Подбор составов цементно-грунтовых строительных блоков
Вид грунта | Число пластичности грунта | Относительная прочность при сжатии (при одинаковом содержании цемента |
---|---|---|
Песок | 0 | 0,7-0,9 |
Супесь | 1-7 | 1,0 |
Суглинок легкий | 7-12 | 0,8-0,9 |
Суглинок тяжелый | 12-17 | 0,6-0,7 |
Глина | 17-20 | 0,4-0,5 |
Видно, что глины малопригодны для получения цементогрунта: прочность материала на их основе в 2-2,5 раза меньше, чем на основе супесей. Равнопрочный цементогрунт можно получить при введении 16% цемента, что экономически нецелесообразно. Главная причина ограничения применения грунтов с числом пластичности более 14 -трудность их измельчения существующими машинами. Измельчение существенно влияет на прочность и морозостойкость цементогрунтов (содержание частиц более 5 мм допускается до 25%, а крупнее 10 мм до 10%). Кроме того, для любых типов грунтов содержание гумуса должно быть не более 6%, при привышении этой цифры необходимо добавление до 4% извести.
Ниже приводится таблица грунтов и ориентировочные расходы цемента для получения цементогрунтов на вибропрессах «ВИБРОМАСТЕР» для производства строительных блоков.
Грунты | Содержание частиц раз-мером 0,05-2 мм % от массы | Число пластичн-ости Jp | Ориентиро-вочный расход цемента, % от массы грунта |
---|---|---|---|
Супесь легкая крупная | > 50 | 1-7 | 8-10 |
Супесь легкая |
>50 | 1-7 | 8-10 |
Супесь пылеватая | 20-50 | 1-7 | 10 |
Супесь тяжелая пылеватая | <20 | 1-7 | 10 |
Суглинок легкий | >40 | 7-12 | 8-10 |
Суглинок легкий пылеватый | <40 | 7-12 | 8-10 |
Суглинок тяжелый | >40 | 12-17 | 11-14 |
Суглинок тяжелый пылеватый | < 40 | 12-17 | 11-14 |
Глина песчанистая | >40 | 12-17 | 13-15 |
Глина жирная | не нормируется | — |
С целью увеличения числа типов грунтов, применяемых для получения цементогрунта, повышения его качества, уменьшения расхода цемента используются специальные химические добавки.
Ниже приведены данные о влиянии добавок на свойства и применение цементогрунтов.
Добавки к цементу | Возможность приме нения |
Повышение морозо- стойкости |
Применение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кис- лыех |
Засолен- ных |
Гумуси- рованных |
При повы- шенной влажности |
При 0° | ||||
Известь | + | + | + | + | + | — | ||
Известь + гидро-ксид натрия | + | + | — | — | + | |||
Известь +хлорид Кальция, известь+ Хлорид железа | — | + | + | + | — | + | ||
Известь + сульфат Магния, известь + сульфат железа, известь + сульфат алюминия | — | — | — | + | + | — | ||
Хлорид Кальция, Хлорид кальция + хлорид натрия, Хлорид Кальция + ССБ | — | — | — | + | — | + | ||
Сульфат кальция | — | + | + | + | + | — | ||
Сульфат натрия, силикат натрия | — | + | + | + | — | — |
Знак «плюс» указывает на эффективность, «минус» — на неэффективность применения добавки.
Наиболее важным этапом является подбор оптимальных соотношений компонентов смесей и определение свойств строительных блоков из цементогрунтов, их соответствия проектному заданию. Для обеспечения качественного уплотнения на вибростанках «ВИБРОМАСТЕР» влагосодержание смеси для большинства грунтов должно находиться в пределах 14- 23%.
По табл. 5 в зависимости от типа грунта назначают расход цемента для основного пробного замеса и двух дополнительных пробных замесов отличающихся соответственно от основного расходом цемента больше и меньше на 10 %. На приготовленных пробных замесах проверяют жесткость смеси. Жесткость цементно-грунтовой смеси должна соответствовать 60 сек по техническому вискозиметру. Если жесткость цементно-грунтовой смеси окажется больше требуемой, то в замесе небольшими порциями увеличивают содержание воды до тех пор, пока жесткость цементно-грунтовой смеси не станет равна заданной. Если жесткость окажется меньше требуемой, то в смесь добавляют грунт. Кроме того, на пробных замесах определяют среднюю плотность цементно-грунтовой смеси. Для этого применяют мерный цилидрический сосуд вместимостью 5 л, диаметром 185 мм и высотой 185 мм. Перед испытанием сосуд взвешивают, затем загружают в него цементно-грунтовую смесь и уплотняют вибрированием на лабораторной площадке с пригрузом до появления на ее поверхности цементного молока (1 -1,5 мин), добавляя при необходимости смесь до верха мерного цилиндра.
После окончания уплотнения избыток смеси срезают стальной линейкой вровень с краями сосуда и поверхность тщательно выравнивают. Сосуд со смесью взвешивают и вычисляют среднюю плотность цементно-грунтовой смеси по формуле:
р = m / V,
где р — средняя плотность смеси, кг/м3;
m — масса смеси, кг;
V — объем смеси, м3.
Для каждой пробы цементно-грунтовой смеси определяют среднюю плотность. Окончательное значение рсрвычисляют с округлением до 10 кг/м3 как среднее арифметическое значение результатов двух определений из одной пробы, отличающихся между собой не более, чем на 5%. После достижения заданной жесткости цементно-грунтовой смеси и экспериментального определения ее средней плотности изготовляют по 3 кубика-образца каждого пробного замеса в стандартных формах 10x10x10 см. Кубики-образцы уплотняют на лабораторной виброплощадке с пригрузом до появления цементного молока. Открытую поверхность образцов выравнивают кельмой, срезая избыток смеси. Затем формы, закрыв влажной тканью, хранят 24 часа при температуре 20+/-2°С. Через 24-30 часов образцы распалубливают и помещают в камеру нормального твердения (влажность 95%, температура 20°С) на 28 суток. Через 28 суток, перед испытанием на прочность, образцы осматривают, проверяя ровность поверхности и отсутствие трещин и раковин. Образцы обмеряют с погрешностью +/-1 мм и взвешивают с точностью до 1 г, после чего испытывают на
Ксж = Pp / F,
где
Рр -разрушающая сила, кгс;
F — площадь сечения образца см2.
Прочность цементогрунта принимают как среднее арифметическое из трех значений Рсж.
После испытаний трех серий образцов проверяют, какой из составов цементогрунта удовлетворяет требуемой марке по прочности. Если ни один из составов не удовлетворяет этим требованиям, проводят новые пробные замесы с увеличением расхода цемента на 10%.
Фактический состав полученной цементно-грунтовой смеси определяют в следующем порядке:
1. Вычисляют фактический объем Vn (м3) пробного замеса:
Vn = mобщ / pср
где
mобщ — общая масса материала, затраченного на приготовление пробного замеса с учетом добавок при корректировке жесткости цементо-грунтовой смеси, кг;
рср — средняя плотность смеси, кг/м3.
2. Определяют фактический состав цементогрунта по массе расхода материалов ЦВГ на 1 м3 цементогрунта:
- цемента Ц= Цп /Vп ;
- воды В=Вп/Vп;
- грунта Г = Гп/Vп, где Цп,Вп, Гп — соответственно расходы цемента, воды, грунта с учетом корректировки на пробные замесы, кг.
Вы также можете посмотреть следующие разделы
- Вяжущие вещества
- Заполнители
- Микрозаполнители
- Химические добавки
- Вода для бетонов
- Условия твердения строительных стеновых блоков
- Способы определения жесткости бетонной смеси
- О цементно-грунтовых строительных стеновых блоках
- Основные характеристики грунтов для производства стеновых строительных блоков
- Цементы для изготовления стеновых строительных блоков
- Основные требования к строительным стеновым блокам из грунтобетона
- Об арболитовых блоках
- Классификация арболитовых стеновых блоков
- Материалы для производства строительных арболитовых блоков: Органический целлюлозный заполнитель
- Материалы для производства строительных арболитовых блоков: Вяжущие вещества
- Материалы для производства строительных арболитовых блоков: Химические добавки
- Подбор состава арболита
- Твердение и тепловая обработка стеновых арболитовых блоков
- Требования к стеновым блокам из арболита
- Арболитовые блоки и опилкобетонные блоки – отличия
- Дом из арболитовых блоков или дерева: что выбрать?
- О саманных блоках
- Основные требования к блокам из самана
- Материалы для производства саманных стеновых блоков: Вяжущее — глинистые грунты
- Материалы для производства саманных стеновых блоков: Заполнители
- Методы испытания глинистых грунтов для производства самана: Методика определения содержания глинисты
- Методы испытания глинистых грунтов для производства самана: Методика определения содержания глинисты
- Методы испытания глинистых грунтов для производства самана: Методика определения вязкости глинистого
- Подготовка грунта к производству саманных строительных блоков
- Сушка и хранение саманных строительных блоков
- Мероприятия по повышению прочности и водостойкости стеновых саманных блоков
- Особенности производства саманных строительных блоков в зимнее время
- Изготовление блоков из бесцементных бетонов
- Про шлакощелочной бетон
- Требования к материалам для изготовления шлакощелочного бетона
- Подбор состава шлакощелочного бетона
- Рекомендуемые ориентировочные составы тяжелых шлакощелочных бетонов
- Изготовление стеновых бетонных блоков из легких шлакощелочных бетонов
- Изготовление стеновых бетонных блоков из мелкозернистых шлакощелочных бетонов
- Изготовление стеновых бетонных блоков из арболита на шлакощелочном вяжущем
- Изготовление блоков с декоративным слоем
- Приготовление и нанесение декоративных растворов
- Составы декоративных растворов
Цементогрунт
Цементогрунт – это смесь для уплотнения оснований под фундаментные конструкции, дорожное и тротуарное полотно, площади и временные площадки. Такой материал позволяет сэкономить до 4 раз меньше денежных средств, чем обычное укрепление цементом.
Состав
В состав цементогрунта входят:
- цемент высоких марок М300-М400;
- вода;
- грунт с участка.
Материал хорош тем, что для его приготовления можно использовать грунты с участка, который нужно укреплять. Таким образом, за одним из главных компонентов цементогрунта даже ехать никуда не нужно и он совершенно бесплатный! Грунтовые породы содержат камни разных фракций, поэтому выступает в качестве крупного и мелкого заполнителя одновременно.
Нормативные документы обязывают использовать для приготовления цементогрунта шлакопортландцемент и портландцемент высоких марок от М300 и выше. Причем, чем качественнее должен получиться раствор, тем выше должна быть марка вяжущего.
Не каждый грунт можно использовать для замеса бетона. Для этих целей подойдет лесс, лессовидные смешанные породы. Основное требование – компоненты должны содержать много кальция. Чем его больше, тем крепче будет бетон.
Некоторые характеристики
Требования к компонентам цементогрунта ГОСТы не регламентируют, обратиться за информацией можно к другому документу – ВСН 40-88 «Проектирование и устройство фундаментов из цементогрунта для малоэтажных сельских зданий». Согласно п. 2.1 для устройства фундаментов из смеси цементного вяжущего и грунтового отсева пылевато-глинистый грунт должен обладать определенными свойствами:
- содержание частиц фракции менее 0,005 мм не более 30%;
- содержание частиц размером 0,005-0,05 мм – от 15 до 90%;
- пластичность пробы Jр =1-15%;
- легко- и среднерастворимых солей не более 3%;
- при наличии сульфатного засоления количество средне- и легкорастворимых солей не должно превышать 2%;
- водородный показатель почвы рH>6;
- наличие органических примесей не более 0,06%;
- прочность на сжатие В2,5…В10.
Плотность цементогрунта зависит от качества и свойств используемого для приготовления раствора грунта и обычно находится в пределах 1500-1900 кг/м3, но могут выходить за рамки диапазона при разных геологических условиях. Показатель плотности также влияет на морозостойкость готового камня. Ее минимальное значение F25.
Применение
Стабилизация грунта цементом – самый экономичный способ подготовки основания. По сравнению с обычным уплотнением использование комбинированного материала обладает рядом преимуществ:
- высокая прочность от М75;
- покрытие может быть использовано как самостоятельное полотно тротуарных дорожек или проездов (подъездов) небольшой загруженности;
- использование бетона с грунтом в качестве полноценного строительного компонента для возведения фундаментов и стен небольших хозяйственных сооружений, иногда и жилых домов.
Устройство цементогрунтового основания на сегодняшний день встречается нечасто в виду того, что способ известен не всем современным специалистам. Те, кто используют метод подготовки грунта под строительство, существенно экономят деньги на этом этапе.
Для владельцев загородных участков укрепление грунтов цементом станет настоящей находкой при обустройстве тротуаров и подъездов от главной (поселковой) дороги до ворот, садовых дорожек. С помощью материала можно создать качественное и долговечное покрытие быстро и совсем недорого.
В качестве строительного материала цементогрунт использовать можно, но с осторожностью: сложно рассчитать точные пропорции смеси для соблюдения достаточного уровня прочности. По этой причине композит делают для возведения фундаментов гаражей или небольших хозяйственных построек, иногда в качестве фундаментов легких дачных домиков.
Приготовление цементогрунта
Приготовить цементогрунт своими руками совсем несложно – компоненты для смеси доступны и не требуют сложной подготовки. Единственный момент – необходимо знать, насколько пригодны грунты на участке для изготовления рабочего раствора. Хорошо, если в документах на участок будет заключение от геологов.
Для приготовления рабочего раствора понадобится готовая цементогрунтовая смесь – это соединенные цемент и грунт в нужных пропорциях.
- цемент 120-180 кг (по потребности) марок не менее М300;
- просеянный через сито 3-5 мм – 1 м3.
Количество компонентов определяют пропорционально приведенному примеру по потребности. Для затворения приведенного количества компонентов понадобится 270-320 литров воды. В результате должна получиться пластичная удобоукладываемая смесь консистенции, аналогичной классическому бетонному раствору.
Количество ингредиентов следует подбирать индивидуально согласно приведенной пропорции. Для удобства рекомендуется приготовить сухую смесь и по мере необходимости затворять ее.
Как укрепить грунт цементом
Подготовить грунт под строительство или обустроить дорожки можно несколькими способами.
- Укладка готового раствора непосредственно на грунт. Так делают подстилающий слой под фундаменты, заливают тротуары и пешеходные дорожки на дачах, в парках. Поверх такого основания в дальнейшем можно уложить плитку, другую облицовку или оставить в первозданном виде.
- Еще один способ сделать основание крепким – инъекции бетона. Раствор вводят под землю специальным инструментом под давлением, он заполняет заданный объем и грунт твердеет изнутри.
После укладки за свежеуложенным цементогрунтом необходим уход: его следует накрыть пленкой или плотной брезентовой тканью, поливать несколько раз в день в течение 5-7 дней до набора проектной прочности. Эти меры необходимо принимать в летний период. Основная задача – не допустить пересыхания бетона, что незамедлительно приводит к растрескиванию конструкции и дорожного полотна.
Другие способы сделать грунт крепким:
- Введение химикатов, которые, вступая в реакцию с грунтом, образуют прочный камень в основании конструкций и дорожного покрытия;
- Механическое уплотнение не так эффективно, поэтому используется как вспомогательный этап подготовки под строительство и укладку асфальта;
- Для глинистых грунтов подойдет известкование – при введении извести в такое основание оно теряет пластичность и становится более устойчивым и плотным;
- Для скатов эффективно использование георешеток.
На главную | База 1 | База 2 | База 3 |
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа |
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД |
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом |
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения |
Приложение 18. состав, прочность и технология приготовления цементно-грунтовой смеси инструкция по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб- всн 176-78 (утв- минтрансстроем СССР МПС СССР 15-08-78) (в ред от 15-07-85) (2020). Актуально в 2019 году
размер шрифта
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПОСТРОЙКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГОФРИРОВАННЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ- ВСН 176-78 (утв- Минтрансстроем СССР… Актуально в 2018 году
Для цементно-грунтовой смеси следует применять супеси, суглинки и глины, а в качестве вяжущего материала — портландцемент, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 10178-62*. В качестве добавок применяют известь или NaOH, Nа2СО3, Na2SiO3. Расход цемента принимают 15-25%, добавок — 0,5-1,5% массы сухой смеси в зависимости от типа и состояния грунтов. Добавки извести, необходимые для кислых супесчаных грунтов (при рН, равном 3,5-6), составляют 1,5-2% массы сухой смеси. Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов грунта цементно-грунтовой смеси с добавками в возрасте 28 суток должен быть не менее 40 кгс/см2.
Введение добавок извести производят при частичном увлажнении (до 0,6-0,8 оптимальной влажности) и тщательном перемешивании до введения в грунт цемента. Смесь грунта с известью выдерживают в закрытой емкости сутки, после чего в нее вводят добавку-цемент и недостающее до оптимальной влажности количество воды.
Выбранная добавка извести является постоянной для данного грунта независимо от количества и состава других веществ, вводимых при укреплении грунта.
Приложение 19
(к п. 5.86; 5.88-5.90)
Грунтовая смесь для дорожного строительства (варианты)
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог. Технический результат: повышение гидрофобности и морозостойкости грунтовой смеси, а также экономической эффективности строительства. Грунтовая смесь для дорожного строительства содержит минеральное вяжущее, грунт, воду и кремнийорганическую жидкость — октилтриэтоксисилан, при следующем соотношении компонентов, %: грунт — 100, портландцемент — 6-12 (сверх 100%), октилтриэтоксисилан — 0,01-0,3 (сверх 100%), вода — 8-20 (сверх 100%). Также описан вариант грунтовой смеси. 2 н.п. ф-лы, 1 табл.
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог.
Наиболее перспективным направлением в решении проблемы отсутствия прочных каменных материалов и реальной возможностью снижения стоимости строительства и затрат ресурсов является использование местных укрепленных материалов в конструкциях дорожных одежд. Обобщая многолетний отечественный и зарубежный практический опыт применения укрепленных грунтов, можно сделать вывод о том, что грунты, укрепленные одним вяжущим, характеризуются большим набором отрицательных свойств, в особенности низкой водо- и морозостойкостью, значительно снижающих срок службы конструктивного слоя. Решение существующей проблемы возможно с помощью модификации цементогрунта различными целевыми добавками.
Известна смесь укрепленного грунта, содержащая легкий пылеватый суглинок, углеводородсодержащее связующее и воду. В качестве углеводородсодержащего связующего смесь содержит нефтяной шлам (патент №2107703, опубликовано 27.03.1998).
Недостатком данной смеси является то, что состав нефтяного шлама, являющегося отходом производства при подготовке нефти на нефтепромыслах в виде донного слоя нефтепромыслового амбара, неоднороден. Это приводит к тому, что физико-механические характеристики получаемого материала меняются с изменением состава нефтешлама.
Известна укрепляющая грунтовая композиция, содержащая наполнитель крупной фракции, вяжущее и фермент-уплотнитель, в которой в качестве наполнителя крупной фракции использован щебень, наполнителя мелкой фракции — известняковый и бруситовый отсев, в качестве вяжущего — доломитовая известь и цеолит, в качестве фермента-уплотнителя — ПАВ на основе протеинов и сахаров (патент №2236504, опубликовано 20.09.2004).
Однако данная грунтовая композиция имеет высокую прочность на сжатие, что требует устройства деформационных швов при использовании в покрытии или основании автомобильных дорог, что в свою очередь ведет к удорожанию строительно-монтажных работ и увеличению сроков строительства.
Известна смесь из укрепленного портландцементом грунта с химической добавкой — катионным поверхностно-активным веществом ДОН-52КП (патент №2305149, опубликовано 27.08.2007 г.).
Недостатком данной смеси являются недостаточные для использования в основании и покрытии автомобильных дорог физико-механические характеристики, а именно морозостойкость.
Наиболее близким к предложенному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является смесь, включающая грунт, неорганическое вяжущее — цемент и химическую добавку, в качестве которой используют кремнийорганическую гидрофобизирующую жидкость ГКЖ-94 (полиэтилгидросилоксан) (В.М. Безрук. «Укрепление грунтов в дорожном и аэродромном строительстве». Изд-во «Транспорт», 1971 г., стр.125-126), при следующем соотношении компонентов, %:
— грунт- 100,
— цемент — 8-12 (сверх 100%),
— ГКЖ-94 — 0,3-0,7 (сверх 100%),
— вода — оптимальная влажность.
Однако недостатками данного метода укрепления являются недостаточные показатели морозостойкости, краевого угла смачивания и водонасыщения, а также повышенный расход химической добавки, что значительно снижает экономический эффект строительства.
Технический результат изобретения — повышение гидрофобности и морозостойкости грунтовой смеси.
Результат достигается тем, что грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая минеральное вяжущее, кремнийорганическую жидкость, воду и грунт, согласно изобретению содержит в качестве кремнийорганической жидкости октилтриэтоксисилан, при следующем соотношении компонентов, %:
— грунт — 100,
— портландцемент — 6-12 (сверх 100%),
— октилтриэтоксисилан — 0,01-0,3 (сверх 100%),
— вода — 8-20 (сверх 100%).
Результат достигается тем, что грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая минеральное вяжущее, кремнийорганическую жидкость, воду и грунт, согласно изобретению содержит в качестве кремнийорганической жидкости октилтриэтоксисилан и дополнительно щелочь, при следующем соотношении, %:
— грунт — 100,
— портландцемент — 6-10 (сверх 100%),
— октилтриэтоксисилан — 0,01-0,3 (сверх 100%),
— щелочь — 0,1-0,7 (сверх 100%),
— вода — 8-20 (сверх 100%).
Характеристика исходных материалов:
1. Минеральное вяжущее — портландцемент 400-Д0 ГОСТ 10178-85.
2. Кремнийорганическая жидкость — октилтриэтоксисилан ТУ 2437-224-40245042-08.
3. Щелочь — едкий натр ГОСТ 2263-79.
4. Грунты. Для изготовления образцов использовали суглинок легкий пылеватый ГОСТ 25100-95.
5. Вода по ГОСТ 23732-79.
Приготовление и методика испытания образцов предлагаемой грунтовой смеси для дорожного строительства
Вариант 1. Грунты высушили до воздушно-сухого состояния. Грунты просеяли через сито с отверстиями 5 мм (грунты предварительно размельчили). Влажность грунта определили путем высушивания навесок грунта в термостате до постоянной массы при температуре +105°C. Затем внесли вяжущее — портландцемент, смесь перемешали. Ввели водную эмульсию добавки октилтриэтоксисилан, растворенную в оптимальном количестве воды (для получения оптимальной влажности цементогрунта), затем тщательно перемешали в лабораторной лопастной мешалке в течение 4-6 мин. Из полученных смесей изготовили по 12 образцов-цилиндров диаметром 5,0±0,5 см трамбованием на приборе стандартного уплотнения. Число ударов гири при уплотнении смеси такое же, как при уплотнении грунтов. Изготовленные образцы поместили в эксикаторы над водой и хранили таким образом в течение 28 суток для проведения на них испытания с целью определения показателей физико-механических свойств укрепленных грунтов.
Перед испытаниями образцы насытили водой при температуре +18±2°C в течение 48 ч. Вначале образцы залили водой на 1/3 высоты, а через 6 ч — полностью, и выдержали 42 ч. Предел прочности на сжатие и растяжение при расколе образца определили на прессах гидравлических. Рабочая скорость свободного хода поршня 3 мм/мин. Предел прочности вычислили с точностью до 0,5 кгс/см как среднее арифметическое результатов испытаний трех образцов. Расхождение между результатами испытаний отдельных образцов не должно превышать 15%. Предел прочности на растяжение при изгибе определили перерасчетом результатов испытаний на раскол. Испытание образцов на морозостойкость произвели также после их твердения в течение 28 суток и водонасыщения в течение 48 ч. Каждый цикл замораживания-оттаивания состоял из следующих операций: сначала образцы замораживали в морозильной камере в течение 2,5 ч при температуре -18±2°C, затем образцы погрузили в воду на 2±0,5 ч при температуре +18±2°C. После проведения установленного количества циклов замораживания-оттаивания на оттаявших образцах определили предел прочности на сжатие.
Вариант 2. Грунтовую смесь для дорожного строительства, содержащую дополнительно минеральный заполнитель, приготовили и испытали следующим образом.
Грунты высушили до воздушно-сухого состояния. Грунты просеяли через сито с отверстиями 5 мм (грунты предварительно размельчили). Влажность грунта определили путем высушивания навесок грунта в термостате до постоянной массы при температуре +105°C. Затем внесли вяжущее — портландцемент, смесь перемешали. Ввели водную эмульсию добавки октилтриэтоксисилан и щелочи, растворенных в оптимальном количестве воды (для получения оптимальной влажности цементогрунта), затем тщательно перемешали в лабораторной лопастной мешалке в течение 4-6 мин. Из полученных смесей изготовили по 12 образцов-цилиндров диаметром 5,0±0,5 см трамбованием на приборе стандартного уплотнения. Число ударов гири при уплотнении смеси такое же, как при уплотнении грунтов. Изготовленные образцы поместили в эксикаторы над водой и хранили таким образом в течение 28 суток для проведения на них испытания с целью определения показателей физико-механических свойств укрепленных грунтов.
Испытание данной грунтовой смеси проводили по той же схеме, что и по варианту 1.
Пример. В табл.1 показаны физико-механические характеристики различных составов укрепленного портландцементом грунта с добавлением октилтриэтоксисилана и щелочи.
Таблица 1 | ||||||||||
№ п/п | Грунт, % | Вяжущее, % | Кремнийорганическая жидкость, % | Щелочь, % | Вода (оптимальная влажность), % | Физико-механические характеристики | Краевой угол смачивания, ° | |||
Пред. прочности при сжатии, МПа | Пред. прочности на растяжение при изгибе, МПа | Коэффициент морозостойкости | Водонасыщение, % | |||||||
Вариант 1 | ||||||||||
1 | 100 | 6 | 0,01 | — | 12 | 2,4 | 0,65 | 0,75 | 3,5 | 86 |
2 | 100 | 6 | 0,3 | — | 12 | 2,4 | 0,65 | 0,82 | 2,6 | 92 |
3 | 100 | 8 | 0,01 | — | 12 | 3,05 | 0,88 | 0,77 | 2,9 | 90 |
4 | 100 | 8 | 0,3 | — | 12 | 3,05 | 0,88 | 0,85 | 2,0 | 97 |
5 | 100 | 10 | 0,01 | — | 12 | 3,7 | 1,11 | 0,79 | 2,4 | 94 |
6 | 100 | 10 | 0,3 | — | 12 | 3,7 | 1,11 | 0,87 | 1,6 | 102 |
7 | 100 | 12 | 0,01 | — | 12 | 4,35 | 1,35 | 0,81 | 1,9 | 98 |
8 | 100 | 12 | 0,3 | — | 12 | 4,35 | 1,35 | 0,92 | 1,2 | 108 |
Вариант 2 | ||||||||||
9 | 100 | 6 | 0,01 | 0,1 | 12 | 2,9 | 0,71 | 0,75 | 3,5 | 86 |
10 | 100 | 6 | 0,3 | 0,1 | 12 | 2,9 | 0,71 | 0,82 | 2,6 | 92 |
11 | 100 | 6 | 0,01 | 0,7 | 12 | 3,5 | 0,78 | 0,75 | 3,5 | 86 |
12 | 100 | 6 | 0,3 | 0,7 | 12 | 3,5 | 0,78 | 0,82 | 2,6 | 92 |
13 | 100 | 8 | 0,01 | 0,1 | 12 | 3,6 | 0,92 | 0,77 | 2,9 | 90 |
14 | 100 | 8 | 0,3 | 0,1 | 12 | 3,6 | 0,92 | 0,85 | 2,0 | 97 |
15 | 100 | 8 | 0,01 | 0,7 | 12 | 3,9 | 1,16 | 0,77 | 2,9 | 90 |
16 | 100 | 8 | 0,3 | 0,7 | 12 | 3,9 | 1,16 | 0,85 | 2,0 | 97 |
17 | 100 | 10 | 0,01 | 0,1 | 12 | 4,0 | 1,24 | 0,79 | 2,4 | 94 |
18 | 100 | 10 | 0,3 | 0,1 | 12 | 4,0 | 1,24 | 0,87 | 1,6 | 102 |
19 | 100 | 10 | 0,01 | 0,7 | 12 | 4,40 | 1,36 | 0,79 | 2,4 | 94 |
20 | 100 | 10 | 0,3 | 0,7 | 12 | 4,40 | 1,36 | 0,87 | 1,6 | 102 |
Прототип | 100 | 12 | 0,5* | — | 12 | 4,35 | 1,35 | 0,65 | 3,5 | 86 |
* в качестве химической добавки — кремнийорганическая жидкость ГКЖ-94 |
Анализ полученных результатов показал, что введение октилтриэтоксисилана приводит к росту краевого угла смачивания и уменьшению водонасыщения, т.е. повышению гидрофобности, а также росту морозостойкости.
Из таблицы видно, что при введении дополнительно щелочи наблюдается прирост прочности на сжатие и на растяжение при изгибе.
Установлено, что при введении кремнийорганической жидкости октилтриэтоксисилан в состав грунта укрепленного 6-10% цемента позволяет использовать полученный материал в основаниях переходного типа, дополнительных слоях основания капитального и облегченного типа дорожных одежд; при введении в состав грунта укрепленного 12% цемента — в основаниях облегченного типа и покрытиях переходного типа дорожных одежд.
Также определено, что при введении кремнийорганической жидкости октилтриэтоксисилан совместно с щелочью в состав грунта укрепленного 10% цемента позволяет использовать полученный материал в основаниях облегченного типа, покрытиях переходного типа дорожных одежд.
Устойчивая положительная динамика всех определяемых физико-механических характеристик полученного материала дает широкую область его применения в дорожном строительстве.
Рост экономической эффективности обусловлен высокой долговечностью материала, а следовательно, увеличенными межремонтными сроками и сроком службы дорожной одежды.
1. Грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая минеральное вяжущее, кремнийорганическую жидкость, воду и грунт, отличающаяся тем, что содержит в качестве кремнийорганической жидкости октилтриэтоксисилан, при следующем соотношении компонентов, %:
— грунт — 100,
— портландцемент — 6-12 (сверх 100%),
— октилтриэтоксисилан — 0,01-0,3 (сверх 100%),
— вода — 8-20 (сверх 100%).
2. Грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая минеральное вяжущее, кремнийорганическую жидкость, воду и грунт, отличающаяся тем, что содержит в качестве кремнийорганической жидкости октилтриэтоксисилан и дополнительно щелочь, при следующем соотношении, %:
— грунт — 100,
— портландцемент — 6-10 (сверх 100%),
— октилтриэтоксисилан — 0,01-0,3 (сверх 100%),
— щелочь — 0,1-0,7 (сверх 100%),
— вода — 8-20 (сверх 100%).
Дорожка из грунтоцемента: Строительство
Прочное всепогодное покрытие возле дома, в гараже или подсобном помещении, на пешеходной дорожке — вещь и удобная, и необходимая. Обычно для устройства покрытий используют цементный или асфальтовый бетоны. Эти традиционные конгломератные материалы представляют собой смеси вяжущих веществ (цемента или битума), а также заполнителей (щебня и строительного песка). Однако стоимость таких покрытий достаточно велика, да и компоненты, необходимые для приготовления бетона, не всегда легко достать. Поэтому перспективно при устройстве покрытий применение альтернативного материала — грунтоцемента.
Как видно из названия, этот материал состоит из грунта и цемента. Причем если в цементобетоне содержится до 25% цемента, то в грунтоцементе всего 10—12%. А если учесть, что основную по массе составляющую грунтоцемента — грунт — не надо приобретать, то стоимость груитоцемента окажется в 2—3 раза ниже, чем цементобетона.
Конечно, грунтоцемент не так крепок, его прочность не достигает и половины прочности цементобетона. Но этого в большинстве случаев вполне достаточно для пешеходных дорожек и проездов для легковых автомобилей. Отметим, что по внешнему виду грунтоцемент мало чем отличается от обычного грунта, поэтому такое покрытие не портит внешний вид участка.
Не следует думать, что грунтоцемент — строительный материал второго сорта и используется только на второстепенных объектах. В нашей стране и за рубежом его достаточно широко применяют на автодорогах и на аэродромах, для облицовки каналов и дамб, во всех строительных сооружениях, где достаточная прочность и долговечность должны сочетаться с низкой стоимостью.
До сих пор грунтоцемент не часто используется в индивидуальном строительстве, так как качество грунтоцементных покрытий зависит от тщательного соблюдения многочисленных правил приготовления и уплотнения смесей, ухода за твердеющим материалом. Причем испытания грунтов и подбор состава грунтоцементных смесей проводят в только хорошо оснащенных лабораториях. К тому же средства малой механизации для устройства грунтоцементных покрытий отечественной промышленностью не выпускаются. И все же, если вы не боитесь физического труда, будете ответственны, внимательны и терпеливы, есть все основания полагать, что грунтоцемент оправдает ваши надежды и сбережет содержимое вашего кошелька.
Грунтоцементные покрытия во дворах, на приусадебных участках, пешеходных дорожках, спортивных площадках и во всех других местах, где «только ступает нога человека», могут иметь толщину 10 см. Если покрытие предназначено для проезда легкового автомобиля, его толщину увеличивают до 13—15 см. Слой грунтоцемента, предназначенного для стоянки легкового автомобиля в гараже или на открытом воздухе, должен иметь толщину не менее 16 см. Если по грунтоцементному покрытию возможен проезд одиночных грузовых автомобилей или тракторов, его толщину принимают 20 см. В областях страны с суровыми климатическими условиями толщину покрытий увеличивают на 3—4 см.
Можно перекрыть грунтоцемент тонким слоем (2—4 см) асфальтобетонной смеси. В этом случае асфальтобетон будет играть роль защитного слоя, а грунтоцемент — основного несущего слоя покрытия. Рекомендованные выше толщины покрытий из грунтоцемента можно уменьшить на толщину защитного слоя. Но следует помнить, что по технологическим соображениям, толщина слоя грунтоцемента не должна быть меньше 10 см.
Основной по объему и массе компонент груптоцемента — грунт. Кай правило, грунт для устройства покрытия не надо завозить со стороны, хотя такая возможность и не исключается. Непригодны для обработки цементом лишь верхние слои растительного грунта, содержащие органические (гумусовые) примеси и некоторые разновидности засоленных грунтов.
Предпочтительнее использовать в грунтоцементных покрытиях песчаные и гравелистые грунты так называемого оптимального зернового состава, то есть с достаточным содержанием частиц всех размеров — от самых мелких до самых крупных. Одномерные пески и супеси требуют повышенного расхода цемента. Глинистые и суглинистые грунты вручную очень трудно равномерно перемешать с цементом. Грунты не должны содержать камней крупнее 40 мм, растительных остатков и других посторонних примесей. Для получения грунтоцемента пригодны все разновидности портландцемента и шлакопортландцемента марок «300», «400» и выше.
Определение оптимального количества цемента в грунтоцементной смеси — ключ к успеху всего мероприятия. Если нет возможности воспользоваться услугами лаборатории, где могут исследовать строительно-технические свойства вашего грунта и испытать образцы из цементно-грунтовой смеси, внимательно изучите рекомендации таблицы 1.
Содержание цемента в грунтоцементе в зависимости от вида грунта
Грунты | Содержание цемента в грунтоцементной смеси | ||
---|---|---|---|
% (по массе) | кг (в 1 м³ смеси) | % (по объему) | |
Гравийные, дресвяные и щебенистые грунты; гравелистые, крупные и средние равномерные пески | 6—8 | 130—180 | 7—9 |
Гравелистые, крупные, средние и мелкие пески, одномерные, пылеватые пески | 8—10 | 140—200 | 10—12 |
Супеси и легкие суглинки | 10—12 | 200—240 | 12—15 |
Тяжелые суглинки, песчаные и пылеватые глины | 13—15 | 240—280 | 16—18 |
Примечание: Если вы работаете с цементом марки «400», можете принять средние из приведенных в таблице значений расхода цемента. Если марка цемента ниже, ориентируйтесь на максимальные значения. В районах с суровым климатом или при проведении работ в неблагоприятных погодных условиях также необходим максимальный расход цемента.
Следует помнить, что при низком содержании цемента покрытие будет недостаточно прочным и морозостойким. При высоком расходе цемента материал становится хрупким, на его поверхности появляются трещины. Все же избыток цемента в количестве 1—2% предпочтительнее, чем его недостаток.
Если есть сомнения в качестве применяемого грунта и рациональной дозировке цемента, рекомендуется весь цикл работ по устройству покрытия выполнить сначала на небольшом пробном участке.
Работы по строительству грунтоцементных покрытий состоят из следующих технологических операций: подготовки грунта, распределения цемента, перемешивания смеси, уплотнения смеси, влажного ухода за покрытием.
Подготовка грунта заключается в измельчении крупных комьев глины и удалении камней размером более 40 мм. Переувлажненный в дождливую погоду грунт нужно просушить. При возможности для измельчения грунта следует воспользоваться бороной или плугом. Все работы проводят при температурах воздуха не менее +10°С дном и не менее +5°С ночью (при отрицательных температурах цемент практически не твердеет).
Распределяя цемент по участку, его можно дозировать ведром известного объема, высыпать непосредственно из бумажных мешков вместимостью 50. кг. Разравнивают цемент граблями. Сразу после распределения каждого ведра или мешка цемент, слегка присыпают грунтом, чтобы не происходило пыления или выветривания цемент. Подсчитать количество цемента для создания требующегося грунтоцементного покрытая вам поможет таблица 2.
Размеры участка, на котором можно устроить грунтоцементное покрытие
Расход цемента, % (по объему) | Толщина слоя покрытия, см | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | |
8 | 4 | 3,4 | 2,8 | 2,5 | 2,2 | 2 |
10 | 3,3 | 2,8 | 2,4 | 2 | 1,8 | 1,6 |
12 | 2,8 | 2,3 | 2 | 1,8 | 1,6 | 1,4 |
14 | 2,4 | 2 | 1,7 | 1,5 | 1,3 | 1,2 |
16 | 2 | 1,7 | 1,4 | 1,2 | 1,1 | 1 |
18 | 1,8 | 1,5 | 1,3 | 1,1 | 1 | 0,9 |
Если нет возможности воспользоваться для перемешивания грунта с цементом легкой почвообрабатывающей машиной, необходимо вооружиться лопатой и мастерком; Перемешивание ведут до получения однородной по цвету смеси, следя за тем, чтобы толщина обрабатываемого слоя соответствовала расчетной. Учтите, что толщина рыхлой смеси примерно в 1,3 раза больше толщины уплотненного слоя.
После перемешивания грунта с цементом необходимо проверить достаточно ли в смеси воды. Для этого пробу смеси сжимают в кулаке. Если полученный таким образом образец сохраняет форму, не растрескивается, а на ладошке остаются лишь легкие следы грунта, влажность смеси соответствует оптимальной. Если же ладонь мокрая и грязная, значит, в смеси избыток воды, что приводит к снижению прочности грунтоцемента. При недостатке влаги грунтоцементная смесь с трудом поддается уплотнению.
Воду следует добавлять осторожно, порциями, по возможности равномерно распределяя ее по поверхности покрытия, например при помощи садового шланга. В сомнительных случаях предпочтительнее некоторый избыток воды.
Иногда имеется возможность перемешать грунт с цементом и водой в бетономешалке или растворомешалке. Механическое перемешивание обычно позволяет получить смесь более высокого качества, чем перемешивание вручную.
Перед уплотнением поверхность смеси разравнивают граблями. Маловероятно, что удастся обработать покрытие площадочным вибратором или укатать его легким моторным катком. Скорее всего придется уплотнять грунтоцемент ручными трамбовками с площадью основания примерно 20 × 20 см. Это очень трудоемкая, но крайне необходимая работа, поскольку прочность материала покрытия возрастает пропорционально квадрату плотности. В течение дня один работающий может уплотнить нe более 10 м² покрытия. Из этого надо исходить, назначая дневную норму работ, поскольку уложенный на участок слой грунтоцемента должен быть уплотнен в тот же день. Если площадь покрытия значительно больше 10 м², разбейте его на отдельные секции или участки и особенно тщательно ведите работы в зоне швов между ними.
Уплотнение закапчивают, когда трамбовка не оставляет заметных отпечатков на поверхности покрытия. Перед окончанием работ граблями удаляют рыхлые, не связавшиеся с основной массой материала частицы, в последний раз проходят по всей площади трамбовкой и слегка увлажняют поверхность.
Как и цементобетон, грунтоцемент для набора прочности нуждается во влажном уходе в течение 7—8 суток и более. Цель влажного ухода состоит в том, чтобы не допустить испарения из материала воды, необходимой для твердения цемента. Вообще говоря, твердение цемента продолжается месяцы и даже годы. Но особенно важно сохранить в материале воду в первые часы и дни после его укладки. Поверхность покрытия, высохшая сразу после укладки, растрескивается и шелушится.
По окончании уплотнения рекомендуется укрыть покрытие полиэтиленовой пленкой, рубероидом, пергамином или другим водонепроницаемым материалом.
Можно использовать мешковину (или другую ткань), но ее следует периодически увлажнять.
Кроме покрытий, грунтоцемент используется, например, для изготовления строительных блоков, оснований под полы в жилых помещениях, ограждающих и подпорных стенок. Но осваивать технологию этого прочного, долговечного и недорогого материала лучше всего при устройстве покрытий.
Грунтоцемент для дорожек и тротуаров
Увидев такой заголовок, у вас, скорее всего, промелькнет мысль: что это за грунтоцемент? Для чего все эти придумки? Зачем при огромном выборе современных строительных материалов использовать такой непрактичный и ненадёжный материал? Но давайте повременим с выводами и попробуем разобраться в этом вопросе до конца. Прочное всепогодное покрытие возле дома, в гараже или подсобном помещении, на пешеходной дорожке — вещь и удобная, и необходимая. Обычно для устройства покрытий используют цементный или асфальтовый бетоны. Эти традиционные конгломератные материалы представляют собой смеси вяжущих веществ (цемента или битума), а также заполнителей (щебня и строительного песка). Однако стоимость таких покрытий достаточно велика, да и компоненты, необходимые для приготовления бетона, не всегда легко достать. Поэтому перспективно при устройстве покрытий применение альтернативного материала — грунтоцемента.
Традиционный строительный бетон имеет достаточно высокую стоимость. Что следует знать, когда мы хотим подсчитать, в какую сумму нам обойдётся строительство, где цемент является важнейшей составляющей частью? Во-первых, обозначьте марки цемента, которые будете применять. Выбор следует делать, учитывая плотность цемента, т.к. свойства цемента, его прочность, напрямую зависят от его сорта и марки. Во-вторых, прикиньте, сколько цемента потребуется. Не забывайте, что одним из отрицательных качеств этого строительного материала, является такие свойства цемента, как способность «распыляться». Оставьте запас на «усушку и утруску». А теперь подведите итоги. Стоимость цемента и все работы, связанные с бетонированием, выливаются «в копеечку». Задайте себе справедливый вопрос: «Нужна ли нам такая надёжность и прочность»? Если нет, то на второстепенных и на не очень ответственных участках представляется возможным использовать альтернативный материал — грунтоцемент.
Из грунтоцемента можно строить не только пешеходные дорожки на загородном участке, он вполне приемлем для «заливки» гаражного пола или пола в сарае, другом подсобном помещении. На Западе и у нас в стране грунтоцемент используется для строительства дамб и облицовки проточных канав, второстепенных дорог и даже взлётно-посадочных полос для легкомоторных самолётов. На все 100% используются такие качества этого материала, как низкая себестоимость и трудозатраты в сочетании с достаточной прочностью и долговечностью построек из грунтоцементных покрытий. Секрет строительства из грунтоцемента прост. Он заключается в правильном определении, сколько цемента необходимо иметь в составе грунтоцементной смеси, обязательной реальной оценке качества самого грунта, строгом соблюдении технологии подготовки смеси и контроле над процессом отвердевания. Для пешеходных дорожек, достаточное содержание цемента в смеси составляет 8-10%, причём цемент может быть любой марки. Практически делается всё просто. В зависимости от качества используемого грунта определяется необходимое количество цемента (по массе):
-Грунт гравийный и щебенистый – 6-8%
-Пески всех видов – 8-10%
-Суглинки лёгкие – 11-13%
-Суглинки тяжёлые – 13-15%
Грунтоцементная дорога для легкового автомобиля строится толщиной 15 см. Такой же толщины слой необходимо иметь и в гараже или месте, где стоит автомобиль на открытом воздухе. Если по дороге хотя бы изредка будет проезжать грузовой транспорт, то придётся строить покрытие, толщина которого превышает 20 см. При строительстве дорог обязательно нужно учитывать климатические условия. Если они слишком неблагоприятные, то к расчётной толщине покрытий надо добавить ещё сантиметров 5. К сожалению, грунтоцемент до сих пор не часто используют в индивидуальном строительстве. Почему? Потому, что нам просто лень возиться. Качество грунтоцементных покрытий зависит от внимательности, терпения и ответственности застройщика. Но взамен, если проведён правильный расчёт цемента, вы сбережёте значительную часть вашего кошелька.
Как видно из названия, этот материал состоит из грунта и цемента. Причем если в цементобетоне содержится до 25% цемента, то в грунтоцементе всего 10-12%. А если учесть, что основную по массе составляющую грунтоцемента — грунт — не надо приобретать, то стоимость грунтоцемента окажется в 2-3 раза ниже, чем цементобетона. Конечно, грунтоцемент не так крепок, его прочность не достигает и половины прочности цементобетона. Но этого в большинстве случаев вполне достаточно для пешеходных дорожек и проездов для легковых автомобилей. Отметим, что по внешнему виду грунтоцемент мало чем отличается от обычного грунта, поэтому такое покрытие не портит внешний вид участка. Не следует думать, что грунтоцемент — строительный материал второго сорта и используется только на второстепенных объектах. В нашей стране и за рубежом его достаточно широко применяют на автодорогах и на аэродромах, для облицовки каналов и дамб, во всех строительных сооружениях, где достаточная прочность и долговечность должны сочетаться с низкой стоимостью.
До сих пор грунтоцемент не часто используется в индивидуальном строительстве, так как качество грунтоцементных покрытий зависит от тщательного соблюдения многочисленных правил приготовления и уплотнения смесей, ухода за твердеющим материалом. Причем испытания грунтов и подбор состава грунтоцементных смесей проводят в только хорошо оснащенных лабораториях. К тому же средства малой механизации для устройства грунтоцементных покрытий отечественной промышленностью не выпускаются. И все же, если вы не боитесь физического труда, будете ответственны, внимательны и терпеливы, есть все основания полагать, что грунтоцемент оправдает ваши надежды и сбережет содержимое вашего кошелька. Грунтоцементные покрытия во дворах, на приусадебных участках, пешеходных дорожках, спортивных площадках и во всех других местах, где «только ступает нога человека», могут иметь толщину 10 см. Если покрытие предназначено для проезда легкового автомобиля, его толщину увеличивают до 13-15 см. Слой грунтоцемента, предназначенного для стоянки легкового автомобиля в гараже или на открытом воздухе, должен иметь толщину не менее 16 см. Если по грунтоцементному покрытию возможен проезд одиночных грузовых автомобилей или тракторов, его толщину принимают 20 см. В областях страны с суровыми климатическими условиями толщину покрытий увеличивают на 3-4 см.
Можно перекрыть грунтоцемент тонким слоем (2-4 см) асфальтобетонной смеси. В этом случае асфальтобетон будет играть роль защитного слоя, а грунтоцемент — основного несущего слоя покрытия. Рекомендованные выше толщины покрытий из грунтоцемента можно уменьшить на толщину защитного слоя. Но следует помнить, что по технологическим соображениям, толщина слоя грунтоцемента не должна быть меньше 10 см. Основной по объему и массе компонент грунтоцемента — грунт. Как правило, грунт для устройства покрытия не надо завозить со стороны, хотя такая возможность и не исключается. Непригодны для обработки цементом лишь верхние слои растительного грунта, содержащие органические (гумусовые) примеси и некоторые разновидности засоленных грунтов. Предпочтительнее использовать в грунтоцементных покрытиях песчаные и гравелистые грунты так называемого оптимального зернового состава, то есть с достаточным содержанием частиц всех размеров — от самых мелких до самых крупных. Одномерные пески и супеси требуют повышенного расхода цемента. Глинистые и суглинистые грунты вручную очень трудно равномерно перемешать с цементом. Грунты не должны содержать камней крупнее 40 мм, растительных остатков и других посторонних примесей. Для получения грунтоцемента пригодны все разновидности портландцемента и шлакопортландцемента марок «300», «400» и выше.
Определение оптимального количества цемента в грунтоцементной смеси — ключ к успеху всего мероприятия. Если нет возможности воспользоваться услугами лаборатории, где могут исследовать строительно-технические свойства вашего грунта и испытать образцы из цементно-грунтовой смеси, внимательно изучите рекомендации таблицы 1. Примечание: Если вы работаете с цементом марки «400», можете принять средние из приведенных в таблице значений расхода цемента. Если марка цемента ниже, ориентируйтесь на максимальные значения. В районах с суровым климатом или при проведении работ в неблагоприятных погодных условиях также необходим максимальный расход цемента. Следует помнить, что при низком содержании цемента покрытие будет недостаточно прочным и морозостойким. При высоком расходе цемента материал становится хрупким, на его поверхности появляются трещины. Все же избыток цемента в количестве 1-2% предпочтительнее, чем его недостаток. Если есть сомнения в качестве применяемого грунта и рациональной дозировке цемента, рекомендуется весь цикл работ по устройству покрытия выполнить сначала на небольшом пробном участке.
Работы по строительству грунтоцементных покрытий состоят из следующих технологических операций: подготовки грунта, распределения цемента, перемешивания смеси, уплотнения смеси, влажного ухода за покрытием. Подготовка грунта заключается в измельчении крупных комьев глины и удалении камней размером более 40 мм. Переувлажненный в дождливую погоду грунт нужно просушить. При возможности для измельчения грунта следует воспользоваться бороной или плугом. Все работы проводят при температурах воздуха не менее +10°С дном и не менее +5°С ночью (при отрицательных температурах цемент практически не твердеет). Распределяя цемент по участку, его можно дозировать ведром известного объема, высыпать непосредственно из бумажных мешков вместимостью 50. кг. Разравнивают цемент граблями. Сразу после распределения каждого ведра или мешка цемент, слегка присыпают грунтом, чтобы не происходило пыления или выветривания цемент. Подсчитать количество цемента для создания требующегося грунтоцементного покрытая вам поможет таблица 2.
