарно – всего лишь правильно организовав сток с крыши. В Китае крыши павильонов делают так, что дождевая вода низвергается с них, как настоящий водопад. А в наших широтах воды слишком много, поэтому мы на нее мало обращаем внимания. Но если вдуматься, мы тоже любим летом сидеть на открытой веранде во время дождя и слушать шум падающей воды. И в наших садах, под нашими крышами всегда можно создать некий водоем, в котором вода будет собираться для полива, выполняя одновременно роль водной глади.

Камни как элемент пейзажа

Камень – сложный материал, сочетающий в себе природные и антропогенные качества: он был создан природой, но поддается обработке человеком. В китайском саду «камень уравновешивает природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения». В их садовой традиции камень — это «чистая энергия неба и земли». Поэтому камню в саду отводится важное место.

Камню в китайском саду отводится важное место
Камню в китайском саду отводится важное место

Необходимо найти и принести в сад «правильный» камень. Не менее важно – точно и в нужном месте его расположить. Камень может быть один – большой, но очень красивый; его размещают на подставке или включают в композицию. Может быть и композиция из камней самого разного размера, цвета, фактуры и так далее. Особо ценными считаются камни с переливами, узорами, вкраплениями разнообразных цветов. Они ценны с художественной точки зрения, а с философской и релаксационной рассматриваются как вместилище энергии, предмет, влияющий на чувства человека. Их слушают, их созерцают.

Для выразительности композиций сада используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования растений. Один из китайских философов по этому поводу говорил: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа».

Ограждения

Сады в Китае принято огораживать, поскольку они – символ рая на Земле. Ограда выделяет особое пространство сада и делает его «миром в мире». С практической точки зрения это граница усадьбы или земельных владений. Создается же ограда как часть окружающего ландшафта, она всегда строится с таким расчетом, чтобы не разрушить рельеф местности, а точно следовать его складкам, взбегая вверх и вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону».

Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим, и практическим целям
Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим, и практическим целям

Посмотрите на Великую Китайскую стену – и все вопросы отпадут сами собой. С определенной долей воображения можно увидеть в причудливых изгибах стен подобие дракона, защищающего пространство сада, а дракон на Востоке всегда почитался как хранитель жизни, покровитель водной стихии. 

Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим целям, даже если она просто зрительно разграничивает сад. Ограда как таковая сама по себе располагает к «созерцанию теней, отбрасываемых цветами и бамбуком в лунную ночь». Нередко на стене оставляют пустое пространство, где друзья или почетные гости могут собственноручно начертать надпись. 

Ворота

Ни город, ни сад не может обойтись без ворот. Они всегда богато украшены, имеют символическую надпись. Ворота могут быть даже без стен или ограды, ведь они сами по себе служат символом, знаком. 

Павильоны 

Китайский сад или парк невозможен без архитектурных сооружений, обозначающих человека. Они могут быть самыми разными: павильоны и беседки, дворики и крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде.

В саду всегда есть архитектурные сооружения
В саду всегда есть архитектурные сооружения

Все подчинено идее созерцания из любой точки сада. Всегда важно, что бы созданное человеком находилось в единении с природой, в соответствии с ней, с пейзажем. 

Проходы и окна

В Китае принято придавать проемам и проходам в оградах, калитках, в садовых сооружениях форму круга, овала, шестигранника или восьмиугольника, грушевидную или форму тыквы-горлянки и так далее. Первоначально, учитывая особенности национального быта, закрытых дворов, окна в стенах служили «окном в мир». Во дворцах они чаще всего были нарисованы, чтобы извне никто не мог видеть внутреннюю жизнь. Но далее в садах они трансформировались в знаки космического цикла перемен. Их главнейшая задача –  передать связь между внешним и внутренним пространствами.

Дом открывается саду через окно, а сад через окно входит в дом
Дом открывается саду через окно, а сад через окно входит в дом

Окно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду через окно, а сад так же через окно входит в дом. Разная форма проемов и окон – разная энергетика, но и многообразие мира, как внутреннего, так и внешнего. 

Надписи, знаки, иероглифы

Куда бы вы ни пришли, в парке или в саду обязательно встретите камни или специально обработанные стволы деревьев с надписями. Этот особое направление в садово-парковом искусстве, связанное и с литературой, и с особым восприятием самого сада — точнее, той или иной его экспозиции. Надписи – непременная принадлежность каждого китайского сада и дома.

