Как переделать электродвигатель с 380 на 220
Если у вас есть трехфазный электродвигатель, вы знаете, что это недешевое удовольствие. Поэтому при необходимости использовать однофазный мотор, мысль о покупке нового оборудования посетит вас только тогда, когда вы не знаете, как сделать электродвигатель в домашних условиях. Мы расскажем, как переделать электрический двигатель с 380 на 220 Вольт своими руками.
Что можно переделывать
Для переделки подойдут маломощные электродвигатели 380 Вольт: до 3 кВт. Теоритически переподключаются и мощные моторы. Но это дополнительно повлечет за собой установку отдельного автомата в электрощите и проведение специальной проводки. И эти работы теряют смысл, если вдруг обнаруживается, что такую нагрузку не потянет вводной кабель.
Даже если ваша сеть держит высокие нагрузки, и вам удалось переделать двигатель от 3 кВт с 380 на 220 Вольт, вы огорчитесь при первом его пуске в ход. Запуск будет тяжелым. Вы решите, что труд был напрасным. Поэтому если переделывать, то именно маломощные модели.
Этапы переделки
Чтобы переделать электродвигатель с 380 Вольт на 220 сначала откиньте крышку мотора, чтобы посмотреть, сколько снаружи концов у статорных намоток. Их может быть 6 или 3. Если 6, то есть возможность поменять схему соединения: если была «звезда», можно перейти на «треугольник», и наоборот.
Если конца всего 3, значит, внутри короба намотки уже соединяются либо «звездой», либо «треугольником» (всего 6 концов, которые попарно объединяются клеммами, их и будет 3, так как на каждую клемму – 2 конца). В таком случае придется оставить прежнюю схему.
Внимание! Если вы решили поменять схему соединения статорных обмоток с тремя концами снаружи, то придется своими руками вскрыть корпус мотора. Это трудоемко, но возможно.
Соединение обмоток
Неважно, каков источник питания, трехфазный или однофазный, соединять статорные намотки можно любым из способов (можете прочитать подробнее про способы подключения электродвигателей):
- Звезда;
- Треугольник.
Звездой обычно соединяют намотки, если двигатель будет питаться от сети 380 В. Благодаря этому пуск становится плавным, хотя теряется треть мощности. Треугольник же рекомендуется при запитывании от 220 Вольт. Пусковые токи при этом не так высоки по сравнению с теми, что возникают от трехфазного питания. Зато мощность равна той, что дает «звездное» соединение, если мотор подключен к 380 В.
Схемы посмотрите ниже. Разница в том, что в первом случае соединяются все начала так, что получается трехконечная звезда. А во втором – конец одной обмотки соединяется с началом следующей так, что образуется фигура с тремя вершинами (треугольник).
Расчет конденсаторов
Когда концы намоток соединяют звездой или треугольником, образуется 3 места, где они стыкуются. На этих местах ставят клеммы. При питании от 380 Вольт на каждую из них подают фазу. Но наша задача, имея те же 3 контакта, подать лишь 1 фазу 220 Вольт и нуль. Это можно реализовать своими руками, компенсировав отсутствие трехфазного питания конденсаторами. Пусковой будет активным только на время запуска, а рабочий – постоянно.
Чтобы электрический двигатель хорошо запускался и работал, нужно правильно подобрать емкость конденсаторов. У рабочего накопителя она зависит от схемы соединения. Если это звезда, то работает формула:
Если треугольник, то формула преобразует свой вид:
Ср – искомая емкость рабочего накопительного элемента. U – напряжение в сети (220 Вольт). I – сила тока, которую находят по формуле:
Р – мощность, U – уже известное нам напряжение, ƞ – КПД, косинус «фи» — коэффициент мощности. Все эти значения можно посмотреть в техническом паспорте от вашего трехфазного мотора.
Расчет емкости пускового конденсатора (Сп) прост: умножьте Ср на 1,5 или 2. Если Ср=50 мкФ, то Сп будет от 75 до 100 мкФ. Поочередно ставьте то одну емкость, то другую, запуская каждый раз мотор. По звуку хода слушайте: если нет гула, то все в порядке.
Внимание! Конденсаторы обязательно должны быть бумажными. Для переделки двигателя своими руками хорошо идут МБГП или МБГО. Если не нашли накопителя нужной емкости, то соедините несколько штук параллельно.
Сборка по схеме
Схема выше показывает, как правильно соединить своими руками намотки статора с конденсаторами и проводами сети 220 В. К одной из вершин треугольника или звезды нужно подключить накопительные элементы параллельно друг другу (предусмотрите ключ для ручного отключения пускового накопителя после разгона). Затем их выводят либо на фазу, либо на ноль: неважно. От этого будет зависеть только направление вращения вала.
Как поменять направление вращения
Если поменять направление нужно только 1 раз, то это можно сделать еще на стадии переделки. Для этого достаточно поменять местами любые две обмотки статора. Той же цели достигает перекидывание ветки конденсаторов с нуля на фазу, или наоборот. Но если вам нужно часто реверсировать трехфазный переделанный мотор, необходим переключатель. Собрав электродвигатель по схеме ниже, вы освободите себя от смены намоток каждый раз, когда нужно задать обратное направление вращения вала.
В переделке трехфазного электрического двигателя под однофазную сеть своими руками нет ничего трудного. Наибольшую сложность составит только расчет емкости рабочего конденсатора и экспериментальный подбор емкости из подсчитанного диапазона для пускового накопителя. Но и это становится легко, если вы не потеряли технический паспорт, а под рукой есть калькулятор.
Как подключить электродвигатель 380в на 220в
Новогодняя Акция Заказывая сруб дома из бревна, Вы получаете бревенчатую баню 3*3 метра в подарок. Срок Акции ограничен, Поторопись!
Бывает, что в руки попадает трехфазный электродвигатель. Именно из таких двигателей изготавливают самодельные циркулярные пилы, наждачные станки и разного рода измельчители. В общем, хороший хозяин знает, что можно с ним сделать. Но вот беда, трехфазная сеть в частных домах встречается очень редко, а провести ее не всегда бывает возможным. Но есть несколько способов подключить такой мотор к сети 220в.
Следует понимать, что мощность двигателя при таком подключении, как бы вы ни старались — заметно упадет. Так, подключение «треугольником» использует только 70% мощности двигателя, а «звездой» и того меньше — всего 50%.
В связи с этим двигатель желательно иметь по мощнее. Подключая двигатель, будьте предельно осторожны. Делайте все не спеша. Меняя схему, отключайте электропитание и разряжайте конденсатор электролампой. Работы производите как минимум вдвоем.
Итак, в любой схеме подключения используются конденсаторы. По сути, они выполняют роль третьей фазы. Благодаря ему, фаза к которой подключен один вывод конденсатора, сдвигается ровно настолько, сколько необходимо для имитации третьей фазы. Притом что для работы двигателя используется одна емкость (рабочая), а для запуска, еще одна (пусковая) в параллель с рабочей. Хотя не всегда это необходимо.
Например, для газонокосилки с ножом в виде заточенного полотна, достаточно будет агрегата 1 кВт и конденсаторов только рабочих, без надобности емкостей для запуска. Обусловлено это тем, что двигатель при запуске работает на холостом ходу и ему хватает энергии раскрутить вал.
Если взять циркулярную пилу, вытяжку или другое устройство, которое дает первоначальную нагрузку на вал, то тут без дополнительных банок конденсаторов для запуска не обойтись. Кто-то может сказать: «а почему не подсоединить максимум емкости, чтобы мало не было?» Но не все так просто. При таком подключении мотор будет сильно перегреваться и может выйти из строя. Не стоит рисковать оборудованием.
Какой бы емкости ни были конденсаторы, их рабочее напряжение должно быть не ниже 400в, в противном случае они долго не проработают и могут взорваться.
Рассмотрим сначала как подключается трехфазный двигатель в сеть 380в.
Трехфазные двигатели бывают, как с тремя выводами — для подключения только на «звезду», так и с шестью соединениями, с возможностью выбора схемы ― звезда или треугольник. Классическую схему можно видеть на рисунке. Здесь на рисунке слева изображено подключение звездой. На фото справа, показано как это выглядит на реальном брне мотора.
Видно, что для этого необходимо установить специальные перемычки на нужные вывода. Эти перемычки идут в комплекте с двигателем. В случае когда имеется только 3 вывода, то соединение в звезду уже сделано внутри корпуса мотора. В таком случае изменить схему соединения обмоток попросту невозможно.
Некоторые говорят, что так делали для того, чтобы рабочие не воровали агрегаты по домам для своих нужд. Как бы там ни было, такие варианты двигателей, можно с успехом использовать для гаражных целей, но мощность их будет заметно ниже, чем соединенных треугольником.
Схема подключения 3-х фазного двигателя в сеть 220в соединенного звездой.
Как видно, напряжение 220в распределяется на две последовательно соединенные обмотки, где каждая рассчитана на такое напряжение. Поэтому теряется мощность почти в два раза, но использовать такой двигатель можно во многих маломощных устройствах.
Максимальной мощности двигателя на 380в в сети 220в можно достичь, только используя соединение в треугольник. Кроме минимальных потерь по мощности, неизменным остается и число оборотов двигателя. Здесь каждая обмотка используется на свое рабочее напряжение, отсюда и мощность. Схема подключения такого электродвигателя изображено на рисунке 1.
Рис. 1
На рис.2, изображено брно с клеммой на 6 выводов для возможности подключения треугольником. На три получившихся вывода, подается: фаза, ноль и один вывод конденсатора. От того, куда будет подключен второй вывод конденсатора ― фаза или ноль, зависит направление вращения электродвигателя.
На фото: электродвигатель только с рабочими конденсаторами без емкостей для запуска.
Если на вал будет начальная нагрузка, необходимо использовать конденсаторы для запуска. Они соединяются в параллель с рабочими, используя кнопку или переключатель на момент включения. Как только двигатель наберет максимальные обороты, емкости для запуска должны быть отключены от рабочих. Если это кнопка, просто отпускаем ее, а если выключатель, то отключаем. Дальше двигатель использует только рабочие конденсаторы. Такое соединение изображено на фото.
Как подобрать конденсаторы для трехфазного двигателя, используя его в сети 220в.
Первое, что нужно знать ― конденсаторы должны быть неполярными, то есть не электролитическими. Лучше всего использовать емкости марки ― МБГО. Их с успехом использовали в СССР и в наше время. Они прекрасно выдерживают напряжение, скачки тока и разрушающее воздействие окружающей среды.
Также они имеют проушины для крепления, помогающие без проблем расположить их в любой точке корпуса аппарата. К сожалению, достать их сейчас проблематично, но существует множество других современных конденсаторов ничем не хуже первых. Главное, чтобы, как уже говорилось выше, рабочее напряжение их не было меньше 400в.
Расчет конденсаторов. Емкость рабочего конденсатора.
Чтобы не обращаться к длинным формулам и мучить свой мозг, есть простой способ расчета конденсатора для двигателя на 380в. На каждые 100 Вт (0,1 кВт) берется — 7 мкФ. Например, если двигатель 1 кВт, то рассчитываем так: 7 * 10 = 70 мкФ. Такую емкость в одной банке найти крайне трудно, да и дорого. Поэтому чаще всего емкости соединяют в параллель, набирая нужную емкость.
Емкость пускового конденсатора.
Это значение берется из расчета в 2-3 раза больше, чем емкость рабочего конденсатора. Следует учитывать, что эта емкость берется в сумме с рабочей, то есть для двигателя 1 кВт рабочая равна 70 мкФ, умножаем ее на 2 или 3, и получаем необходимое значение. Это 70-140 мкФ дополнительной емкости — пусковой. В момент включения она соединяется с рабочей и в сумме получается — 140-210 мкФ.
Особенности подбора конденсаторов.
Конденсаторы как рабочие, так и пусковые можно подбирать методом от меньшего к большему. Так подобрав среднюю емкость, можно постепенно добавлять и следить за режимом работы двигателя, чтобы он не перегревался и имел достаточно мощности на валу. Также и пусковой конденсатор подбирают добавляя, пока он не будет запускаться плавно без задержек.
Кроме указанного выше типа конденсатора — МБГО, можно использовать тип — МБГЧ, МБГП, КГБ и тому подобные.
Подведём итоги.
Иногда возникает необходимость менять направление вращения электродвигателя. Такая возможность есть и у двигателей на 380в, используемых в однофазной сети. Для этого нужно сделать так, чтобы конец конденсатора, подключенный к отдельной обмотке, оставался неразрывным, а другой мог перебрасываться с одной обмотки, где подключен «ноль», к другой где — «фаза».
Такую операцию может делать двухпозиционный переключатель, на центральный контакт которого подключается вывод от конденсатора, а на два крайних вывода от «фазы» и «нуля».
Более подробно можно увидеть на рисунке.
Существуют электродвигатели трехфазные на 220в. У них каждая обмотка рассчитана на 127в и при подключении в однофазную сеть по схеме «треугольник» ― двигатель просто сгорит. Чтобы этого не произошло, такой мотор в однофазную сеть следует подключать только по схеме — «звезда».
Как подключить электродвигатель с 380 на 220: схемы
Бывают ситуации, когда оборудование, рассчитанное на 380 вольт, необходимо подключить к домашней сети на 220 В. Так как двигатель при этом не запустится, необходимо изменить в нем некоторые детали. Это можно без труда сделать самостоятельно. Даже несмотря на то что КПД несколько снизится, такой подход бывает оправданным.
Трехфазные и однофазные двигатели
Чтобы разобраться, как подключить электродвигатель с 380 на 220 Вольт, узнаем, что значит питание на 380 вольт.
Трехфазные двигатели имеют множество преимуществ по сравнению с бытовыми однофазными. Поэтому их применение в промышленности обширно. И дело заключается не только в мощности, но и в коэффициенте полезного действия. В них также предусмотрены пусковые обмотки и конденсаторы. Это упрощает конструкцию механизма. К примеру, пусковое защитное реле холодильника отслеживает, сколько врублено обмотки. А в трехфазном двигателе в этом элементе необходимость отпадает.
Это достигается тремя фазами, во время работы которых внутри статора вращается электромагнитное поле.
Почему 380 В?
Когда поле внутри статора вращается, ротор двигается также. Обороты не совпадают с пятьюдесятью Герцами сети из-за того, что больше обмоток, количество полюсов отличное, а также по разным причинам происходит проскальзывание. Эти показатели применяются для регуляции вращения моторного вала.
Все три фазы имеют значение по 220 В. Однако разница между любыми двумя из них в любое время будет отличным от 220. Так и получится 380 Вольт. То есть двигатель применяет 220 В для работы, при этом имеется сдвиг фаз, составляющий сто двадцать градусов.
Потому как подключить электродвигатель 380 на 220 Вольт напрямую невозможно, приходится использовать ухищрения. Конденсатор считается самым простым способом. Когда емкость проходит фазу, последняя изменяется на девяносто градусов. Хоть до ста двадцати она не доходит, этого достаточно для запуска и работы трехфазного двигателя.
Как подключить электродвигатель с 380 на 220 В
Для реализации задачи необходимо понимать, как устроены обмотки. Обычно корпус защищен кожухом, а под ним расположена разводка. Сняв его, нужно изучить содержимое. Часто здесь можно найти схему соединений. Чтобы подключение электродвигателя к сети 380-220 состоялось, используется коммутация в форме звезды. Концы обмоток находятся в общей точке, которая называется нейтралью. Фазы подаются на противоположную сторону.
«Звезду» придется изменить. Для этого обмотки мотора необходимо соединить в другую форму — в виде треугольника, объединив их на концах друг с другом.
Как подключить электродвигатель с 380 на 220: схемы
Схема может выглядеть следующим образом:
- напряжение сети прикладывается к третьей обмотке;
- тогда на первую обмотку напряжение перейдет через конденсатор при фазовом сдвиге в девяносто градусов;
- на второй обмотке скажется разница напряжений.
Понятно, что сдвиг фаз получится на девяносто и сорок пять градусов. Из-за этого вращение равномерным не получится. К тому же форма фазы на второй обмотке не будет синусоидальной. Поэтому, после того как подключить трехфазный электродвигатель к 220 вольтам удастся, он не сможет реализовываться без потерь мощности. Иногда вал даже залипает и перестает крутиться.
Рабочая емкость
После набора оборотов емкость пуска уже будет не нужна, так как сопротивление движению станет незначительным. Для разряжения емкости ее укорачивают на сопротивление, через которое ток уже не пройдет. Для правильного выбора рабочей и пусковой емкости в первую очередь нужно учитывать, что рабочее конденсаторное напряжение должно существенно перекрывать 220 Вольт. Минимум оно должно составлять 400 В. Также нужно обратить внимание на провода, чтобы токи были предназначены для однофазной сети.
При слишком малой рабочей емкости вал будет залипать, поэтому для него используется начальное ускорение.
Рабочая емкость также зависит от следующих факторов:
- Чем мощнее мотор, тем больше конденсаторный номинал потребуется. Если значение составляет 250 Вт, то хватит и нескольких десятков мкФ. Однако если мощность будет выше, то и номинал может считаться сотнями. Конденсаторы лучше приобретать пленочные, потому что электрические придется дополнительно доделывать (они предназначены для постоянного, а не переменного тока, и без переделок могут взорваться).
- Чем больше обороты мотора, тем и номинал необходим выше. Если взять двигатель на 3000 оборотов в минуту и мощностью 2,2 кВт, то батарея ему потребуется от 200 до 250 мкФ. А это огромное значение.
Еще эта емкость зависит и от нагрузки.
Завершающий этап
Известно, что электрический двигатель 380 В в 220 Вольтах будет лучше работать в том случае, если напряжения получатся с равными значениями. Для этого обмотку, подсоединяющуюся к сети, трогать не нужно, но потенциал измеряется на обеих других.
У асинхронного мотора имеется свое реактивное сопротивление. Необходимо определить минимум, при котором он начнет вращение. После этого номинал понемногу увеличивают до тех пор, пока все обмотки не выравняются.
Но когда двигатель раскрутится, может получиться, что равенство нарушится. Это происходтит из-за снижения сопротивления. Поэтому, перед тем как подключить электродвигатель с 380 на 220 Вольт и зафиксировать это, нужно сравнять значения и при работающем агрегате.
Напряжение может быть и выше 220 В. Посмотрите, чтобы обеспечивалась стабильная стыковка контактов, и не было потери мощности или перегрева. Лучше всего коммутация производится на специальных клеммах с закрепленными болтами. После того как подключить электродвигатель с 380 на 220 Вольт получилось с необходимыми параметрами, на агрегат снова надевают кожух, а провода пропускают по бокам через резиновый уплотнитель.
Что еще может случиться и как решить проблемы
Нередко после сборки обнаруживается, что вал вращается не в ту сторону, в которую нужно. Направление необходимо поменять.
Для этого третью обмотку подключают через конденсатор к резьбовой клемме второй обмотки статора.
Бывает, что из-за длительной работы с течением времени появляется шум двигателя. Однако этот звук совсем иного рода по сравнению с гулом при неправильном подключении. Случается со временем и вибрация мотора. Иногда даже приходится с силой вращать ротор. Обычно это вызвано износом подшипников, из-за чего возникают слишком большие зазоры и появляется шум. Со временем это может привести к заклиниванию, а позже — к порче деталей двигателя.
Лучше такого не допускать, иначе механизм придет в негодность. Проще заменить подшипники на новые. Тогда электродвигатель прослужит еще долгие годы.
Переподключение электро — двигателя, с 380 на 220 вольт.
Вы приобрели промышленную швейную машину. И решили подключить её у себя дома. Но первое, с чем вы столкнётесь, это подключение её в розетку.
На фото 1, электро двигатель машин таких, как: 34 класс; 330-8 класс ; 430 класс : 1022 класс; 1022 М класс и так далее. На паспорте машины вы прочтёте 0,37 киловатта, 3000 об/мин.
Фото 1.
На фото 2, на двигателе паспорт— это чёрная табличка — вы прочтёте, Мощность двигателя 0,27 киловатта. 1500 об/мин. Этот двигатель, устанавливался на машинах 23 класса и 22 класса и так далее.
Фото 2.
Для подключения в розетку 220 V необходимо:
- Разобрать и промыть подшипники.
- Смазать их Солидолом.
- Собрать двигатель.
- Ротор двигателя, должен проворачиваться от руки! В противном случае абсолютно рабочий двигатель — с горит! И у вас выбьет пробки, на счётчике!
- Открутить винт(ы) на клемнике двигателя, снять крышку.
- По фото 4, вы должны переставить пластинки в положение треугольник.
- От розетки, до клемника, с провисом до пола, измерить расстояние. Это для определения длинны, двухжильного медного (многожильного) провода.
- Подсоединить этот провод к вилке.
- Конденсаторы. Фото 5 и фото 7.
- Припаять к конденсаторам провода, лучше разного цвета.
На фото 3, показан клемник электро двигателя от машины 1022 М. На нём соединение звезда.
Фото 3.
На фото 4,крышка клемника, два положения подключения — треугольник и звезда.
Фото 4.
На фото 5, конденсатор.
На двигатель, мощностью в 1 киловатт, необходимо 60 мкФ конденсаторов. 1 Киловатт равен 1000 ватт. На 500 ватт надо 30 мкФ, на 250 ватт надо 15 мкФ.
Фото 5.
На фото 6, нам для подключения, нужно чтоб на конденсаторе, было написано ёмкость 20 мкФ, а рабочее напряжение 500 В. Для подключения двигателя на двигатель в 0,27 кВт равно 270 ватт, нам подойдёт один конденсатор. А для двигателя 0,37 кВт нам надо два таких.
Фото 6.
На фото 7, вот так мы их спаиваем проводами и оставляем еще, по 50 см длины, на подсоединение, к клемнику.
Фото 7.
На фото 8, схемка для подключения клемника к розетке. При таком подключении ваш двигатель заработает. А, как только, нажмёте на педаль, включится и фрикцион.
Не спешите присоединять ремень к машине! Возможно нужно будет сменить направление вращения двигателя! Для этого поменяв местами провода чёрный и красный изменятся обороты двигателя. Шкив двигателя должен вращаться на сидящего за машиной. А при работе на оверлоке наоборот от сидящего!
Фото 8.
На фото 9, показана схемка, для подключения к двигателю 1,1 кВт.
- Реверс — переключатель оборотов двигателя.
- Кнопка Пуск — нажимается, на 3-4 секунды. При нажиме на эту кнопку — включается пусковая обмотка, двигателя. Двигатель набирает, максимальные обороты, а отпустив кнопку, двигатель продолжает работать, без конденсаторов.
Фото 9.
На фото 10, машина 1022 М. Можно надеть ремень, на маховое колесо, машины.
Провода прикрепить к станине, машины, изо лентой. Но так, чтоб они не касались ремня. И зачищенные от изоляции провода, не касались металлических частей каркаса, стола. Между проводом и металлом, лучше положить, кусочек асбеста или пластмассы.
Фото 10.