Если нет возможности воспользоваться для перемешивания грунта с цементом легкой почвообрабатывающей машиной, необходимо вооружиться лопатой и мастерком; Перемешивание ведут до получения однородной по цвету смеси, следя за тем, чтобы толщина обрабатываемого слоя соответствовала расчетной. Учтите, что толщина рыхлой смеси примерно в 1,3 раза больше толщины уплотненного слоя. После перемешивания грунта с цементом необходимо проверить достаточно ли в смеси воды. Для этого пробу смеси сжимают в кулаке. Если полученный таким образом образец сохраняет форму, не растрескивается, а на ладошке остаются лишь легкие следы грунта, влажность смеси соответствует оптимальной. Если же ладонь мокрая и грязная, значит, в смеси избыток воды, что приводит к снижению прочности грунтоцемента. При недостатке влаги грунтоцементная смесь с трудом поддается уплотнению. Воду следует добавлять осторожно, порциями, по возможности равномерно распределяя ее по поверхности покрытия, например при помощи садового шланга. В сомнительных случаях предпочтительнее некоторый избыток воды.
Иногда имеется возможность перемешать грунт с цементом и водой в бетономешалке или растворомешалке. Механическое перемешивание обычно позволяет получить смесь более высокого качества, чем перемешивание вручную. Перед уплотнением поверхность смеси разравнивают граблями. Маловероятно, что удастся обработать покрытие площадочным вибратором или укатать его легким моторным катком. Скорее всего придется уплотнять грунтоцемент ручными трамбовками с площадью основания примерно 20-20 см. Это очень трудоемкая, но крайне необходимая работа, поскольку прочность материала покрытия возрастает пропорционально квадрату плотности. В течение дня один работающий может уплотнить не более 10 м2 покрытия. Из этого надо исходить, назначая дневную норму работ, поскольку уложенный на участок слой грунтоцемента должен быть уплотнен в тот же день. Если площадь покрытия значительно больше 10 м2, разбейте его на отдельные секции или участки и особенно тщательно ведите работы в зоне швов между ними.
Уплотнение закапчивают, когда трамбовка не оставляет заметных отпечатков на поверхности покрытия. Перед окончанием работ граблями удаляют рыхлые, не связавшиеся с основной массой материала частицы, в последний раз проходят по всей площади трамбовкой и слегка увлажняют поверхность. Как и цементобетон, грунтоцемент для набора прочности нуждается во влажном уходе в течение 7-8 суток и более. Цель влажного ухода состоит в том, чтобы не допустить испарения из материала воды, необходимой для твердения цемента. Вообще говоря, твердение цемента продолжается месяцы и даже годы. Но особенно важно сохранить в материале воду в первые часы и дни после его укладки. Поверхность покрытия, высохшая сразу после укладки, растрескивается и шелушится. По окончании уплотнения рекомендуется укрыть покрытие полиэтиленовой пленкой, рубероидом, пергамином или другим водонепроницаемым материалом. Можно использовать мешковину (или другую ткань), но ее следует периодически увлажнять. Кроме покрытий, грунтоцемент используется, например, для изготовления строительных блоков, оснований под полы в жилых помещениях, ограждающих и подпорных стенок. Но осваивать технологию этого прочного, долговечного и недорогого материала лучше всего при устройстве покрытий.
При строительстве покрытий сначала подготавливают грунт: измельчают, удаляют растительные остатки. Затем равномерно рассыпают на грунт цемент, чтобы он не выветривался, его немного присыпают землёй. Для получения нужной однородности смеси по качеству и по цвету немного перемешивают грунт с цементом. Мастерком, лопатой, граблями. Следите за толщиной покрытия с учётом того, что толщина не утрамбованной смеси больше, чем толщина готового уплотнённого слоя в 1-3 раза. Проверьте состояние влажности строительной смеси. Сожмите её в кулаке. Если образец не разваливается и не трескается, а рука лишь немного испачкана грунтом — влажность близка к идеальной. При недостатке влаги воду надо добавлять очень осторожно, малыми порциями. Затем поверхность разравнивается и уплотняется трамбовкой или катком. Работа закончена тогда, когда трамбовка не будет оставлять следов на поверхности. Для полного набора прочности минимум 7-8 суток. В это время надо постоянно следить, чтобы поверхность покрытия не пересыхала. При необходимости — увлажнять. Можно укрыть поверхность полиэтиленовой плёнкой, мешковиной и т.п. материалом. А вот теперь решайте, покупать ли вам тротуарную плитку, сколько её потребуется и во что это обойдётся. Или ограничиться приобретением нескольких мешков цемента, а все остальные работы не спеша выполнить самостоятельно. Строительство грунтоцементных покрытий – хорошая альтернатива современным строительным материалам, применяемым для этих целей.
Применение простейших приспособлений – жестких форм для изготовления строительных блоков значительно упрощает и облегчает весь цикл работ. Блоки можно быстро прессовать в прямоугольных деревянных формах, обитых изнутри жестью или пластиком. У форм нет дна и верха. Форма ставится на прочный стол, обитый жестью, и засыпается смесью. Уплотнение смеси ведется ударами деревянной киянки через прокладку. Можно прессовать крупные блоки, используя автомобильный винтовой или гидравлический домкрат и мощную раму из стального профиля. Еще быстрее можно прессовать из грунтоцемента «таблетки» и «колонны» в отрезках металлических труб диаметром более 100 мм, и длиной от 5 до 10 диаметров. Для этого полуметровый отрезок трубы ставится на жесткое (металлическое) основание вертикально, и внутрь трубы засыпается отмеренная порция готового грунтоцемента. И для отмеривания порций грунта и цемента (в соотношении 1:9, 1:10, 1:11 и т.д.) при изготовлении смеси, и для отмеривания порции готового грунтоцемента для прессования одной «таблетки», удобно использовать одну и ту же мерную емкость (например, детское ведерко или подходящую кастрюльку). Засыпав в трубу одну порцию смеси, вставляем туда подогнанную по диаметру и по длине трубы деревянную чурку. Несколькими ударами деревянной колотушки или просто дубины (неожиданное применение) прессуется «таблетка».
Если нужна «колонна» — заливаем чуть-чуть воды, засыпаем еще порцию смеси и снова прессуем. Действуя так, можно последовательно получить «колонну» высотой в два, три или в четыре раза больше стандартной «таблетки». Нецелесообразно делать «колонны» с соотношением высоты к диаметру большим 4:1, они могут сломаться. Повалив трубу на бок, легко выбиваем «колонну» или «таблетку» из трубы. Готовые «таблетки» аккуратно складываем рядами в яму, откуда брали грунт. Яму перекрываем жердями или досками, накрываем полиэтиленовой пленкой, а сверху слоем веток, травы. В таком укрытии отформованные «таблетки» точно не высохнут, и через неделю наберут достаточную крепость. Из готовых «таблеток», поставленных друг на друга на цементном растворе, получаются оригинальные стенки, по конструкции напоминающие частокол из бревен, поставленных вертикально, вплотную друг к другу. Еще интереснее стенка получается, если «бревна» в ней сделать не идеально прямыми, а волнистыми или с дугообразным изгибом, наподобие того, как выходит из тюбика зубная паста или фарш из мясорубки. По тому же принципу «зубной пасты» можно обрамлять круглым бордюром извилистые дорожки и клумбы, только «таблетки» укладываются одна к одной, положенные на бок.