Часто перед наиболее выразительной частью парка или коллекцией растений стоит камень со стихотворной надписью, которая отражает порыв души поэта, увидевшего красоту цветения. О сиренях – перед сирингарием, о пионах – перед парком пионов, о розах – перед розарием, о лагерстремиях – перед входом в сад лагерстремий и так далее. Если где-то в парке — национальном или природном — вам случилось увидеть такие надписи на камнях, стволах деревьев или прямо на склонах, значит, это такое красивое место, которое просто не может никого оставить равнодушным.

Надписи - непременный элемент каждого китайского сада
Надписи — непременный элемент каждого китайского сада

Причем вирши могут быть размещены на нескольких камнях, расставленных в разных частях сада, а могут и изречения разных авторов быть расположены рядом. Надписи бывают выбиты на скалах, на камнях и специальных каменных столбах. 

Иероглиф, знак в садовом пейзаже дополняет и обогащает чувственное восприятие китайца, выделяет место как значимое, важное. Он может быть начертан не только на камне, но и на стволе дерева, на стене сада (строения). Это символ, и он обязательно должен быть хорошим, добрым, полезным, нести счастье и радость, душевный покой и равновесие.

Растения

Китайский сад всегда насыщен разнообразными растениями. Чем состоятельнее владелец, тем богаче флористический состав его угодий. Он включает большое число красивоцветущих, декоративно-лиственных листопадных и вечнозеленых деревьев и кустарников, а также хвойных растений. Непременно имеются небольшие вкрапления плодовых деревьев, выращиваемых не только ради красивого цветения (персик, слива), но и ради съедобных плодов (хурма, цитрусовые), а также лекарственных растений. 

В китайском саду непременно есть и декоративные, и плодовые деревья
В китайском саду непременно есть и декоративные, и плодовые деревья

Распределять по местам и степени «любви» и предпочтений те или иные культуры в китайском саду – неблагодарная задача. Все зависит от его расположения, благосостояния и общественного положения хозяина, многих других факторов. Но есть некоторые растения-символы, без которых не обходится, пожалуй, ни один сад.

Чаще всего список возглавляют хвойные (сосны, пихты, можжевельники, плосковеточник и другие), олицетворяющие долголетие, вечность, благородство. В китайском саду есть непременные «деревья счастья» (сливы, персики, яблони, вишни, ивы, тополя, магнолии). Древесные растения обязательно формируются. 

Особое место в садах отводится розам. Здесь следует еще и вспомнить, что чайно-гибридные розы – это и есть исконно китайские садовые розы («чайные» – от русифицированного английского слова China – Китай и от латинского видового названия chinensis – китайская, то есть, правильнее было бы их называть китайско-гибридные, или гибриды китайской розы). Розы высаживают большими группами, создавая розарии; вдоль дорожек; на шпалерах и так далее.

Травянистые растения – неотъемлемая часть сада. Однолетние и двулетние цветы — чаще всего ноготки, анютины глазки, флоксы — выставляют в горшках либо высаживают в грунт; многолетние размещают большими группами, создающими акцентные пятна, сбалансированные по цветовой гамме, по срокам цветения, по декоративности в осенней расцветке.

Травянистые растения, цветы - неотъемлемая часть сада
Травянистые растения, цветы — неотъемлемая часть сада

Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры из однолетников (временные композиции на газонах), которые создают настроение в саду до распускания листьев на деревьях или цветения древесных (слив, персиков, яблонь). Среди многолетников предпочтение отдается тюльпанам, пионам, георгинам, хризантемам, кардиокринумам, ирисам, флоксам, лилиям. Для водоемов главнейший вид — лотос. Помимо того, что он – буддийский символ, он еще и важное пищевое растение. 

В саду обязательно есть уголки, предназначенные для посещения их в разные времена года. Зимой можно любоваться хвойными, весной – персиками, сливами, яблонями, миндалем, летом – буйством и разнообразием растений, осенью – яркими красками кленов, осин, абрикосовых деревьев. 

Есть еще одна особенность у китайского сада – он не знает обширных травяных газонов. А дело в том, что формально выделенное пустое пространство чуждо китайским эстетическим принципам. Созерцание в саду благородных растений должно воспитывать благородные ответные чувства. 
Назначение рукотворного сада в Китае не исчерпывается показом разнообразия форм и богатства оттенков цветущих растений. Наиболее важное его предназначение определено тем, чтобы вызвать у посетителя философское настроение, обратив внимание на изменяющийся характер жизни, а растения — это знаки, определяющие настоящий момент, ситуацию, настроение.

Кирилл Ткаченко, Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *